Новости

ЕВРОПА, КОТОРАЯ ОСТАЕТСЯ ВОСТОЧНОЙ

После 17 лет реформ

Всемирный банк (ВБ) опубликовал доклад «Налогово-бюджетная политика и экономический рост. Уроки для Восточной Европы и Центральной Азии» с неутешительными выводами. Постсоциалистические страны создали большие номенклатурные государства. Политики и чиновники непосредственно контролируют около половины экономики. Качество их работы по управлению активами и бюджетными ресурсами крайне низкое. Дефицит бюджета, сложная налоговая система и структура расходов замедляют темпы экономического роста. При низком качестве госуправления государство размером свыше 40% обрекает своих граждан на коррупцию, бесправие, инфляцию, высокие цены, низкое качество здравоохранения и образования.

Андрей ПОДВИЦКИЙ

Авторы доклада отмечают, что функции и размер государства, политика госдоходов и налогообложения тесно взаимосвязаны. Высокие, сложные налоги и расхлябанность в управлении госактивами начинаются с ответа на вопрос «чем должно заниматься государство». Если в ответе значатся «поддержка стратегических отраслей», «инновационное развитие», «справедливое распределение благ», «защита от импорта» или «поддержка экспорта», ждите безработицы, неконкурентоспособности, распущенности олигархов и кланов. Эти функции наслаиваются на традиционные обязанности (оборона, закон и порядок) и мешают их качественному исполнению. Инфраструктурные сектора, образование и здравоохранение, тоже страдают от того, что чиновники блокируют вход на данные сегменты рынка. В результате - завышенные цены на лекарства, образование и тарифы на ЖКУ.

Прямые или косвенные налоги, их ставки, наполняемость местных и центрального бюджетов, направление средств через фонды или непосредственно через казначейство, оценка эффективности госрасходов и собираемость налогов - все эти вопросы требуют адекватного решения в конкретной институциональной среде. Что возможно в законопослушной Швеции или Дании, иногда губительно для Беларуси. Что работает в Германии или США, порой на руку олигархам и монополистам. Наконец, эти простые вещи начинают поминать эксперты из международных организаций. В начале 90-х они под кальку раздавали советы постсоциалистическим странам. После 17 лет трансформаций пришло время работы над ошибками.

Как пишут эксперты ВБ, «в идеале общие госрасходы должны быть на уровне, при котором предельная экономическая выгода, получаемая от каждой дополнительной единицы затрат, будет равняться предельным экономическим затратам дополнительной единицы налогообложения (либо другого источника финансирования)». Эту фразу не в состоянии понять ни один среднестатистический гражданин и 99,99% политиков. Западные эконометристы никак не научатся изъясняться понятным языком. Нет бы сказать: «В стране, где привыкли красть, где нет уважения к закону, государству и частной собственности, бюджет должен быть максимум 25% ВВП. Собирать эти деньги надо за счет трех-четырех одинаковых для всех налогов».

В докладе нет таких прозрачных и однозначных советов, но то, что постсоциалистические страны имеют 45% ВВП госрасходов, однозначно трактуется как негатив. По этому показателю Восточная Европа проигрывает Юго-Восточной Азии, англосаксонскому миру и ряду южноамериканских стран. А ведь сегодня борьба идет на глобальном рынке. За счет продаж на внутреннем рынке богатую страну не построишь.

За двумя Западами погонишься…

Формально избавившись от социализма, пройдя первый период системного спада, страны Восточной Европы стали заметно богаче. После 1998г. около 58 млн. человек вышли из состояния бедности. Государство уменьшилось в размерах, но «госсектор особенно велик в Центральной и Юго-Восточной Европе, где на первичные расходы государства (за вычетом платежей по процентам) приходится около 40% ВВП, а общие госрасходы в среднем равняются 45% ВВП. Большая их часть приходится на щедрые программы соцзащиты, которые во многих странах Центральной и Юго-Восточной Европы являются зеркальным отражением подобных программ в европейских странах с высоким уровнем доходов, вместо того, чтобы ориентироваться на более скромные программы в странах со средним уровнем доходов, не входящих в регион ЕЦА».

Правительства научились управлять дефицитом бюджета, хотя, как показал опыт Чехии и Венгрии (дефицит бюджета в 2006г. составил 9,2% и в последние пять лет не опускался ниже 6,5%), далеко не всегда успешно. Копирование западноевропейской модели welfarestateпри существенно более низком доходе, слабой конкурентоспособности и незрелости институтов государства стало модной, но чрезвычайно опасной ошибкой. Популистская гипотеза о том, что госрасходы в образование и инфраструктуру оказывают положительное влияние на темпы экономического роста, не подтверждается. Рушится одна из идеологем социальной политики почти всех стран Восточной Европы и СНГ. То же самое относится к еще одной популярной статье госрасходов - инфраструктуре.

Вопреки популярному мнению, механическая накачка госсектора, который строит дороги, развивает связь, обеспечивает тепло и свет, не увеличивает темпы экономического роста. «Подробный анализ, проведенный в данном исследовании, - пишут эксперты ВБ, - обнаруживает, что общий размер госсектора влияет на темпы экономического роста в ЕЦА, но это влияние зависит от качества госуправления. Больший размер госсектора может препятствовать экономическому росту в странах с низким качеством госуправления, но это воздействие не линейно: если размер госсектора меньше примерно трети ВВП, то он не коррелируется с экономическим ростом, но как только госфинансирование превышает 35% ВВП или более, увеличение госсектора может негативно воздействовать на экономический рост».

$2,5 млрд. ежегодно

Справка «БелГазеты». Ни одна из стран СНГ не может похвастаться качественными показателями в сфере госуправления. По эффективности работы правительства из 212 стран Беларусь находится на 190-м месте, Россия - на 132-м, Украина - на 142-м, Польша - на 65-м. По качеству госрегулирования Беларусь заняла 202-е место, Россия - 141-е, Украина - 143-е, Польша - 65-е. В Беларуси доходы государства превышают 50% ВВП, на Украине - 42,4% (в 2006г.), в Польше - 44,9%. Россия заметно снизила размер государства (расходы бюджета составили 31,3% ВВП), но ее всеохватывающая бюрократия придумала массу других способов изъятия денег из бизнеса.

Политики и чиновники через агрессивные PR-кампании убедили наивных избирателей наделить их десятками разных функций и предоставить под это щедрый бюджет. В результате страны не досчитались миллиардов долларов дохода, миллионов новых рабочих мест и тысяч современных технологий. Именно это стоит за фразой «негативное воздействие на темпы роста ВВП». Если бы размер консолидированного бюджета в Беларуси был до 30%, темпы роста хотя бы в 2001-06гг. составили бы в среднем не 8%, а 12-15%. Если бы страна пошла по такому пути с 1994г., доход на душу населения был бы не $3803 (2006), а $10-12 тыс., как в странах Балтии.

Легко оценить, что ошибка в выборе комбинации «функции государства - доходы и расходы бюджета - система управления - контроль качества услуг номенклатуры» привел к тому, что в 1992-2006гг. Беларусь недополучила около $37 млрд., или по $2,5млрд. в год. Эти деньги очень пригодились бы не только для увеличения пенсий и стипендий, но и для модернизации экономики и нивелирования последствий болезненной адаптации к мировым ценам на энергоресурсы. Впрочем, Россия, Украина, Польша наряду со многими странами Центральной Европы тоже наделали много ошибок. Однако они прошли самый болезненный период структурных реформ и удачно впрыгнули в поезд щедрых дотаций из ЕС.

 

Источник: доклад ВБ «Налогово-бюджетная политика и экономический рост: уроки для Восточной Европы и Центральной Азии», 2007




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом