Новости

МЕНЮ НА ЗАВТРА
В глобальном разрезе

Куда движется мировой рынок продуктов питания - от кумпяка к щековине и обратно или в иных, пока не истоптанных отечественным пищепромом направлениях? На этот вопрос ответило исследование международной маркетинговой компании ACNielsen, проводившееся с середины 2005г. до середины 2006г. в 66 странах мира на основе анализа динамики розничных продаж более чем в ста категориях продовольственного рынка, объединенных в двенадцать крупных товарных разделов.

Иван ДУБОВЕЙ

Исследовалась конъюнктура продовольственных рынков в пяти условных регионах: Азиатско-Тихоокеанском, Европе, Южной Америке, Северной Америке и ЕЕМЕА (Восточная Европа, Ближний Восток, Африка).

Аналитики ACNielsen выделили три основные тенденции изменения потребительского спроса: свежие продукты; здоровое питание; удобство потребления. Самый актуальный тренд - здоровое питание - напрямую связан с прогрессирующим старением населения развитых и развивающихся стран. Поэтому среди самых быстрорастущих категорий мирового рынка доминируют т.н. «здоровые продукты» и напитки.

Самая быстрорастущая товарная группа - «питьевой йогурт» (+18% в стоимостном выражении). Аналитики констатируют рост продаж однопорционных продуктов (ау, белорусские молочники, разливающие свои изделия в богатырские емкости!) и выбор потребителями пробиотиков. Вслед за йогуртами высокий рост в стоимостном выражении демонстрируют готовые супы (+18%), свежая зелень (+17%), актуальность которой для желудков минчан нынешним летом зафиксировал столичный мэр, свежая рыба (+12%), сидр (+11%), готовые салаты, детские молочные смеси, молочные напитки (+10% по каждой позиции).

В соседней с нами России наиболее интенсивно прибавляют в спросе готовые блюда (+41%), детские соки и сокосодержащие напитки (+33%), печенье (+27%), питьевой йогурт (+25%), детское питание (+19%). Эксперты ACN подчеркивают рост спроса на свежую или охлажденную рыбу, овощи и салаты, заменители мяса. Они полагают, что продажи рыбы в развитых странах растут в т.ч. по причине отказа потребителей от низкоуглеводных диет, а спрос на мясо находится в прямой зависимости от скандалов, связанных с птичьим гриппом и коровьим бешенством.

Регион EEMEA наряду с Южной Америкой признан быстрорастущим: он прибавил за год 13%. Среди отличительных черт ЕЕМЕА выделяют активную отстройку инфраструктуры дистрибуции продуктов питания, последовательное занятие ведущих позиций продуктами длительного хранения, потребность в современных здоровых продуктах для детей.

Белорусским пищевикам, ориентированным в первую очередь на рынок России, небезынтересно будет узнать, что при общемировом приросте сегмента «кондитерские изделия, печенье и снеки» на 5% в стоимостном выражении наиболее весом среди этой группы шоколад (+5%), так что «Любимой Аленке» стоит активнее заниматься поиском суженого - покупателя.

Молокопродукты тоже демонстрируют положительную динамику: +2% в мире и аж +12% в России. Наиболее динамичен сегодня в своем росте сегмент питьевых йогуртов, прибавивший с 2005г. 12% в натуральном и 25% в стоимостном выражении. Питьевые биойогурты демонстрируют прибавку в 23%. Среди других товарных позиций выделены вязкие йогурты: эксперты считают, что эта группа повторяет динамику категории «питьевой йогурт», поскольку ее рост в два раза больше темпов роста по товарному разделу. Ощутимо увеличиваются в ЕЕМЕА, и в частности в РФ, продажи обогащенного кефира (+27%) и творога (+25%). Несмотря на доминирование традиционных молокопродуктов, их доля в товарном разделе сокращается: в денежном выражении на них сегодня приходится всего 65% товарного раздела.

Очень перспективен раздел «базовые кулинарные продукты», к которым относят растительные масла, специи, приправы, соль и др. В глобальном масштабе он прирос на 3%, в России - на 13%, за счет глютаматсодержащих приправ.

Алкогольные напитки, по расчетам ACN, демонстрируют в среднем по миру темп прироста в 4%. Сенсационными темпами (+12%) завоевывает позиции сидр, причем эта тенденция затрагивает не только Старую Европу, но и наших соседей-балтов (Латвия, Литва). После масштабного падения спроса на алкогольные миксы те возвращают позиции, и прежде всего за счет рынков ЕЕМЕА (+40%). В России прирост алкоголя оценивается в 9%, причем в основном это происходит за счет пива (+14%).

Безалкогольные напитки в мире прибавили 6%, в России - 16%. 16% прироста показали соки, 15% - молочные напитки, 14% - нерастворимый кофе, 12% - нерастворимый чай, газированные напитки нарастили спрос на 18%, питьевые йогурты - на 25%.

Тенденция, пока не свойственная ЕЕМЕА, но зафиксированная в развитых странах: в одиннадцати из двенадцати продуктовых сегментов интенсивнее продукции обычных производителей растут private labels (частные ТМ). В глобальном разрезе на такие марки приходится 27% сегмента молочных продуктов, 26% - категории «мясо, мясозаменители, рыба, яйца», 24% - по овощам и фруктам, 23% - по десертам, выпечке, тортам.

В обозримой перспективе потребитель все чаще будет отдавать предпочтение не столько традиционным продуктам, сколько яствам, которые связаны со здоровым образом жизни, быстры и удобны в употреблении и сохраняют свойства исходного сырья.

Сверим национальное меню и прогнозы аналитиков через пять-семь лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: ACNielsen, Russian Food&Drinks, 2007.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация