Новости

Под одну щебёнку

Белорусские производители щебня с началом кризиса в полной мере ощутили, насколько дорога дорога в Россию. В отличие от других белорусских экспортеров к ним этот старый каламбур относится в буквальном смысле - высокие тарифы на доставку грузов не позволяют предлагать рынку достаточно дешевый продукт. Между тем в условиях кризиса, когда снизились объемы дорожного и железнодорожного строительства и сократился выпуск материалов, в производстве которых используется щебень, ценовой фактор становится основным в борьбе за место на рынке.

Как пояснил начальник отдела сбыта витебского ОАО «Доломит» Сергей Оршанский, предприятие предлагает доломитовый щебень на экспорт (на условиях франко - станция отправления) по цене RUR222 за т без НДС, в то время как, например, тульский завод выставляет цену в RUR303. С учетом доставки до границы с Россией в направлении Москвы цена белорусского щебня повышается до RUR272 (Белорусская железная дорога (БЖД) снизила для предприятия экспортные тарифы до уровня внутриреспубликанских), а дорога по территории России прибавляет к стоимости тонны еще RUR300-400. В результате в ряде случаев российским потребителям дешевле приобрести пришедший морем щебень из стран Скандинавии.
По мнению Оршанского, из-за высоких тарифов белорусская доломитовая продукция более конкурентоспособна в приграничных регионах, например, в Смоленской и Брянской областях. Но из-за снижения объемов дорожного строительства потребности этих регионов значительно снизились. Крупная дорожная стройка в Смоленске позволила предприятию экспортировать туда в 2008г. 40 тыс. т щебня. А в 2009г. была отгружена только 1 т.
В цене гранитного щебня, по оценкам российских производителей, транспортная составляющая занимает 30%. Однако белорусский производитель гранитного щебня Микашевичский «Гранит» пока получил скидки БЖД только на транзит в страны дальнего зарубежья. По мнению источника на предприятии, сейчас тарифы на экспортные перевозки в ту же Россию должны быть ниже на 25%. Впрочем, отдельные направления остаются более дешевыми. Например, в направлении портов Калининградской области доставка щебня обходится в 7 раз дешевле, чем в направлении Москвы. Привлекательность этого направления повысилась еще и потому, что Литовская железная дорога, чтобы обеспечить транзит грузов, согласилась снизить на 20% плату за перевозку щебня из Беларуси в Калининградскую область. При высокой стоимости транзита Калининградский регион переключился бы на щебень из Швеции.
В дорожном и железнодорожном строительстве, которое ведется в основном за счет бюджетных средств, спад производства не был столь существенным, как в строительстве недвижимости. Тем не менее белорусские производители щебня уже почувствовали сокращение заказов. Ситуацию ухудшил системный кризис в смежных отраслях производства, использующих щебень, прежде всего в России. Это касается производства бетона (на выпуск 1 куб. м идет примерно 0,8 т щебня) и металлургии, в которой доломит используется в качестве огнеупора для футеровки металлургических печей.
«В прошлом году мы едва успевали отгружать щебень по Беларуси, а теперь у нас 100 тыс. т лежит на складе. Мы готовы даже пойти на снижение цены, если клиент приобретет большую партию продукции», - отметил Оршанский. И пояснил, что предприятие, которое ту же взрывчатку покупает в России, нуждается в валюте, поэтому готово выставить цену даже ниже RUR222. Тем не менее он опасается, что поскольку курс российских властей на поддержку собственных производителей касается, в т.ч. производителей стройматериалов, бюджетные средства, за которые ведется дорожное строительство, будут направляться на максимальную закупку щебня у российских компаний.
Представитель РУПП «Гранит» полагает, что поскольку потребности России в гранитном щебне не сопоставимы с объемами добычи этого камня, то импортная продукция будет присутствовать на рынке в любом случае. Однако сейчас серьезную проблему для белорусского производителя на российском рынке представляет дешевый украинский щебень. Поскольку в условиях кризиса на Украине почти нет масштабных строительных проектов, местные производители гранитного щебня переключились на российский рынок, куда поставляют продукцию по демпинговым ценам. Экспортный потенциал украинских производителей достаточно серьезен: они могут ежегодно поставлять на российский рынок около 20 млн. кубометров гранитного щебня. Этого будет достаточно, например, для полного удовлетворения потребности в щебне для строительства Олимпийских объектов в Сочи, куда Украина имеет короткое плечо поставок.
«Украинские производители традиционно экспортировали гранитный щебень в Брянскую область и на юг России. Своими объемами они незначительно влияют на общую картину рынка. Но сложность для нас заключается в том, что российские банки контролируют трату средств, выделенных на стабилизацию экономики. Они отслеживают средневзвешенную цену на тот или иной вид продукции и не пропускают платежи, если наша цена существенно отличается в большую сторону», - объяснил представитель белорусского предприятия. Сейчас надежды белорусского производителя связаны с тем, что российские горнопромышленники намерены обратиться к правительству России с просьбой ввести заградительные пошлины на ввоз щебня из Украины. Если такое решение будет принято, позиции белорусского гранитного щебня на российском рынке будут улучшены.

Валентина ОВЧИННИКОВА

www.belgazeta.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация