Новости

Едва не открылся «второй фронт»

Всего на один день — 17 июня — был введен усиленный таможенный режим на границе с Россией. Однако этого оказалось достаточно, чтобы вызвать серьезную тревогу среди транспортных компаний. То, что в официальных источниках разъяснялось как «симметричный ответ на действия российской стороны», в кругах транспортников воспринималось как шаг, способный резко дестабилизировать ситуацию на рынке транзитных перевозок.
Как выяснил корреспондент «ЭГ», главной причиной беспокойства стала угроза снижения транзитной привлекательности страны. Не секрет, что на роль моста между западом и востоком претендует не только Беларусь, но и Литва, Латвия, Украина. До сих пор геополитическую риторику соседей удавалось охлаждать чисто математическими аргументами: кратчайшее расстояние между Евросоюзом и Россией лежит по линии Брест–Орша. В том числе по этой причине нынешний кризис в меньшей степени сказался на объемах грузопотока через Беларусь в сравнении с сопредельными территориями. По данным Минтранса, в I квартале текущего года европейско-российский транзит через страны Балтии сократился на 55,6%, движение грузов по «южному объезду» через Украину упало примерно на треть. У нас снижение было несколько меньше — на четверть.
В условиях рецессии перевозчики вынуждены считать каждый евроцент. Так, в расчет принимается стоимость визы для водителя — 60 EUR для разового въезда в Беларусь (плюс 35 EUR в Россию), цена за проезд по магистрали М-1 (после перевода платежей в EUR возросла на 30%), стоимость разрешения на проезд, внутренние цены на топливо, стоимость и скорость таможенного оформления и другие расходные статьи. Если к их числу добавились бы издержки вынужденного простоя на белорусско-российской границе, то не исключено, что выгодней стало бы сделать «крюк» в лишних 129 км по северному литовскому направлению. К тому же в этом варианте нет нужды платить за белорусскую визу, разрешения и т.п. И, что немаловажно, таможня только одна — в Псковской области РФ.
Отметим, для того чтобы привлечь транзитеров, в последние годы было сделано немало. После принятия Указа от 16.07.2007 № 320 «О реализации принципа свободного транзита» количество поездок через нашу страну выросло с 690 тыс. в 2006 г. до более 1 млн. в 2008 г. Напряженные переговоры с Россией и Казахстаном вплотную приблизили нас к моменту переноса всех контрольных процедур с границы Смоленской области на западную границу Беларуси (ЕврАзЭС). А это обещает существенно ускорить прохождение грузов. К слову, в начале года проведен эксперимент, в ходе которого транспортная инспекция Минтранса временно выполняла в Брестской и Гродненской областях контроль в формате полномочий федеральной службы Ространснадзора — и полностью подтвердила свою компетентность. Кроме того, страховое обеспечение по договорам МДП у нас повысилось до нормативов ЕС — 60 тыс. EUR. Такой привилегии нет ни у Молдовы, ни у Украины, ни у Казахстана, которые находились в гораздо более теплых отношениях с ЕС.
17 июня достижения прежних лет неожиданно оказались под вопросом. Представители транспортных предприятий убеждены: любая торговая война нанесет ущерб отрасли, а мы не настолько богаты, чтобы делать подарки конкурентам из других стран.
Возможно, несколько иное мнение на счет усиления таможенного контроля у руководства ГТК. Глава ведомства А.Шпилевский назвал такой шаг вполне обоснованным и способным противостоять «серым» перевозкам. «За 15 дней июня 2009 года таможенными органами в обычном режиме работы задержано контрабандных товаров на сумму 8,6 млрд. Br. За 2008 год на калининградском направлении пропало грузов на 10 млн. USD», — заявил он журналистам в минувшую среду.
Достаточно резким было тогда и высказывание секретаря Совета безопасности Юрия Жадобина, который, комментируя возникшие в последние дни сложности с прохождением грузов на границе с Россией, подчеркнул, что со стороны российских таможенных служб «отсутствует всякий конструктивный подход, нацеленный на взаимоприемлемое решение. Под надуманными предлогами продолжает наноситься ущерб нашей экономической безопасности».
К счастью, «усиление режима контроля» не стало фатальным для отрасли, и обслуживание транзитных потоков сейчас продолжает осуществляться в рамках ранее достигнутых договоренностей с ЕС и Россией без появления новых расходных статей.

Владислав ПЛАТУН

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

21.03.2024Домановский производственно-торговый комбинат это богатый производственный опыт, умноженный на современные технологии и квалифицированные кадры
ОАО Домановский производственно-торговый комбинат производит силикат натрия растворимый и продукцию на его основе

21.03.2024Выращивание пряностей. Лекарственные травы оптом. Фасовка чая.
Фиточай и БАДы купить оптом в ООО «Калина»

20.03.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП

20.03.2024Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров

19.03.2024Чай зеленый байховый TAKAMORI от производителя Калина ООО
Новая коллекция:Чай зеленый байховый TAKAMORI


10 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация