Новости

ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО?

Как повысить экономическую эффективность государства

В Беларуси нет чиновников, которые могли бы эффективно ежегодно распределять (тем более - инвестировать) $17 млрд. бюджетных ресурсов. Даже если к каждому госслужащему в ранге начальника департамента и выше приставить по два человека в погонах, толку больше не станет. Остается только один способ повышения эффективности и качества госуправления - снизить госрасходы: не сдирать с предприятий и людей по три налоговые шкуры, а предоставить им право самостоятельно распоряжаться заработанным.

Константин ФИРСОВ

Непродуктивный продуктив

Всемирный банк (ВБ), который на протяжении десятилетий экспериментировал с госрасходами, наконец пришел к выводу, что «высокий уровень расходов в непродуктивных областях (особенно расходы на госпотребление и трансферты) может негативно сказаться на экономическом росте, тогда как расходы, направленные в продуктивные области (например, инвестиции, социальный сектор), могут способствовать экономическому росту», но только в случае качественного госуправления. Если его нет, то т.н. продуктивные области превращаются в обузу: «В странах со слабым управлением высокий уровень непродуктивных расходов и высокие налоги, которые необходимы для их финансирования, склонны замедлять рост экономики... Расходы в областях, традиционно считающихся продуктивными, не обязательно приносят большую отдачу».

Деление расходов на продуктивные и непродуктивные лишено смысла. Далеко не все в ВБ думают, что только рынок вправе выбирать наилучшие сферы для инвестиций. Отсюда непоследовательность в советах: «С одной стороны, успешное участие частного сектора невозможно, если государство не будет гарантировать честную конкуренцию и финансовую эффективность. С другой стороны, необходимо пристальное внимание со стороны государства за тем, чтобы участие частного капитала способствовало наилучшему управлению отраслью и не создавало непредвиденных финансовых обязательств для государства».

Образуй и образумь

«Более образованное население очевидным образом связано с более быстрыми темпами экономического роста, в то время как более значительные госрасходы на образование не всегда приводят к лучшему уровню образования». Механическое увеличение количества студентов не дает должной отдачи. Важно, что они учат, как и за сколько могут применить свои знания. Если рынок труда негибкий, зарплаты преподавателей в два-три раза меньше, чем у ОМОНа, а основным работодателем выступает государство, то нашими бюджетными инвестициями в образование часто пользуются работодатели других стран. По мнению ВБ, «страны Европы и Центральной Азии могут повысить эффективность образования за счет тщательно разработанной политики реформ, включающей переход на финансирование из расчета на одного человека (подушное финансирование) для содействия объединению недостаточно используемых мощностей и лучшей интеграции технических и профессиональных учебных заведений со средними школами общего образования».

Финансирование школ должно быть децентрализовано. Средним и профессиональным образованием должны заниматься местные власти и частный рынок: «Большая опора на финансирование высшего образования за счет частных средств поможет высвободить финансы, необходимые для начального и среднего образования». Этим путем пошла Южная Корея, где уровень образования высок при одном из самых низких в мире показателей соотношения госрасходов на высшее и начальное образование.

За здорово живешь

Определение механизмов финансирования и параметров рынка услуг здравоохранения является одной из самых сложных задач переходного правительства. Трудно назвать хотя бы одну страну в мире, которая могла бы похвастаться полным порядком в этой сфере. «Более здоровая рабочая сила способствует экономическому росту, но уровень и структура госфинансирования здравоохранения не обязательно связаны с результатами деятельности по охране здоровья населения».

Чтобы здоровье населения улучшилось, государству не обязательно вкладывать дополнительные деньги в существующую систему здравоохранения. Необходимо кардинально менять структуру управления поликлиниками и больницами, систему мотивации врачей и медперсонала, предоставлять людям право выбора медицинских услуг на рыночных условиях. «Показатели здоровья населения в странах ЕЦА не отстают от других регионов, если измерять их в абсолютных величинах, но при этом для стран ЕЦА характерно расходование больших средств, чем в других странах с сопоставимыми результатами, а это является признаком неэффективности и плохого управления в системе здравоохранения… Размер госрасходов и доля услуг, финансируемых государством, оказываются отрицательно связанными с показателями эффективности».

Выходом из создавшегося положения не может быть слепое копирование американской, немецкой или французской системы госстрахования. Поляки попробовали - и натолкнулись на большие проблемы. Население здоровее не стало, а бардака в больницах прибавилось.

Адекватным решением был бы переход на индивидуальные накопительные медицинские счета, предоставление хозяйственной самостоятельности поликлиниками и больницам, четкое определение объема гострансфертов и перечня бесплатных для потребителей лекарств и услуг. Страны, «где отмечается самый высокий уровень эффективности, начали ряд важных реформ с целью: а) сокращения системной раздробленности покрытия рисков; б) создания системы должных стимулов для пациентов, страховщиков и лечебных учреждений; в) расширения доступа населения к услугам госздравоохранения при одновременном регулировании системы; г) повышения контроля и подотчетности на всех уровнях системы здравоохранения».

Старикам везде у нас расчет

С каждым годом обязательства государства по пенсионному обеспечению возрастают. Демография еще больше усугубляет этот рост: «Социалистическая система характеризовалась очень высоким уровнем занятости населения и щедрым пенсионным покрытием при относительно низком пенсионном возрасте, высокими ставками замещения зарплаты и широким покрытием в случае нетрудоспособности».

Число плательщиков в пенсионный фонд сокращается, а его обязательства растут. Растущий дефицит покрывает бюджет. «Эта тенденция усугубляется снижением уровня рождаемости и общим старением населения». Повышение налогов на зарплату было явно неадекватным решением данной проблемы. В странах ЕЦА они и так одни из самых высоких в мире. «Но эти высокие ставки налога, взимаемые с зарплаты лиц, работающих в официальном секторе экономики, еще больше ограничивают доходную базу для выплаты пенсий, т.к. повышают уровень безработицы и количество неофициальной рабочей силы на рынке труда». Повышение возраста выхода на пенсию в ситуации, когда продолжительность жизни немногим выше 65 лет, не является решением в отличие от перехода на частную систему пенсионного обеспечения. Чтобы финансировать старые обязательства, нужно перестать имитировать страховой характер пенсионного обеспечения и после системного упрощения выделить три группы пенсионеров в зависимости от их совокупных платежей в пенсионный фонд. «В некоторых странах (например, Дании, Великобритании, Ирландии) часть выплат соцобеспечения финансируется из средств общих налоговых доходов, и страны ЕЦА могли бы последовать этому примеру, заменив некоторые выплаты соцстрахования, финансируемые за счет взносов работодателя и работника, на всеобщие пособия, финансируемые из общих налогов».

Обналоженная страна

Даже самые закоренелые сторонники госрегулирования признают, что искажают стимулы для продуктивных инвестиций или трудоустройства, блокируя экономический рост. Как пишет ВБ, «это воздействие может быть усугублено в случае слабого госуправления. Напротив, вероятность того, что налоги, которые создают меньше экономических искажений, такие как, например, налог на потребление, оказывают негативное воздействие на экономический рост, ниже».

Этот вывод непосредственно касается Беларуси. В этой ситуации для нас оптимальной была бы система, построенная на двух-трех основных плоских налогах. От налогов на прибыль юридических и физлиц надо просто избавиться: от них гораздо больше вреда, чем финансовой отдачи. Не дает должного эффекта только снижение подоходного налога при сохранении высоких налогов на зарплату.

В странах ЕЦА «налоговая нагрузка на фонд заработной платы сохраняется на уровне 30-50%, и стимулы к соблюдению требований законодательства остаются низкими». Решение этой проблемы для Беларуси простое, как грабли: либо вообще упразднить подоходный налог, либо оставить его со ставкой 10% при одновременном переходе на регрессивную ставку налога на зарплату (например, две ставки - 15% и 10%). Так или иначе, снижение налоговой нагрузки - обязательный элемент создания эффективного, ответственного государства.

На основе проведенного исследования и мирового опыта ВБ предлагает странам усвоить следующие уроки: 1) сохраняй макроэкономическую стабильность; высокая инфляция, дефицит бюджета - киллеры экономического роста; 2) госрахсоды должны быть на уровне «около одной трети от ВВП или меньше» (в РБ - около 50% ВВП); 3) снижай налоги на фонд зарплаты и подоходные налоги, это будет стимулировать инвестиции и занятость. «Страны ЕЦА являются первопроходцами в принятии единой ставки подоходного налога, и результатом не стало ни уменьшение их доходов, ни снижение общей прогрессивности налоговой системы». Беларусь обязана перейти на плоские шкалы налогов, если она хочет справиться с переходом на мировые цены на энергоресурсы без бюджетных и социальных потрясений.

 
Налоговая нагрузка на фонд зарплаты.

Европа и Центральная Азия по сравнению с другими регионами, 2006г.

Источник: «Евростат», ОЭСР, Всемирный банк.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация