Новости

И хранить противно, и выбросить жалко

Кто сегодня управляет белорусскими промпредприятиями госсектора? Ответ очевиден только на первый взгляд. Есть, конечно, вертикаль: предприятие - Минпром - Совмин - администрация президента. Формально все судьбоносные для каждого предприятия решения проходят по этой вертикали. Каждое решение кем-то готовится, согласовывается с несколькими министерствами, утверждается. А исполнение потом контролируется несколькими организациями.

Система стройная и могла бы работать в СССР в 30-е гг. прошлого века для простой продукции и при практически неограниченном рынке сбыта. Уже в 70-е в Союзе такая система управления стала давать сбои, а к середине 80-х - полностью себя дискредитировала. Тем не менее была принята за прототип белорусской системы управления промышленностью.
Функции КПСС по согласованию социальных, территориальных, финансовых и технологических решений приняла на себя администрация президента. Формирование рынков сбыта и обеспечение научно-технического сопровождения производства, ранее сконцентрированные в министерствах, были просто заброшены, поскольку для их реализации не было ни финресурсов, ни структур, ни подготовленных кадров.
На советское прошлое пенять нечего - прошло 17 лет. Не оно сформировало и поддерживает перекос в нашей внешней торговли в сторону России и СНГ: остатки советской товаропроводящей сети - единственная наша сбытовая сеть за границей. Ничего другого не создано. Не случайно МТЗ оказался в зависимости от 2-3 российских «дилеров».
В результате имеем предприятия, укомплектованные оборудованием 70-х гг. прошлого века, не контролирующие свои рынки сбыта (следовательно, не имеющие обоснованных средне- и долгосрочных планов), реально убыточные и покрывающие убытки, проедая амортизацию, продавая имущество и сдавая в аренду площади, не имеющие достоверных бухгалтерских балансов и не представляющие реальной себестоимости своей продукции, содержащие излишнюю численность и не имеющие нужных специалистов на ключевых должностях. Основные фонды частью напоминают бабушкину шубу в шкафу: и из моды вышла, и молью побита, но стоила когда-то дорого, и выбросить жалко. Как и кто для таких предприятий должен готовить технически и экономически обоснованные решения?
Совмин и президентская администрация включаются в работу с предприятием только на стадии катастрофы и при проработке проекта с крупным инвестором. Текущая работа - не их дело, должна работать система. Которой нет.
Минпром? Там на каждого работника отраслевого управления по десятку предприятий. Реально он может лишь справку для руководства или ответ на запрос подготовить, да обзвонить директоров с опросом на уровне «Как дела?». Действующая в министерстве система мониторинга положения предприятий из нескольких десятков показателей реальной картины не дает. Например, НП РУП «Кварц-авто» выполняло почти все доведенные показатели всего за два месяца до своего фактического банкротства. Не имея промышленной политики, программы промышленного развития в территориальном и отраслевом разрезах, возможности привлечь квалифицированных техконсультантов на стадии подготовки решения (где взять?), Минпром и советом предприятию помочь не может, не то что готовить для него обязательные к исполнению решения.
Реальное управление предприятием в Беларуси осуществляет директор. Причем - единолично. Сам выбирает стратегию, сам подбирает себе исполнителей, сам определяет номенклатуру выпускаемой продукции. И если предприятие выполняет 2-3 доведенных показателя, вовремя платит зарплату и налоги, не имеет конфликтов с властной вертикалью - директор может не опасаться за свою должность. Ну а если директор ошибется крупно, и предприятию придется совсем плохо - рецепт один: директора снимут, новому директору дадут денег из бюджета на стабилизацию работы предприятия, и он будет править так же самовластно.
Из опыта Запада хорошо известно, что единоличное управление эффективно только для небольших предприятий с простой продукцией. Как только предприятие побольше, продукция посложнее и цикл изготовления подлиннее - риск ошибок при единоличном управлении становится неприемлемым. Тем более что в отличие от Запада у нас директору и проконсультироваться не с кем: имеющиеся несколько консалтинговых фирм могут помочь разве что бизнес-план написать или софт установить. Отладить техпроцесс или посодействовать в разработке нового изделия некому. Потому и является промышленность Беларуси иллюстрацией к учебнику экономики: номенклатура выпускаемой продукции все упрощается, численность работающих сокращается, время от времени валятся вроде бы благополучные предприятия. Даже такие крупные, как «Планар», «Луч», «Мотовело» и «Гранит».
Директорам отдан в управление капитал, принадлежащий государству. И никак не определено, по каким критериям оценивается его работа, благо рисовать показатели плановые отделы еще в советские времена научились. Логика требует, чтобы доход от этого капитала был не меньше банковских ставок депозита и поступал в бюджет регулярно. У нас не только не определена капитализация предприятий, но и госкапитал проедается т.н. «трудовыми коллективами».
Действующая в республике система управления промышленностью спасла нашу промышленность после распада СССР. Но к началу века она себя изжила, и реально промышленностью не управляет никто.


http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

07.03.2024РУП «БЕЛТЭИ» имеет статус научно-исследовательского и проектного предприятия
РУП «БЕЛТЭИ» за годы своей деятельности стал ведущим разработчиком целого ряда прикладных научных направлений

05.03.2024Предприятие «Дановский» осуществляет геодезические работы по всей территории Беларуси
Частное Геодезическое Предприятие «Дановский» все работы выполняет своими силами, без привлечения сторонних организаций

05.03.2024Производство металлочерепицы -АрсеналМеталл ООО
АрсеналМеталл ООО производит металлоизделия для кровли

04.03.2024Рабтекс Индастри ООО продает резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.
Рабтекс Индастри ООО производит резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.

03.03.2024ТХК-регион - продажа запчастей к сельхозтехнике
ООО «ТХК-регион» - поставщик запасных частей для сельскохозяйственной техники, хорошо известный на рынке Республики Беларусь. Качество и надежность нашей продукции уже оценили многие отечественные сельскохозяйственные предприятия.


14 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация