Только 5,4% предпринимателей считают свой бизнес «крайне неуспешным»
Исследовательский центр ИПМ совместно с польским аналитическим центром CASE презентовали результаты исследования «Факторы успеха малого и среднего бизнеса. Беларусь».
Справка «БелГазеты». Было опрошено 517 респондентов, репрезентативно представляющих отечественный частный бизнес. Менее 2% малого и среднего бизнеса (МСБ) работает на рынке с 1991г., 77,4% создано до 2004г., 33,3% респондентов представляют торговлю и общественное питание, 17,6% - промышленность, 11,6% - бытовое обслуживание, 9,7% - строительство, 48,7% МСБ работает в столице. На среднем белорусском малом предприятии работает 37 человек. В торговле - 28,2, в сфере бытового обслуживания - 23,7, на производстве - 6,7. Средний возраст топ-менеджера белорусского малого бизнеса - 39 лет.
Номенклатура в бизнесе
Оптимизма в МСБ слегка поубавилось, но до тревожных ожиданий он явно не дозрел. Как «плохое» и «очень плохое» свое состояние оценивают только 10,8% опрошенных, как «очень хорошее» и «скорее хорошее» - 5,2%. На вопрос, как изменилось положение вашего предприятия за последние два года, 22,2% ответили «значительно ухудшилось» и 5,6% - «несколько ухудшилось», 12,1% заявило, что «значительно улучшилось» и «несколько улучшилось».
На вопрос, «считаете ли свой бизнес в целом успешным», 5,4% охарактеризовали его как «крайне неуспешный» и «неуспешный», 6% - как «очень успешный». Все остальные - посередине. Им ни жарко, ни холодно. Они приспособились, адаптировались, обросли нужными связями в органах власти.
Такого частного бизнеса в Беларуси 65-70% (индивидуальные предприниматели не в счет). Он в большинстве своем составляет класс политических предпринимателей, или бизнес-элемент номенклатуры. Таких в стране около 20 тыс., с разной степенью приближения к коридорам власти. В их число входят и родственники чиновников, и бывшие госслужащие, в т.ч. силовых структур, сохранившие с коллегами доверительные связи.
На их фоне остальные просто вымирают. А те, которые вымерли, естественно, в опросах участвовать не могут. Поэтому опросы МСБ стабильно показывают такое большое число оптимистов. Большинство из них принадлежит к частному номенклатурному бизнесу. До тех пор, пока бюджет страны будет полон денег, а расходы государства превышают половину ВВП, у них всегда будет работа и стабильная прибыль.
Остальная часть МСБ примерно поровну делится между растерянными и разозленными. Часть их них дошла до коллективной защиты своих интересов (9,9%). Они состоят в бизнес-ассоциациях. О существовании бизнес-союзов, отраслевых ассоциаций и центров поддержки знают 50-60% МСБ, но вступать туда не спешат.
То они решают добиваться правды в судах, то рассчитывают на то, что, живя по закону, у нас можно обезопасить себя от всех превратностей судьбы. Только 12,8% опрошенных ответили, что такого явления, как «откат», нет; 12% сказали, что такого явления, как «взятка», не существует, а 13,3% считают, что такого явления, как «оборот частных компаний без отражения в бухучете», нет.
Факторы успеха и поражения
Респондентам было предложено выбрать из 29 внутренних факторов те, которые помогают в ведении бизнеса. Главными названы следующие: долговременные отношения с клиентами (4,27 по пятибалльной шкале, где 5 - «это очень помогает»); индивидуальный подход к клиентам (4,23); высокая квалификация персонала (4,2); наличие команды (4,11); эффективное управление предприятием (4,06) и высокое качество продукции (4,04). Это вполне рыночная оценка, свидетельствующая о наличии конкуренции, при которой выигрывает тот, у кого больше знаний, опыта и целеустремленности на долгосрочную перспективу.
Среди внешних факторов, помогающих МСБ в ведении бизнеса, на первой позиции отмечены рост платежеспособного спроса (3,92) и наличие неудовлетворенного спроса (3,51). Поскольку подавляющее большинство МСБ работает только на внутреннем рынке, в ситуации грядущих макроэкономических дисбалансов их ждут не самые лучшие времена. Только 16,6% опрошенных сказали, что экспортируют свою продукцию, 82,9% из них - в Россию. Причем среди них у 33,7% доля экспорта в общем объеме продаж была менее 25%, еще у 24,1% - в пределах 25-49%. Только 38% респондентов констатировали увеличение экспорта за последние два года. Так что МСБ пожинает плоды активной стимуляции внутреннего спроса правительством, но конкуренцию на внешних рынках он безоговорочно проигрывает.
Лишь 6,4% опрошенных считают, что в ближайшие два года экономическое положение их предприятия значительно ухудшится, еще 7,2% говорят о том, что оно «несколько ухудшится». А вот оптимистов гораздо больше: 11% считают, что положение «значительно улучшится», 54,5% - что «несколько улучшится». Белорусский малый бизнес либо не очень силен в макроэкономике, либо не верит, что можно потерять российский рынок. Очевидно, что в 2008-09гг. стимулировать внутренний спрос такими бурными темпами, как в 2004-07г., у властей не получится.
Среди девятнадцати внутренних факторов, мешающих развитию бизнеса, респонденты отдали приоритет следующим: нехватка собственных средств для развития предприятия; нехватка оборотных средств; высокие издержки на оплату труда; неэффективное управление предприятием и отсутствие хороших бизнес-идей. Среди внешних факторов отмечены следующие: налоговая система; бюрократические барьеры и ограничения; недостаточная защита имущественных прав и интересов частного бизнеса; слишком сильная конкуренция на рынке и сложность процедур получения кредитов.
А еще удивляет приличное число респондентов, считающих, что конкуренция на нашем рынке сильная. Интересно, что они скажут, когда Беларусь начнет настоящую внутреннюю и внешнюю либерализацию? Впрочем, о том, когда ее начать, в пользу кого и по каким правилам ее проводить, у малого бизнеса никто спрашивать не собирается.
Только 12,8% опрошенных ответили, что такого явления, как «откат», нет; 12% сказали, что такого явления, как «взятка», не существует, а 13,3% считают, что такого явления, как «оборот частных компаний без отражения в бухучете», нет.
Какие внутренние (управляемые со стороны предприятия) факторы мешают вам в успешном ведении бизнеса? Оцените каждый из перечисленных ниже пунктов по пятибалльной шкале, где 1 - «это не имеет значения», 5 - «это очень мешает».
Фактор
|
Среднее значение
|
Неэффективное управление предприятием |
3,08
|
Отношения с собственником - неготовность собственника делегировать больше полномочий топ-менеджерам |
2,51
|
Отсутствие хороших бизнес-идей |
3,02
|
Страх принять неправильные решения, которые приведут к убыткам |
2,89
|
Проблемы с нахождением рыночной ниши |
2,82
|
Устаревшее имущество, технологи и т.п. |
2,80
|
Высокие затраты на сырье, детали и т.п. (речь идет об используемых в производственной деятельности) |
3,18
|
Недостаток производственных мощностей для удовлетворения спроса |
2,89
|
Слишком маленькие производственные помещения |
2,80
|
Нехватка собственных средств для развития предприятия |
3,49
|
Нехватка оборотных средств
|
3,41
|
Отсутствие необходимой квалификации у топ-менеджеров предприятия |
2,68
|
Отсутствие необходимой квалификации у руководителей среднего звена |
2,67
|
Отсутствие квалифицированных рабочих/рядовых работников |
2,85
|
Отсутствие средств на наем новых работников |
2,66
|
Высокие издержки на оплату труда |
3,09
|
Низкие зарплаты, нехватка средств на удержание работников |
2,72
|
Трудности с увольнием сотрудников |
2,36
|
Высокая текучесть кадров
|
2,44
|
Другое (укажите)
|
3,05
|
Другое: высокая арендная плата, долгосрочные договора аренды, регулирование цен, сплошной обман и фальсификация, усталость и рутина.
Какие внешние (не зависящие от предприятия) факторы мешают Вам в успешном ведении бизнеса?
Оцените каждый из перечисленных ниже пунктов по пятибалльной шкале, где 1 – «это не имеет значения», 5 - «это очень мешает».
|
среднее значение
|
Неразвитость белорусского рынка |
3.28
|
Низкий спрос
|
3.03
|
Слишком сильная конкуренция на рынке |
3.49
|
Отсутствие поддержки со стороны государства |
3.26
|
Неравные условия по сравнению с госсектором |
3.31
|
Недостаточная защита имущественных прав и интересов частного бизнеса |
3.56
|
Бюрократические барьеры и ограничения (регистрация, разрешения, лицензии, отчётность, большой документооборот и т.п.) |
3.92
|
Административное давление (т.е. не предусмотренное действующим законодательством вмешательство центральных и местных органов власти) |
3.42
|
Административное регулирование оплаты труда |
3.23
|
Административное регулирование занятости |
2.93
|
Проверки и штрафы
|
3.74
|
Налоговая система (высокое налоговое бремя, сложная система налогов и других обязательных платежей |
3.97
|
Сложность процедур получения кредитов |
3.39
|
Нет привлекательного предложения заемных средств со стороны банков и других финансовых организаций |
3.22
|
Высокие требования по зарплате на рынке труда |
3.02
|
Низкое качество подготовки специалистов в вузах и других учебных заведениях |
2.72
|
Экономическая политика других стран (например, защита своего рынка от конкуренции со стороны иностранных производителей) |
2.38
|
Другое (укажите)
|
2.93
|
Другое: аренда, дорого аренда и коммунальные платежи, изменение законодательства, неуверенность.
Источник: Исследовательский центр ИПМ, 2007.
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
10.03.2024ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером продукции FARMERTEC и HOLZFFORMA на территории ЕАЭС.
ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером Farmertec Power Machinery Co., LTD.
09.03.2024ООО «БелЛугаАбразив» - крупнейший поставщик абразивной продукции российских и зарубежных производителей в Республику Беларусь.
ООО «БелЛугаАбразив» является одним из крупнейших поставщиков абразивных материалов, электроинструмента, алмазного инструмента.
09.03.2024Пройти комплексное обследование сердечно-сосудистой системы в Витебском областном клиническом кардиологическом центре
Витебский областной клинический кардиологический центр предлагает пройти кардиологическое обследование
08.03.2024Реальные решения для реальных проблем .Высокое качество продукта – фундамент репутации нашей компании.«Аэро СДМ»
Компания «Аэро СДМ» — динамично развивающееся производственно-торговое предприятие по выпуску продукции в аэрозольной и полимерной упаковке.
07.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.