Новости

КОРМЯЩИЕ БЕЛАРУСИ

Tор-30 крупнейших налогоплательщиков

В I полугодии 2007г. 30 крупнейших налогоплательщиков Беларуси формировали 42% всех налоговых поступлений консолидированного бюджета. За аналогичный период прошлого года TOP-30 давал 35,95%, а в 2004г. - 26,85%.

Ярослав РОМАНЧУК

Традиционно крупнейшим налогоплательщиком Беларуси является Мозырский НПЗ. В I полугодии 2007г. он дал 5,63% всех налоговых поступлений страны. На втором месте - ОАО «Нафтан» (4,88%). В результате изменения цен, схем поставки нефти и налогов в этом секторе доля этих двух предприятия сократилась с 11,62% в 2006г. до 10,51% в 2007г. До пика нефтяного бума в 2004г. эти предприятия давали 7,35% налогов бюджета. Ряд изменений в Tор-30 налогоплательщиков позволяет сделать вывод о том, что вынужденная перестройка белорусской экономики не за горами. Ее двигателем будет не идеология, а банальный дефицит денег в бюджете и у предприятий.

Нефтяное проклятие или спасение?

При сегодняшней структуре экономики и качестве делового климата устойчивость госбюджета всецело зависит от горстки традиционных предприятий и секторов. В их числе появляются лишь те коммерческие организации, которые получают лакомые куски того или иного рынка. Через некоторое время, когда меняются фавориты, они из Tор-30 исчезают. Так, в 2004г. на высокой, 16-й позиции находилось ИП «Литаско Белоруссия», дававшее 0,49% налогов страны и 1,5% столицы. Сегодня в лидерах налогоплательщиков его нет. В прошлом году в тройку призеров вошло российское ИП «Юнивест-М» (2,88% всех налогов), а ИП «Лукойл-Белоруссия» заняло 7-е место (1,41%). В I полугодии 2007г. это предприятие упрочило свои позиции и поднялось на 5-е место, увеличив свой вклад в налоговые поступления до 1,68%. А вот «Юнивест-М» в 2,5 раза сократил свой вклад в формирование белорусского бюджета - до 1,13%. Несмотря на эти изменения, нефтегазовый и энергетический секторы остаются важнейшими донорами белорусского бюджета. Из Tор-30 двенадцать организаций представляют именно этот сектор экономики, формируя 20,92% налоговых поступлений.

Среди новичков этого года отметим появление на 20-м месте ООО «Трайпл». Это формально частное предприятие встроилось в программы и схемы работы государства и получило право работать на разных прибыльных сегментах рынка. Отсюда увеличение его доли в налоговых поступлениях с 0,22% в 2006г. до 0,38% в I полугодии 2007г. (в 2004г. «Трайпл» вообще отсутствовал в первой сотне главных бюджетообразующих предприятий).

При уменьшении доли нефтянки резко выросла доля налоговых поступлений от «Белтрансгаза». В 2004г. этот газовый монополист давал чуть больше 1% налоговых поступлений. В I полугодии 2006г. - уже 2,43%, а в этом - 4,27%.

Алкогольная зависимость

Отсутствие мотивации руководства предприятий, низкое качество управления, рост издержек, дефицит современных технологий и умения продавать товары являются причинами вылета из Тор-30 многих крупных промпредприятий. На фоне такой тенденции один сектор особенно прочно (с т.з. наполняемости бюджета страны) укрепил свои позиции. В списке тридцати ведущих налогоплательщиков страны пять являются чистыми производителями алкоголя - они дают 2,66% налогов Беларуси, т.е. вместе являются третьим после НПЗ налогоплательщиком страны. В Tор-30 вошли также ГТФ «Неман» и ООО «Табак-инвест».

Активы и пассивы

Помимо стремительного увеличения доли налоговых платежей ОАО «Белтрансгаз», отметим еще два резких скачка вверх. Первый продемонстрировал РУП ПО «Беларуськалий». Он поднялся с 13-го места в прошлом году на 4-е в том, увеличив свой вклад в налоговую копилку страны с 0,78% до 2,11%. Добиться такого результата помогли рост цен и спроса в мировой экономике на калийные удобрения. У такого роста есть свой естественный предел. При всем желании калийщики не смогут полностью заменить нефтяников в числе главных бюджетообразующих организаций страны. Тем более что «Беларуськалию» самому нужны инвестиционные ресурсы для поддержания уровня производства и модернизации производственной базы.

Порадовал правительство второй яркий корпоративный успех. В 2005г. ОАО «Белшина» занимала 31-е место в списке основных налогоплательщиков страны (0,28% налогов страны). В 2006г. предприятие было 28-м с практически таким же результатом - 0,29% налогов консолидированного бюджета. Взрывной рост произошел в этом году. ОАО «Белшина» заняла 8-е место и увеличила свою налоговую долю до 1,01%.

Если налоговый успех «Белшины» совпадает с увеличением производства, то еще один корпоративный лидер - РУП «Белорусский металлургический завод» показывает прямо противоположные тренды. На фоне увеличения объемов производства предприятие вынуждено тратить больше денег на энергоресурсы. Да и аппетиты государства растут. В такой ситуации доля налоговых платежей БМЗ в консолидированном бюджете упала с 1,47% в 2004г. до 1% в 2007г.

Предприятия энергетики также почувствовали новые цены на газ. Практически все облэнерго ухудшили свои позиции с точки зрения их значения для наполнения бюджета. В 2006г. РУП «Минскэнерго» давал 1,86% консолидированного бюджета, в этом - всего 0,95% (почти вдвое меньше). РУП «Гомельэнерго» - 1,13% и 0,73%, РУП «Витебскэнерго» - 1,26% и 0,69%, РУП «Гродноэнерго» - 0,66% и 0,32%, РУП «Могилевэнерго» - 0,65% и 0,31% соответственно. Если бы в 2007г. эти областные энергетические монополии формировали такую же долю налоговых поступлений, как в 2006г., то бюджет получил бы на $450-500 млн. больше. Финансовому состоянию предприятий энергетики также не позавидуешь. Попробуй покажи прибыльную работу в условиях резко роста цен газа и нефти и запрета на перенос новых издержек на конечного потребителя!

РУП «Минский тракторный завод» имеет гораздо больше свободы в ценообразовании, особенно на экспорт, но и этот промышленный гигант устойчиво теряет свое значение для бюджета. Если в 2004г. МТЗ давал 0,58% налогов страны, то в этом только 0,39%. Другой гигант машиностроения - МАЗ - увеличил свою налоговую долю в 2007г. по сравнению с 2006г, но до уровня 2004г. (0,29% против 0,87%) он явно не дотянул.

Рост издержек и потеря конкурентоспособности является причиной сокращения роли т.н. «голубых фишек» белорусской индустрии. По сравнению с 2004г. Тор-30 бюджетообразующих предприятий страны покинули ЗАО «Атлант», РУП «Гомсельмаш», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Могилевхимволокно», ОАО «Полимир», ПРУП «Минский моторный завод». В условиях мировых цен на газ большинство из них обречены. Вместо поддержки бюджета страны они станут хроническими статьями его расходной части.

 

Очевидно, что новые цены на газ, электричество и тепловую энергию заметно ухудшили положение многих предприятий. Чтобы сохранить ценовую конкурентоспособность и предотвратить вымывание оборотных средств, правительство должно было снизить налоговую нагрузку хотя бы на энергетику, но ничего подобного не произошло. В результате нефтегазовое благословение, которое можно было использовать во благо экономики, на реструктуризацию и модернизацию, оказалось проклятием.

Совмин не посмел предложить, а администрация президента не настояла на том, чтобы навести порядок в госфинансах и приучить нереформированный и привыкший к халяве госсектор к рыночным условиям. Сегодня чиновники и властные политики растерянно наблюдают, как подвергается эрозии традиционная налоговая база. Выжать все соки с НПЗ и газовых предприятий можно, но это не решит ни одной структурной проблемы. Снижение доли двух белорусский НПЗ до уровня 2004г. означало бы потерю бюджета в размере $550-600 млн. Дополнительная нагрузка на предприятия от новых цен на энергоресурсы приведет к потере еще $300-400 млн. А в среднесрочной перспективе, т.е. когда цены на энергоресурсы в Беларуси cтанут рыночными, нам грозит потеря большей части химпрома и производителей стройматериалов. Вкупе с серьезными проблемами энергетиков белорусский бюджет ждет ежегодное сокращение налоговых поступлений примерно на $2 млрд.

 

КРУПНЕЙШИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ БЕЛАРУСИ

N

в 2007 г.

Предприятие

Удельный вес налоговых платежей в общей сумме налоговых поступлений консолидированного бюджета, %

Объем уплачиваемых налогов, ~$млн. в 2007г.

(все налоговые платежи в 2007г. планируются на уровне около $18 млрд.)

 
 
2004 г.
2005 г.

2006 г.

 
1.
ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод»
3,81
6,64
5,63
1000
2.
ОАО «Нафтан»
3,54
4,98
4,88
880
3.
ОАО «Белтрансгаз»
1,05
2,43
4,27
770
4.
РУП ПО «Беларуськалий»
1,79
0,78
2,11
380
5.
ИП «Лукойл-Белоруссия»
-
1,41
1,68
300
6.
ИП «Юнивест-М»
-
2,88
1,13
205
7.
РУП «Минск Кристалл»
1,35
1,08
1,05
190
8.
ОАО «Белшина»
31-е место, 0,28
0,29
1,01
180
9.
РУП «Белорусский металлургический завод»
1,47
1,02
1,00
180
10.
РУП «Минскэнерго»
1,29
1,86
0,95
170
11.

ГРУПЭ «Гомельэнерго»

0,84
1,13
0,73
130
12.
РУП «Витебскэнерго»
1,05
1,26
0,69
125
13.
СП ООО «Мобильная цифровая связь»
0,39
0,76
0,66
120
14.
РУП ПО «Белоруснефть»
1,62
1,71
0,65
115
15.
СООО «Мобильные ТелеСистемы»
 
45-е место, 0,15
0,56
100
16.
РУПП «Гродненская табачная фабрика «Неман»
32-е место, 0,26
33-е место, 0,23
0,52
95
17.
РУП «Климовичский ликеро-водочный завод»
0,33
0,4
0,51
90
18.
РУПП «Брестский ЛВЗ «Белалко»
0,76
0,53
0,46
85
19.
РУП «Минский тракторный завод»
0,58
0,54
0,39
70
20.
ООО «Трайпл»
За пределами Top-100,

 т. е. меньше 0,073

34-е место, 0,22
0,38
70
21.
РУП «Белтелеком»
0,70
0,43
0,37
65
22.
ООО «Табак-инвест»
34-е место, 0,26
0,37
0,35
65
23.
ООО «Интерсервис»
За пределами Top-100,
т. е. меньше 0,073
35-е место, 0,21
0,35
65
24.
РУП «Витебский ликеро-водочный завод»
40-е место, 0,22
0,31
0,33
60
25.
РУП «Гродноэнерго»
0,36
0,66
0,32
60
26.
РУП «Могилевэнерго»
0,37
0,65
0,31
55
27.
РУП «Гомельтранснефть «Дружба»
0,38
37-е место, 0,20
0,31
55
28.
УП «Витебскоблгаз»
За пределами Top-100,
т. е. меньше 0,073
32-е место, 0,24
0,31
55
29.
РУП «Гомельский ликеро-водочный завод»
38-е место, 0,22
0,33
0,31
55
30
РУП «Минский автомобильный завод»
0,87
36-е место, 0,2
0,29
50
 
Итого
26,85
35,95
42
 
 

Покинувшие список.

По сравнению с I полугодием 2004г.

Место в 2004 г.

Предприятие

Удельный вес в налоговых поступлениях консолидированного бюджета, %

13.
ЗАО «Атлант»
0,72
16.
ИП «ЛИТАСКО Белоруссия»
0,49
17
Объединение БЖД
0,46
19
РУП «Брестэнерго»
0,38
21
РУП «Гомсельмаш»
0,37
23.
ОАО «Гродно Азот»
0,37
26.
ОАО «Могилевхимволокно»
0,32
27.
ОАО «Полимир»
0,31
28.
ОАО СП «Брестгазоаппарат»
0,3
29.
РУП «Гроднооблнефтепродукт»
0,3 
30.
ПРУП «Минский моторный завод»
0,28

По сравнению с I полугодием 2006г.

Место в 2004 г.

Предприятие

Удельный вес в налоговых поступлениях консолидированного бюджета РБ, %

11.
СП ЗАО «Славнефть-Старт»
1,03
17.
ЗАО ИП «Славнефтехим»
0,62
20.
РУП «Брестэнерго»
0,5
21.
РУП «Гомсельмаш»
0,45
25.
СОО «МСВЗ-Аквадив»
0,35
 

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом