Новости

Невиртуальное сокращение

Реальное сокращение расходов бюджета на 2009 год составило 11 трлн. BYR. Ожидаемое сокращение доходов — 8 трлн. BYR.


В соответствии с Указом № 264 от 28 мая, которым были уточнены параметры бюджета, доходы и расходы республиканского бюджета на 2009 год утверждены в сумме 54,9 трлн. BYR при нулевом дефиците.

Таким образом, формально по сравнению с утвержденным в ноябре прошлого года законом о бюджете произошло лишь сокращение расходов бюджета на сумму дефицита в размере 2,8 трлн. BYR (бездефицитным бюджет должен был стать по требованию МВФ). Но оказалось, что реальное сокращение расходов будет практически в четыре раза больше.

Налоги легли на склад.

Прежде всего обращает на себя внимание то, что показатель доходной части бюджета не изменился. Однако, в соответствии с оперативными данными, доходы бюджета за январь — апрель текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 800 млрд. BYR. Поэтому очевидно, что запланированных доходов в этом году бюджет не получит. Это не скрывает и Минфин.

"Мы видим, что те доходы бюджета, которые были запланированы при формировании утвержденного осенью 2008 года закона о бюджете на 2009 год, конечно, выполнены не будут вследствие существенного снижения деловой активности", — сказал министр финансов Андрей Харковец в интервью БЕЛТА.

"Необходимо также понимать, что даже в случае восстановления деловой активности "догнать" утвержденные в законе о бюджете объемы доходов будет очень сложно, а скорее всего, невозможно, поскольку первое полугодие уже практически завершается", — подчеркнул он.

И хотя министр финансов решил оставить все же надежду в этой, по сути, безнадежной ситуации, подчеркнув, что "подтянуть результаты еще можно", дальнейший его комментарий продемонстрировал, что для "подтяжки" результатов недостаточно радостных заявлений правительства о росте ВВП.

"Следует учитывать, что при сохранении положительной динамики ВВП доходы бюджета в реальном выражении существенно снизились, — выявил основное противоречие текущего состояния белорусской экономики А. Харковец. — ВВП за январь — апрель вырос на 1,2%, а реальные, то есть с учетом инфляции, налоговые доходы бюджета за этот период сократились на 15%. Этот разрыв демонстрирует основную проблему в экономике — высокий уровень складских запасов. То есть недопоступление доходов представляет собой налоги, которые "остались" в нереализованной продукции".

Баланс при минимальных доходах.

Оценивая структуру непоступивших доходов бюджета, министр финансов подчеркнул, что "снижаются удельный вес и темпы поступления налога на доходы и прибыль". "Это основная позиция, которая вызывает у нас наибольшее беспокойство, поскольку есть проблемы рентабельности предприятий и экспортных продаж", — сказал он.

Однако, помимо проблемы ухудшения финансового состояния промпредприятий, бюджет нашей несырьевой страны, как и предполагалось, оказался весьма зависимым от цен на нефть.

По словам А. Харковца, наиболее заметным является снижение доходов от внешнеэкономической деятельности, а именно — экспортных пошлин на нефтепродукты, что обусловлено конъюнктурой мировых цен на нефть и нефтепродукты.

"Все другие налоги не вызывают вопросов — стабильно поступает НДС, акцизы и другие налоги", — сказал министр.

Но даже с учетом этого оптимистичного замечания ожидаемая Минфином сумма недопоступления доходов может составить около 8 трлн. BYR.

"Ориентируясь на эту цифру, мы подготовили корректировку бюджета. Нашей главной задачей было реально посмотреть на вещи, чтобы бюджетная сфера не оказалась в ожидании неких средств, которых фактически не существует, и сбалансировать расходные обязательства с теми минимальными доходными ресурсами, которые наверняка у бюджета будут. И мы это сделали", — сказал А. Харковец.

Дело техники.

В результате "колоссальной работы": по словам министра финансов, "мы проанализировали буквально каждую смету каждой бюджетной организации, совместно с отраслевыми ведомствами и Минэкономики проинвентаризировали все государственные программы", — удалось сократить расходы бюджета на 11 трлн. BYR.

Сумма необходимого сокращения складывалась, очевидно, из прогнозов по недополученным доходам в объеме 8 трлн. и дефицита бюджета, который был заложен изначально в размере 2,8 трлн. BYR.

Почему Минфин не стал сокращать доходную и расходную части бюджета в соответствии с этими реальными расчетными параметрами — можно лишь догадываться. Официального комментария на этот счет нет. Возможно, такая радикальная корректировка бюджета — как по доходам, так и по расходам — помимо указа, потребовала бы пересмотра закона о бюджете на 2009 год в парламенте. Парламентарии и так сделали замечания Минфину, что он не вносит изменения в закон даже при сохранении параметров доходной части.

Но скорее всего, причина в том, что для сокращения доходной части потребовался бы пересмотр основных прогнозных показателей, ведь именно от них "пляшет" Минфин, когда рассчитывает доходную часть. Но так как показатели у нас решено не менять, решили оставить параметры доходной части на ранее запланированном уровне.

А чтобы все же как-то сбалансировать бюджет не только по расходам и доходам, но и с реальностью, провели техническую операцию под названием "резервный фонд президента".

Сократив размеры бюджетных фондов на суммы предполагаемых недополученных ими доходов, этими доходами наполнили резервный фонд президента, соответственно увеличив в расходной части бюджета расходы президентского фонда на 8 трлн. BYR. Отметим, что по сравнению с первоначально запланированными расходами фонда они увеличились в 26 раз!

"Мы поступили так, предполагая, что если ситуация в экономике будет улучшаться и бюджет будет получать дополнительные доходы, то мы постепенно и в определенной степени будем сокращать этот резерв, возвращая эти деньги получателям", — пояснил министр финансов.

С учетом же того, что этим фондом распоряжается президент, бюджетное ведомство оказывается "чистым" и перед законодателями. При этом А. Харковец также сообщил, что данный механизм корректировки бюджета согласован с МВФ.

На первый взгляд может показаться, что ничего радикального не произошло: какие-то несуществующие деньги куда-то записали и тут же их списали, но министр финансов "успокоил". "Это не виртуальное сокращение — на эту сумму (11 трлн. BYR) сокращены конкретные бюджетные сметы". "Фактически на эту сумму мы изъяли полномочия заключить договоры и закупить продукцию бюджетными организациями", — подчеркнул он.

Пошли под нож.

Комментируя структуру сокращения расходов, А. Харковец отметил, что "объективно сократились расходы на субсидирование нефтепереработки в связи с изменением цен на нефть". В связи с этим по данной статье произошло и наибольшее сокращение расходов — на 4,3 трлн. BYR — с 7 трлн. до 2,7 трлн. BYR.

Еще на 1,3 трлн. BYR сокращено финансирование госпрограмм. Расходы фонда социальной защиты населения с учетом ожидаемых доходов сокращены на 1,5 трлн. BYR. Сокращены также расходы дорожного фонда и фонда охраны окружающей среды — на 330 млрд. и 150 млрд. BYR соответственно.

"Все остальные статьи расходов бюджета, в том числе, естественно, и защищенные, остались без изменений. По ряду позиций расходы бюджета даже увеличены, например, в части льготирования процентных ставок по банковским кредитам для предприятий", — заявил министр.

Что касается конкретных социальных статей, то А. Харковец в интервью БЕЛТА не стал говорить о том, на сколько по сравнению с первоначальными планами сокращены расходы, например, на образование и здравоохранение. При этом он указал, что эти расходы увеличены по сравнению с расходами в бюджете 2008 года на 11 и 20% соответственно.

Сразу отметим, что рост по сравнению с 2008 годом на 11%, очевидно, не компенсирует темпов инфляции и произошедшей девальвации. Что же касается расходов на здравоохранение, то, как бы красиво ни выглядел относительный общий рост по сравнению с 2008 годом в целом по данной статье, в указе президента "уточнен" и норматив расходов на здравоохранение на одного жителя РБ — ключевой показатель расходов на оказание бесплатных медицинских услуг населению. Так вот он установлен на уровне 2008 года и не вырос ни на один рубль ни по одной из областей.

По сравнению же с первоначально запланированными расходами на 2009 год, которые были утверждены законом о бюджете, общие расходы на здравоохранение сокращены на 18%, на образование — на 21%, на социальное обеспечение — на 8%, в том числе пенсионное обеспечение — на 16%.

Урезанию подверглись статьи "национальная оборона" и "судебная власть и правоохранительная деятельность" — по 17%. Расходы на национальную экономику в целом сокращены на 33%, на топливо и энергетику — более чем на 50%.

При этом общегосударственные расходы увеличились в 1,5 раза (в том числе за счет расходов из "невиртуального" резервного фонда президента). На 55% увеличены расходы на обслуживание госдолга.

Как и отмечал А. Харковец, также увеличена поддержка предприятий в части субсидирования ставок по кредитам. Выросли расходы на поддержку сельского хозяйства, а также на обеспечение населения жильем.

Есть и некоторые другие статьи, по которым можно увидеть "плюсы" в указе президента. Например, общие расходы на ЖКХ, однако зачастую большая часть увеличения проходит по подстатье "прочие расходы". То есть можно ожидать, что это увеличение все же может оказаться "виртуальным" — финансирование увеличат лишь в случае наличия необходимых доходов.

Что касается заложенного показателя по повышению заработной платы, то, как отметил А. Харковец, "мы сохранили возможность повышения тарифной ставки первого разряда на 5%".

"То, что мы пока откладываем повышение тарифной ставки, вызвано условиями, в которых бюджет находится в настоящее время. Пока эти условия таковы, что мы не наблюдаем устойчивой стабилизации в динамике поступления доходов бюджета. Поэтому не можем инициировать подобные вещи", — констатировал министр финансов.

Ирина КРЫЛОВИЧ

http://belmarket.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

17.04.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

17.04.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

17.04.2024Продукция предприятия – отливки по чертежам заказчика
«ГОМЕЛЬСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД «ЦЕНТРОЛИТ» – крупнейшее предприятие Беларуси, специализирующееся на производстве литых изделий из серого и высокопрочного чугуна

17.04.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация