Новости

Бананы повально посерели

На днях Минский столичный союз предпринимателей и работодателей сообщил в Совмин, что на оптовые рынки страны из России ввозится огромное количествобананов и цитрусовых по серым схемам, без растаможки. И хоть таможенной границы для братских товаров у нас нет, бюджет от таких фокусов ежемесячно недополучает приличные деньги.
В апреле президент подписал указ «О временном установлении ставок ввозных таможенных пошлин на товары», по которому на 6 месяцев повысились ввозные таможенные пошлины на продукты питания. Минсельхозпрод традиционно через госСМИ объяснил: «Повышение пошлин обусловлено необходимостью защиты отечественных производителей».
Защищая отечественного агрария, государство ввело таможенные пошлины, в т.ч. запретительного плана (на уровне 180%), на капусту, свеклу, морковь, репчатый лук и т.д. Однако подобные меры бумерангом ударили по законопослушным белорусским импортерам бананов и цитрусовых.
Председатель Совета по делам торговли Минского столичного союза Виктор Маргелов констатирует: «Объективная реальность такова: из России сегодня крайне выгодно везти фрукты в Беларусь контрабандой. Наблюдается как минимум троекратный уход от налогов по этой группе товаров. Во-первых, в России есть структуры, которые умело уходят от внимания государства в части налоговой нагрузки; во-вторых, через прозрачную российско-белорусскую границу порядка 50% цитрусовых и бананов может проходить без официальной растаможки; в-третьих, партия неучтенного, серого груза дробится для реализации индивидуальными предпринимателями на оптовых рынках (типа «Лебяжьего»). И следы окончательно запутываются. В результате у этих ИП наценка может достигать порядка 100%. Но все равно «бананы с апельсинами» у них оказываются на порядок дешевле, чем в белорусских магазинах, законопослушно работающих с официальными импортерами.
У нас есть шансы потерять всех официальных импортеров фруктов, да и овощей. Ну кто сюда повезет раннюю капусту при таком раскладе? Кроме того, растет пресловутое социальное напряжение. Ко мне уже не раз и не два подходили возмущенные люди и рассказывали, за сколько продаются бананы с цитрусовыми на «Лебяжьем», а за сколько - на лотке, в километре от этого почтенного рынка. Открытия завораживают «простых белорусов». Они видят, что разница достигает минимум 50%. Неудивительно, что граждане, вспоминая Жванецкого, тихо матерят «родную власть».
Анализ ситуации со стороны деловых кругов обнаружил следующее. Белорусская таможня на процесс роста фруктовой контрабанды повлиять не может. Налоговые органы - тоже. Потому что те, кто торгует сегодня на рынках «серыми бананами», стоят там с сертификатами официальных импортеров, которые что-то сюда еще возят «по-белому». А на отдельно взятом банане не написано, серый он или вполне себе белый…
При этом никто не заинтересован, бизнес в т.ч., в сохранении подобных схем, никто не хочет сознательно уходить в тень. Вопрос, по мнению Маргелова, стоит жестко: или цивилизованный рынок, или Малая Арнаутская в Одессе времен НЭПа.
В результате многочисленных консультаций с профессионалами данного рынка в недрах Минского столичного союза и родилось упомянутое обращение в правительство. В нем, помимо беспокойства в связи со сложившейся ситуацией, озвучено конкретное предложение по исправлению ситуации. В частности, предлагается срочно инициировать разработку нормативно-правового акта, в соответствии с которым каждый ящик с бананами и цитрусовыми, поступающий в Беларусь, будет маркироваться контрольно-идентификационными марками (по аналогии с акцизными). Эта мера, по мнению специалистов, затруднит фруктовую контрабанду хотя бы в крупных размерах. Тем, кто гонит сюда фуры с фруктами, 1000 ящиков с одинаковыми марками набрать будет не так уж просто.

Чёрная дыра от бублика

В чем-то похожая для бюджета ситуация примерно 5 лет назад наблюдалась на рынке кофе. Благодаря чему нашу страну можно было смело называть черной кофейной дырой.
Одна из схем поставок выглядела следующим образом. Фирма N провозит через прозрачную (для российских товаров) белорусскую таможню российский кофе с прилагающимся сертификатом происхождения без растаможки. И реализует его здесь по низким ценам: через рынки, киоски и т.д. Статистическая декларация предоставляется в таможенные органы лишь в течение 5 дней с момента оприходования товара через склад. Но если кофе быстро находит своего потребителя, то на пятый день продавец может спокойно уничтожить все накладные и играть в дурака: «Не было никакого кофе. Какая может быть статистическая декларация?»
Максимум, на что может «попасть» продавец - на «подарок» для «дорогого» контролера. Контролер получает скромный бублик, белорусский бюджет - огромную дырку от бублика.
Но не все так просто. Дешевый кофейный порошок в России производили из обжаренного зеленого кофе, и по закону он мог называться российским продуктом. Другое дело - гранулированный и кристаллический кофе. Эти растворимые виды можно выпускать только на чрезвычайно дорогостоящих предприятиях. В России и Беларуси таких 5 лет назад не было (в наших странах в основном фасовали и фасуют сырье, привезенное из третьих стран).
И торгово-промышленные палаты не имели права выдавать сертификаты происхождения на этот товар. Но бизнесмены из России подобные сертификаты получали, и «чисто российский товар» беспошлинно ввозился через нашу таможню по фальшивым СТ-1.
Был и еще один вариант развития событий. Кофе везли из России, при этом он был нормально произведен и расфасован в третьей стране (той же Бразилии) и СТ-1 не имел. В таком случае требовалось подать в таможенные органы т.н. импортную декларацию: в течение 15 дней с момента поступления товара на склад. Оплачивались все таможенные платежи, но товар в зону таможенного контроля не предоставлялся. Российский предприниматель беспрепятственно ввозил, скажем, 5 т импортного кофе, на руках имея левые накладные (допустим, на 1 т), и в течение предоставленных 15 дней запросто продавал 4 т кофе.
Эти «кофейные сценарии» на выходе имеют много общего. Благодаря им все нормальные белорусские граждане и ревизоры никогда не знали простейших вещей: из какой страны приехал «рыночный» кофе, какая его подлинная отпускная цена, имелся ли у него СТ-1, каково его качество и т.д.
Качество - вопрос совершенно особый. Российские специалисты регулярно производят экспертизу реализуемого у них кофе. Среди проверяемых образцов к кофе имеет отношение в лучшем случае половина. Стоит ли говорить, что все это барахло, не имеющее к кофе никакого отношения, совершенно легально тащили в РБ?
Пять лет назад в республике растамаживались 3-4 т кофе в месяц. Но простейшие подсчеты (основанные на реальных потребностях среднего белоруса) говорили о том, что каждый месяц республика ухитряется выпивать 300 т кофе. С убытками для бюджета в десятки миллионов долларов. За последнее время на кофейной границе был вроде бы наведен порядок. Хотя проблемы все равно остаются.
Справка «БелГазеты». Сертификат происхождения (СТ-1) на кофе выдается при важнейшем условии: если продукт подвергнут т.н. глубокой переработке - от обжарки зеленых кофейных зерен до помола и расфасовки готового продукта по пакетам и банкам. Поэтому Беларусь может быть производителем кофе и получать эти сертификаты.


Скромные расчёты

Расчеты официальных импортеров фруктов и овощей в Беларусь тоже достаточно любопытны. Представители данных компаний из скромности попросили не называть их ФИО и координат их фирм, поэтому приводим только цифры, ими озвученные в ходе совещаний в стенах Минского столичного союза.
На сегодняшний день в страну за неделю ввозится порядка 100 фур бананов (объем 1 фуры - 18,5 т), из них порядка 40-50 - серых. Официальный импортер платит за растаможку и в виде НДС - $4,400 с фуры. Недополучение бюджета на одних бананах - порядка $180,000 в неделю.
По оценкам экспертов, объемы серого фруктового импорта и потери бюджета за неделю по другим позициям выглядят следующим образом: 3 фуры лимонов (растамаживание + НДС = $0,5 за 1 кг) - $27,750; 5 фур апельсинов (растамаживание + НДС = $0,29 за 1 кг) - $26,825; 10 фур мандаринов (растамаживание + НДС = $0,29 за 1 кг) - $53,650; 3 фуры грейпфрутов (растамаживание + НДС = $0,38 за 1 кг) - $21,090; 2 фуры киви (растамаживание + НДС = $0,61 за 1 кг) - $22,570. Итого, потери бюджета в месяц сильно зашкаливают за $1 млн.


Настасья НОВИКОВА

http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

17.04.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

17.04.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

17.04.2024Продукция предприятия – отливки по чертежам заказчика
«ГОМЕЛЬСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД «ЦЕНТРОЛИТ» – крупнейшее предприятие Беларуси, специализирующееся на производстве литых изделий из серого и высокопрочного чугуна

17.04.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП


9 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация