Новости

Ассоциация международных перевозчиков БАМАП обратилась к правительству с просьбой предоставить предприятиям отрасли ряд существенных налоговых льгот

В I квартале в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. экспорт транспортных услуг сократился на 26,2%, составив 496,2 млн. USD, в т.ч. по перевозкам грузов на 28,3%, до 420,9 млн. USD. По данным БАМАП, в сфере международных грузоперевозок автотранспортом падение валютной выручки достигло 32%. Общая рентабельность автомобильного транспорта в январе–марте сложилась отрицательная — минус 9% (-4,9% в I квартале 2008 г.), 30% организаций признаны убыточными, а сумма их убытка достигла 9,1 млрд. Br. Во многом общую статистику подпортили трудности, которые переживает сектор международных автоперевозок. В минувшем году он вырос на 23%, до 1,7 трлн. Br, однако сегодня операторы сосредотачиваются исключительно на тактике выживания.
К примеру, если до ноября 2008 г. ставка фрахта на маршруте Германия — западные регионы России составляла в среднем 3200–3600 EUR (в зависимости от характеристик груза), то сегодня в условиях обострившей конкуренции реальная выручка не превышает 2000–2500 EUR. Доставка экспортных грузов в обратном направлении из России в Западную Европу, которая и раньше в силу разной интенсивности грузопотока была значительно ниже, теперь опустилась до 800–900 EUR. Хотя есть компании, которые вынуждены осуществлять перевозку за 400–500 EUR, что ниже себестоимости, но дает возможность погасить часть долгов перед лизинговыми компаниями и бюджетом.
Чтобы хоть как-то поддержать международных грузоперевозчиков, БАМАП предлагает полностью отменить для них налог на приобретение транспортных средств, сбор в республиканский фонд производителей сельхозпродукции, транспортный сбор, снизить ставки налога на прибыль, дифференцировать взносы в ФСЗН (в обратной зависимости от суммы выплат, начисленных в пользу работника), а также ввести другие фискальные льготы.
По словам председателя ассоциации Николая Борового, планомерное ослабление налоговой нагрузки в 2008 г. уже позволило отрасли сократить расходную часть на 15 млн. EUR, при этом валютная выручка (и соответственно отдача для бюджета) увеличилась на 40%, до 693 млн. USD. Если предложения БАМАП будут реализованы, в текущем году расходную часть можно будет сократить еще на 25 млн. EUR.
В ассоциации убеждены, что в нынешней ситуации дополнительные протекционистские меры должны быть приняты в отношении белорусских автопредприятий, обслуживающих отечественные экспортные потоки. К примеру, в ходе контактов с Брестским облисполкомом недавно было достигнуто соглашение о том, что заказы будут предоставляться преимущественно национальным операторам. Подобный порядок необходимо документально закрепить и в общенациональной нормативно-правовой базе, считают в БАМАП. Кстати, Россия, где объем фрахта сократился на 30–40%, именно так и собирается поступить.
Весомым антикризисным ресурсом может стать жесткая политика Минтранса по выдаче разрешений иностранным компаниям на условиях строгого паритета двухсторонних перевозок. Так, сегодня турецкое, латвийское, молдавское и некоторые другие направления обслуживают преимущественно зарубежные транспортники, что не устраивает наших операторов. С другой стороны, отечественные перевозчики, потеряв заказы на традиционном западноевропейском векторе, смогли нарастить экспорт услуг в страны Восточной и Южной Европы, а также Азии (до 1,5 тыс. рейсов в т.г.). Разрешений на поездки в эти государства уже не хватает, что требует активизации переговоров с ними на уровне министерств транспорта. В частности, необходимо как можно скорее заключить соглашение по перевалке грузов в рамках «Великого шелкового пути».
Правда, не все предложения находят поддержку со стороны представителей других отраслей, о чем свидетельствовали выступления на недавней конференции, организованной БАПАМ. К примеру, маловероятно осуществить требование транспортников наполовину снизить ставки по кредитам. Финансовый сектор республики не располагает ресурсами для этого, отметил в своем выступлении председатель Ассоциации белорусских банков Феликс Чернявский. Хотя «дешевые» кредиты действительно необходимы для модернизации машинного парка. В минувшем году он обновлялся с темпом 114% и в основном тягачами экологических стандартов ЕВРО-4 и ЕВРО-5. Их эксплуатация, особенно на трассах Евросоюза, позволяет снизить размер транспортных сборов, сократить расход топлива, увеличить безремонтный пробег. Но этот выигрыш сегодня далеко не всегда покрывает обязательства перед банками и лизинговыми компаниям.
В любом случае на легкую жизнь отечественным перевозчикам в ближайшей перспективе рассчитывать не приходится. Транспортная отрасль не может самостоятельно генерировать спрос на свои услуги. Она лишь обслуживает товарные потоки, которые создаются в промышленности, сельском хозяйстве и т.д., а они серьезно упали. Внешнеторговый оборот России снизился на 42%, Украины — на 63%, Германии — на 48%, белорусский экспорт сократился наполовину. Следовательно, перевозчикам нужно быть готовым к самым неблагоприятным сценариям, считает заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Георгий Гриц. В Евросоюзе уже 140 тыс. безработных водителей, количество банкротств транспортных компаний увеличилось вдвое. На этом фоне оптимистичные прогнозы некоторых белорусских чиновников выглядят не очень убедительно.

Владислав ПЛАТУН

В тени сомнения
При темпе роста ВВП Беларуси в январе–апреле 101,2% грузоперевозки за этот же период сократились почти на 11%. В мировой практике отрыв роста экономики от показателей транспортной сферы принято связывать с теневым оборотом грузов. Правда, обвинить в этом грехе отечественных транспортников едва ли возможно, ведь с начала года рост ВВП сопровождался стремительным увеличением нереализованных остатков. Произведенные товары все чаще ехали не к потребителям, а на склад.


Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

24.03.2024У нас всегда все свежее!
Хлебобулочная продукция. В наличии и на заказ. ООО «Ренисибер-Наш Хлебозавод»

21.03.2024Домановский производственно-торговый комбинат это богатый производственный опыт, умноженный на современные технологии и квалифицированные кадры
ОАО Домановский производственно-торговый комбинат производит силикат натрия растворимый и продукцию на его основе

21.03.2024Выращивание пряностей. Лекарственные травы оптом. Фасовка чая.
Фиточай и БАДы купить оптом в ООО «Калина»

20.03.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП

20.03.2024Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров


10 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация