Новости

В обход проблем

К строительству Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2), альтернативной белорусской транзитной трубе "Дружба", приступила 10 июня Россия.


Реализация проекта начата, несмотря на то, что еще недавно реализация этого проекта увязывалась со скоростью создания российско-белорусского нефтяного холдинга.

Означает ли это, что Беларусь опоздала со своими предложениями по созданию холдинга? Обмелеет ли окончательно "Дружба" после строительства нефтяной трубы в обход Беларуси?

О перспективах отечественных магистральных нефтепроводов, а также о программе сотрудничества Беларуси и России в энергетической сфере корр. "БР" беседует с заместителем министра экономики Беларуси Анатолием ФИЛОНОВЫМ.

— Анатолий Васильевич, российские компании всегда стремились включить в свой бизнес ряд предприятий топливно-энергетического комплекса Беларуси. Этот интерес сохраняется?

— Интерес есть. Причем обоюдный: как со стороны Беларуси, так и со стороны России.

Так уж сложилось разделение труда в условиях бывшего Союза, что часть конечной продукции производится на предприятиях Беларуси. А владельцы сырья всегда стремятся увеличить количество технологических переделов, чтобы повысить добавленную стоимость в готовой продукции. Поэтому для российских компаний создание совместного бизнеса с белорусскими предприятиями путем слияния капиталов представляет самый непосредственный интерес.

— Посол России в Беларуси Александр Суриков заявил, что от создания российско-белорусского нефтяного холдинга зависит скорость реализации проекта БТС-2.

— Должен внести ясность по поводу этого заявления. От российской стороны не поступало конкретных предложений о создании единого нефтяного холдинга. Холдинг — это объединение субъектов, основанное на долевом участии в собственности и дающем право основной компании принимать или отклонять решения дочерних компаний.

В России несколько крупных нефтяных компаний, и только две имеют интерес к приобретению доли собственности в ОАО "Нафтан-Полимир", но никак не всего нефтехимического комплекса страны, включающего в себя около 60 организаций разных форм собственности.

В настоящее время обсуждаются другие формы учета взаимных интересов. Эксперты сторон прорабатывают вопросы формирования проекта программы расширения российско-белорусского сотрудничества в топливно-энергетической сфере.

Программа будет включать в себя несколько разделов, предусматривающих расширение сотрудничества в нефтяной и нефтехимической отраслях, сфере энергетики, атомной энергетике, сфере энергетического машиностроения, а также раздел по подготовке единых нормативных документов.

Наши предложения по сотрудничеству в основном схожи. Сейчас специалисты работают над формированием единой программы, с тем чтобы вынести ее на рассмотрение союзного Совмина.

— Что включает программа сотрудничества в нефтехимической сфере?

— Она предусматривает вопросы участия российских компаний в реализации проектов развития и приватизации комплекса "Нафтан-Полимир", Гомельского химического завода, ОАО "Гродно Азот". Также рассматриваются варианты сотрудничества с ОАО "Могилевхимволокно". Здесь у нас встречный проект: участие в развитии мощностей по производству терефталевой кислоты совместно с российской компанией "СИБУР Холдинг". Сравнивается возможность создания такого производства в Могилеве или на территории России. Расчеты показывают, что экономически выгоднее это сделать в РФ.

— Продвинулась ли реализация проекта на Гомельском химическом заводе с компанией "ЕвроХим"? Известно, что там были несогласованные вопросы, касающиеся цены поставок продукции на внутренний рынок.

— На встрече в ОАО "МХК "ЕвроХим" в конце мая эта тема обсуждалась. Необходимо уточнить ТЭО данного проекта, чтобы снять имеющиеся вопросы.

— Какие совместные проекты намечены в энергетической сфере? Известно, например, что в строительстве угольной станции в поселке Зельва Гродненской области наряду с польской компанией "Кульчик холдинг" собиралась участвовать и российская сторона. Но, по имеющимся данным, "Интер РАО" недавно отказалась.

— В настоящее время идет переговорный процесс со всеми заинтересованными участниками проекта. Мы надеемся, что он будет реализован одновременно со строительством высоковольтной линии электропередачи, связывающей через вставку постоянного тока энергосистемы Беларуси и Польши, что даст нам возможность большего маневра для максимально эффективной работы не только угольной станции, но и всей нашей энергосистемы.

— Никакие причины более не воспрепятствуют реализации данного проекта? Ведь несколько лет назад готовился похожий проект в Бресте, но потом был свернут, по некоторым данным, из-за того, что Беларусь приняла решение построить АЭС.

— От реализации похожего проекта в Бресте мы также не отказываемся. АЭС в производстве электроэнергии страны займет около 20%, она не решит всех проблем. А перед нами поставлена задача снизить использование природного газа в топливном балансе до 60%.

— Есть ли движение по проекту строительства энергомоста из Украины через Беларусь в страны Прибалтики?

— Обсуждение проекта по строительству электролинии Ровно — Микашевичи пока приостановлено в связи с кризисом.

— Анатолий Васильевич, получается, что белорусская сторона делает определенные шаги по сотрудничеству в энергетической и нефтехимической области, а Россия тем не менее приступила к строительству БТС-2.

— БТС-2 — достаточно спорный проект с точки зрения экономической эффективности. Возможно, он преследует цель гарантировать РФ стабильность нефтяных поставок, минуя территорию транзитных государств. В результате их предприятия по транспорту нефти не будут иметь средств для поддержания транзитных магистралей в надлежащем состоянии. Сегодня мощности участка Унеча — Полоцк уже снижены с 40 млн. до 28 млн. т в год.

— Можно ли рассматривать сценарий закрытия транзитными государствами своих предприятий по транспорту нефти?

— Предприятий — маловероятно, а участков магистральных нефтепроводов — да. На восстановление их технического и кадрового потенциала потребуются значительные средства и время.

— Но новополоцкая "Дружба" уже 6 лет стоит без работы в направлении Латвии и почти 3 года — в направлении Литвы.

— У предприятия есть пока средства для поддержания в технической готовности этого участка нефтепровода на белорусской территории на случай возобновления прокачки нефти, но это только пока.

Нефтяные ресурсы в России, конечно же, не безграничны, учитывая развитие нефтетерминалов в Новороссийске, в Находке, а также строительство ВСТО и БТС-2. Но что получает Россия от БТС-2? Прежде всего, увеличение расходов для собственных экспортеров нефти на 8-10 USD/т.

Эти потери неоправданно высоки. Кроме того, Россия сосредотачивает все экспортные западные нефтяные потоки в одном месте, что вряд ли оправдано с точки зрения безопасности. Наконец, в РФ будут отвлечены значительные ресурсы в кризисный период, когда требуются вложения на поддержку других отраслей экономики.

Решение по БТС-2 скорее политическое, чем экономически обоснованное. В перспективе действующие магистрали "Дружба" будут востребованы.

— Но решение по БТС-2 уже принято. Беларуси что делать? Как не допустить осушения "Дружбы"? Позволят ли решения по акционированию магистральных нефтепроводов в перспективе решить эту проблему?

— Мы сейчас планируем акционирование гомельской и новополоцкой "Дружбы". Их можно акционировать единым комплексом, а можно порознь. Скорее всего, инвесторов может заинтересовать не единый комплекс, а отдельные предприятия.

Не исключаю, что новополоцкая "Дружба" может заинтересовать будущего совладельца "Нафтана" — возможно, он захочет иметь в своей собственности транспортную сеть. Тем более что финансовые результаты у новополоцкой "Дружбы" за счет оказания услуг по доставке нефти на "Нафтан" положительные. К примеру, литовский НПЗ "Мажейкю Нафта" имеет в собственности и транспортную инфраструктуру.

— А что о планах задействовать новополоцкую "Дружбу" в реверсном направлении: заполнить ее альтернативной нефтью через литовский терминал Бутинге или же через латвийский порт Вентспилс?

— Пока рано об этом говорить. У нас есть предложение в рамках "Восточного партнерства" участвовать в проектах использования нефтепровода Одесса — Броды. Кроме того, предлагается обсудить возможность строительства участка Бобовичи — Костюковичи для соединения украинского и белорусского нефтепроводов с выходом на Прибалтику.

— В. Ющенко после недавней встречи с А. Лукашенко заявил, что скоро 6 президентов представят проект Евро-Азиатского нефтяного коридора в Еврокомиссии. Белорусская сторона поддержала данный проект?

— Этот проект нужно рассматривать с учетом его стоимости и обеспечения ресурсами. Пока ТЭО данного проекта с участием белорусской стороны нет.

— Очевидно, что БТС-2 создаст дополнительные трудности для нашей нефтехимической отрасли. Может быть, стоило бы жестче увязать шаги по сотрудничеству с российскими компаниями в области ТЭКа с реализацией проекта БТС-2?

— Думаю, что будут найдены другие варианты по загрузке гомельской "Дружбы". Включатся интересы собственников и покупателей нефти.

Очевидно, что проект БТС-2 с экономической точки зрения более затратный для собственников нефти в сравнении с "Дружбой". Это обстоятельство может заинтересовать как немецких потребителей нефти, так и российские компании. Совпадение интересов потребителей с немецкой и с российской стороны должно сработать в отношении как гомельской, так и новополоцкой "Дружбы".

— Радует, что вы видите перспективы "Дружбы". Между тем первый замминистра топлива и энергетики Украины Олег Бугаев в начале этого года отметил, что белорусы совместно с украинцами должны готовить нефтепровод "Дружба" к тому, что транзит российской нефти через нее может прекратиться. Есть ли уверенность, что белорусские НПЗ в перспективе будут заполнены нефтью?

— Предполагаю, что интерес к нашим НПЗ со стороны собственников российской нефти останется. На Мозырском НПЗ работает совместный белорусско-российский капитал. Ожидается также приватизация "Нафтана". Поэтому вопросы с поставками нефти по обеспечению экономики Беларуси сырьем должны быть решены.

— Между тем реализация проекта на "Нафтане" (а в конце прошлого года к нему присоединен "Полимир") может затянуться...

— Российскую сторону интересуют вопросы регулирования цен на внутреннем рынке, возможность неограниченного экспорта продукции, требование по обязательной отгрузке на внутренний рынок части нефтепродуктов и химического сырья. Также Россию будет интересовать увеличение пакета акций до сверхконтрольного.

Все эти вопросы — предмет переговоров. Условия приватизации "Нафтана" могут быть оговорены в специальном соглашении. Однако большую ясность по данным проектам мы получим, когда программа расширенного белорусско-российского сотрудничества в сфере топливно-энергетического комплекса будет полностью подготовлена.

— Принципиальных разногласий по программе нет?

— Остается неурегулированным вопрос строительства второй нитки газопровода Ямал — Европа. Пока неясно, войдет ли он в программу.

— Этот проект обсуждается, несмотря на то, что РФ уже приняла решение строить "Северный поток" и "Южный поток"?

— "Северный поток" — это предмет договоренностей Германии и России без учета интересов транзитных государств, в том числе Польши. Маршрут "Южного потока" должен пройти в зоне экономических интересов Украины (в ее территориальных водах). Удастся ли согласовать интересы сторон и реален ли этот проект? Сомневаюсь.

— Некоторые российские аналитики убеждены, что белорусская сторона в ближайшей перспективе не согласится на продажу контрольного пакета "Газпрому". В то же время в условиях ухудшения финансовой ситуации в Беларуси правительство увеличит фискальную нагрузку на СП "Белтрансгаз", что приведет к нерентабельной работе предприятия и возможному банкротству в пользу Беларуси...

— Что касается продажи контрольного пакета, то пока этот вопрос не рассматривается, поскольку не завершена процедура получения "Газпромом" пакета 50%.

Все прогнозы по получению прибыли "Белтрансгаз" выполнил. В прошлом году прибыли получено в 1,5 раза больше, чем планировалось сторонами по бизнес-плану. СП "Белтрансгаз" имеет хорошую перспективу дальнейшего развития, и белорусская сторона в этом заинтересована.


Татьяна МАНЕНОК

http://belmarket.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

29.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

29.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация