Новости

САМЫЙ СМАК ПОЗАДИ?

Пищепром перед новыми вызовами

На протяжении последних десятилетий белорусы гордились своей пищевой промышленностью. Эта гордость, вместе с проблемами советской эпохи перенесенная в эпоху суверенитета, сегодня потихоньку начинает улетучиваться. Очевидно, отечественный пищепром ожидают серьезные проблемы, от которых не спасут ни богатый инструментарий нетарифного регулирования, ни призывы «купляць беларускае».

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Со времени прихода действующего президента к власти производство продовольствия позиционировалось как отрасль стратегическая, благо значительная часть произведенного шла на экспорт в Россию. На 90-е гг. государственной заботы хватило сполна, но в 2000-е проблемы начали нарастать. Часть их можно списать на аграрников (например, качество сырья) или общие принципы административного регулирования, но модернизация, ассортиментная и маркетинговая политика - на совести самих пищевиков.

 
В глубокой Европе

Официальная статистика подтверждает впечатление, производимое магазинными прилавками: вроде всего выше крыши, однако того, что нужно, почему-то вечно не хватает.

Справка «БелГазеты». По данным Минстата, в январе-августе 2007г. соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в пищевой промышленности составило 68,2% (на 4,3% меньше, чем за аналогичный период 2006г.). Объем производства за этот же период снизился на 2% - до Br7617,6 млрд. В пищевой промышленности зафиксирован один из наибольших показателей по сумме чистого убытка - Br64,2 млрд. Облсельхозпрод является рекордсменом по количеству убыточных предприятий - их 33,8% (74 предприятия), зато у Минсельхозпрода таковых всего 9,9% (11). Уровень рентабельности у белорусских пищевиков ниже, чем средний по промышленности: 6,8% в мясной и молочной промышленности, 3,8% в мукомольно-крупяной.

Учитывая то, что высшие должностные лица периодически высказывают сомнения в достоверности отчетности на местах, скептики могут оценить состояние отрасли прямо в ближайшем гастрономе, где трудности со сбытом отдельных товарных групп (сырокопченые колбасы, хлебобулочные изделия, овощные консервы и пр.) в буквальном смысле лежат на поверхности. Постфактум можно сравнить наши розничные цены с европейскими при помощи «Евробарометра» и понять, что по отдельным позициям мы уже в Европе. В глубокой Европе.

 
Вырвано с мясом

Внутриотраслевые проблемы легче понять на примере успешной по отечественным меркам мясопереработки: стоило в нынешнем году немного повоевать с россиянами за их рынок, и показатели экспорта претерпели разительные изменения. Молоко пока не трогали, и по нему налицо рост. Да, инспекции Россельхознадзора формально уже убедили россиян в том, что наши мясо или молокопродукты безопасны, но при прозрачной битве за внешние рынки Беларусь проиграет не только крупным экспортерам вроде Аргентины или Австралии, но и соседкам - Польше и Литве.

Справка «БелГазеты». В январе-июне т.г. экспорт мяса и субпродуктов составил $92,3 млн. - на 34,6% меньше аналогичного периода 2006г. В натуральном выражении снижение составило 36,2% (до 35,9 тыс. т). Поставки в РФ сократились на 36,5% - до 35,672 тыс. т за $92,1 млн. (на 34,7% меньше аналогичного периода 2006г.). Поставки в страны вне СНГ выросли в 3,3 раза и достигли 244 т мяса и субпродуктов на $217,1 тыс. Экспорт молока и молокопродуктов в I полугодии 2007г. оценивается в $373,1 млн. (рост на 40,8%, в натуральном выражении - на 12,4%). Экспорт в РФ составил $303,7 млн. (рост 17,8%, в натуральном выражении - на 1,2%, до197,3 тыс. т). В государства вне СНГ молока и молочной продукции экспортировано 19,1 тыс. т (в денежном выражении - $53,1 тыс.). Доля экспорта молочной продукции в общем объеме поставок предприятий Минсельхозпрода составляет около 64%, мяса и мясопродуктов - около 22%.

Гора родила мышь: $217,1 тыс. за мясо и $53,1 тыс. за молоко вне СНГ - реальный показатель конкурентоспособности нашего АПК и пищепрома. И это при том, что мясопереработчики и молочники имеют репутацию успешных отраслей.

В какой еще стране дипломаты, изучив рынки сбыта, вынуждены объяснять пищевикам: «Для продвижения белорусской молочной продукции наиболее привлекателен российский рынок… В связи с ростом закупочных цен на молочное сырье… увеличением производственных расходов из-за повышения цен на энергоресурсы сохранить ценовую конкурентоспособность белорусских молочных продуктов на российском рынке становится затруднительно… Для удержания позиций на рынке требуется осуществить комплекс мероприятий по снижению себестоимости продукции, повышению ее качества, использованию современной упаковки, усилению маркетинговых служб и проведению рекламной кампании. В противном случае экспорт молочных продуктов из Беларуси в Россию может сократиться уже в 2007г.» (МИД-Минсельхозпрод, исх. N 04-10/9939 от 10.05.2007).

Еще один парадокс - на фоне падения экспорта мяса и субпродуктов объем их производства продолжает расти. Что не продадим, то съедим?

Справка «БелГазеты». По данным Минстата, в январе-августе 2007г. производство мяса в РБ составило 286 тыс. т, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,3%. Говядины за 8 месяцев т.г. произведено 103,28 тыс. т (на 3% больше), телятины - 61 т (на 19,7% меньше), выпуск свинины вырос на 9,5% (до 100,1 тыс. т), мяса птицы - на 6,9% (до 73,36 тыс. т), колбасных изделий - сократился на 0,9% (до 144,9 тыс. т), мясных полуфабрикатов - увеличился на 6% (до 40,86 тыс. т).

При этом в Минске не только привередливые рестораторы, но и обычные покупатели зачастую испытывают трудности с покупкой телятины и особенно баранины.

Нерадужные перспективы

Ситуация по другим товарным группам еще менее радужная: речь идет уже о том, чтобы просто сохранить внутренний рынок, как в случае с овощными консервами, ограничения на ввоз которых открыли летний сезон. Государственные мужи всеми силами способствовали выращиванию зеленого горошка, но как только тот был выращен и законсервирован, выяснилось, что он не раскупается, т.к. и по упаковке, и по вкусовым качествам проигрывает импорту.

Стратегию отрасли пока заменяют инерция и ностальгические воспоминания о благословенных 80-х. Если мясопереработка налегает, скажем, на сырокопченые колбасы, то всеми силами и в ущерб другим товарным позициям. Точно так же в 90-е все, кто мог, бросались выпускать дефицитный в позднесоветскую эпоху майонез без оглядки на сбыт. Зато целые товарные группы, спрос на которые устойчиво растет, остаются вне зоны внимания пищевиков, как, например, пакетированные овощные смеси.

Потребитель понемногу наедается, и удельный вес продовольственных товаров в розничных продажах в январе-августе 2007г. составил 52% против 54% в 2006г. Наверняка и далее будет расти спрос на полуфабрикаты, продукты быстрого приготовления, растительные продукты, рыбу, однопорционные молокопродукты. Напротив, предсказуемо уменьшается в национальном рационе доля хлеба, картофеля и свинины. От административно-валовой тактики «кумпяками закидаем» пора переходить к оперативному изучению рынка и адекватной реакции на изменение конъюнктуры, иначе через десять-пятнадцать лет нынешние победные рапорты отрасли будут звучать как реквием.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом