Новости

Бананы повально посерели

На днях Минский столичный союз предпринимателей и работодателей сообщил в Совмин, что на оптовые рынки страны из России ввозится огромное количествобананов и цитрусовых по серым схемам, без растаможки. И хоть таможенной границы для братских товаров у нас нет, бюджет от таких фокусов ежемесячно недополучает приличные деньги.
В апреле президент подписал указ «О временном установлении ставок ввозных таможенных пошлин на товары», по которому на 6 месяцев повысились ввозные таможенные пошлины на продукты питания. Минсельхозпрод традиционно через госСМИ объяснил: «Повышение пошлин обусловлено необходимостью защиты отечественных производителей».
Защищая отечественного агрария, государство ввело таможенные пошлины, в т.ч. запретительного плана (на уровне 180%), на капусту, свеклу, морковь, репчатый лук и т.д. Однако подобные меры бумерангом ударили по законопослушным белорусским импортерам бананов и цитрусовых.
Председатель Совета по делам торговли Минского столичного союза Виктор Маргелов констатирует: «Объективная реальность такова: из России сегодня крайне выгодно везти фрукты в Беларусь контрабандой. Наблюдается как минимум троекратный уход от налогов по этой группе товаров. Во-первых, в России есть структуры, которые умело уходят от внимания государства в части налоговой нагрузки; во-вторых, через прозрачную российско-белорусскую границу порядка 50% цитрусовых и бананов может проходить без официальной растаможки; в-третьих, партия неучтенного, серого груза дробится для реализации индивидуальными предпринимателями на оптовых рынках (типа «Лебяжьего»). И следы окончательно запутываются. В результате у этих ИП наценка может достигать порядка 100%. Но все равно «бананы с апельсинами» у них оказываются на порядок дешевле, чем в белорусских магазинах, законопослушно работающих с официальными импортерами.
У нас есть шансы потерять всех официальных импортеров фруктов, да и овощей. Ну кто сюда повезет раннюю капусту при таком раскладе? Кроме того, растет пресловутое социальное напряжение. Ко мне уже не раз и не два подходили возмущенные люди и рассказывали, за сколько продаются бананы с цитрусовыми на «Лебяжьем», а за сколько - на лотке, в километре от этого почтенного рынка. Открытия завораживают «простых белорусов». Они видят, что разница достигает минимум 50%. Неудивительно, что граждане, вспоминая Жванецкого, тихо матерят «родную власть».
Анализ ситуации со стороны деловых кругов обнаружил следующее. Белорусская таможня на процесс роста фруктовой контрабанды повлиять не может. Налоговые органы - тоже. Потому что те, кто торгует сегодня на рынках «серыми бананами», стоят там с сертификатами официальных импортеров, которые что-то сюда еще возят «по-белому». А на отдельно взятом банане не написано, серый он или вполне себе белый…
При этом никто не заинтересован, бизнес в т.ч., в сохранении подобных схем, никто не хочет сознательно уходить в тень. Вопрос, по мнению Маргелова, стоит жестко: или цивилизованный рынок, или Малая Арнаутская в Одессе времен НЭПа.
В результате многочисленных консультаций с профессионалами данного рынка в недрах Минского столичного союза и родилось упомянутое обращение в правительство. В нем, помимо беспокойства в связи со сложившейся ситуацией, озвучено конкретное предложение по исправлению ситуации. В частности, предлагается срочно инициировать разработку нормативно-правового акта, в соответствии с которым каждый ящик с бананами и цитрусовыми, поступающий в Беларусь, будет маркироваться контрольно-идентификационными марками (по аналогии с акцизными). Эта мера, по мнению специалистов, затруднит фруктовую контрабанду хотя бы в крупных размерах. Тем, кто гонит сюда фуры с фруктами, 1000 ящиков с одинаковыми марками набрать будет не так уж просто.

Чёрная дыра от бублика

В чем-то похожая для бюджета ситуация примерно 5 лет назад наблюдалась на рынке кофе. Благодаря чему нашу страну можно было смело называть черной кофейной дырой.
Одна из схем поставок выглядела следующим образом. Фирма N провозит через прозрачную (для российских товаров) белорусскую таможню российский кофе с прилагающимся сертификатом происхождения без растаможки. И реализует его здесь по низким ценам: через рынки, киоски и т.д. Статистическая декларация предоставляется в таможенные органы лишь в течение 5 дней с момента оприходования товара через склад. Но если кофе быстро находит своего потребителя, то на пятый день продавец может спокойно уничтожить все накладные и играть в дурака: «Не было никакого кофе. Какая может быть статистическая декларация?»
Максимум, на что может «попасть» продавец - на «подарок» для «дорогого» контролера. Контролер получает скромный бублик, белорусский бюджет - огромную дырку от бублика.
Но не все так просто. Дешевый кофейный порошок в России производили из обжаренного зеленого кофе, и по закону он мог называться российским продуктом. Другое дело - гранулированный и кристаллический кофе. Эти растворимые виды можно выпускать только на чрезвычайно дорогостоящих предприятиях. В России и Беларуси таких 5 лет назад не было (в наших странах в основном фасовали и фасуют сырье, привезенное из третьих стран).
И торгово-промышленные палаты не имели права выдавать сертификаты происхождения на этот товар. Но бизнесмены из России подобные сертификаты получали, и «чисто российский товар» беспошлинно ввозился через нашу таможню по фальшивым СТ-1.
Был и еще один вариант развития событий. Кофе везли из России, при этом он был нормально произведен и расфасован в третьей стране (той же Бразилии) и СТ-1 не имел. В таком случае требовалось подать в таможенные органы т.н. импортную декларацию: в течение 15 дней с момента поступления товара на склад. Оплачивались все таможенные платежи, но товар в зону таможенного контроля не предоставлялся. Российский предприниматель беспрепятственно ввозил, скажем, 5 т импортного кофе, на руках имея левые накладные (допустим, на 1 т), и в течение предоставленных 15 дней запросто продавал 4 т кофе.
Эти «кофейные сценарии» на выходе имеют много общего. Благодаря им все нормальные белорусские граждане и ревизоры никогда не знали простейших вещей: из какой страны приехал «рыночный» кофе, какая его подлинная отпускная цена, имелся ли у него СТ-1, каково его качество и т.д.
Качество - вопрос совершенно особый. Российские специалисты регулярно производят экспертизу реализуемого у них кофе. Среди проверяемых образцов к кофе имеет отношение в лучшем случае половина. Стоит ли говорить, что все это барахло, не имеющее к кофе никакого отношения, совершенно легально тащили в РБ?
Пять лет назад в республике растамаживались 3-4 т кофе в месяц. Но простейшие подсчеты (основанные на реальных потребностях среднего белоруса) говорили о том, что каждый месяц республика ухитряется выпивать 300 т кофе. С убытками для бюджета в десятки миллионов долларов. За последнее время на кофейной границе был вроде бы наведен порядок. Хотя проблемы все равно остаются.
Справка «БелГазеты». Сертификат происхождения (СТ-1) на кофе выдается при важнейшем условии: если продукт подвергнут т.н. глубокой переработке - от обжарки зеленых кофейных зерен до помола и расфасовки готового продукта по пакетам и банкам. Поэтому Беларусь может быть производителем кофе и получать эти сертификаты.


Скромные расчёты

Расчеты официальных импортеров фруктов и овощей в Беларусь тоже достаточно любопытны. Представители данных компаний из скромности попросили не называть их ФИО и координат их фирм, поэтому приводим только цифры, ими озвученные в ходе совещаний в стенах Минского столичного союза.
На сегодняшний день в страну за неделю ввозится порядка 100 фур бананов (объем 1 фуры - 18,5 т), из них порядка 40-50 - серых. Официальный импортер платит за растаможку и в виде НДС - $4,400 с фуры. Недополучение бюджета на одних бананах - порядка $180,000 в неделю.
По оценкам экспертов, объемы серого фруктового импорта и потери бюджета за неделю по другим позициям выглядят следующим образом: 3 фуры лимонов (растамаживание + НДС = $0,5 за 1 кг) - $27,750; 5 фур апельсинов (растамаживание + НДС = $0,29 за 1 кг) - $26,825; 10 фур мандаринов (растамаживание + НДС = $0,29 за 1 кг) - $53,650; 3 фуры грейпфрутов (растамаживание + НДС = $0,38 за 1 кг) - $21,090; 2 фуры киви (растамаживание + НДС = $0,61 за 1 кг) - $22,570. Итого, потери бюджета в месяц сильно зашкаливают за $1 млн.


Настасья НОВИКОВА

http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

13.03.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

12.03.2024Вся мука, которую производит Сморгонский комбинат хлебопродуктов является цельнозерновой
Попробуйте муку от «Сморгонского КХП» и вы оцените её за неповторимый вкус!

12.03.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

12.03.2024ОАО «Завод «Оптик» предлагает широкий выбор уникальной маркетинговой продукции – сувениров из стекла собственного производства
Производство сувениров из стекла собственного производства с логотипом вашей фирмы

11.03.2024Предпроектная документация-УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ»
УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ» оказывает услуги по разработке отдельных разделов проектной документации на любых стадиях проектирования.


12 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация