Новости

ОН СКАЗАЛ: «ПОЕХАЛИ!»

МВФ рекомендует начать реформы

После продолжительного согласования с властями Беларуси Международный валютный фонд (МВФ) наконец опубликовал доклад N07/310 по результатам консультаций с правительством по ст. IV. Как и ожидалось, МВФ и Совмин разошлись в оценках ряда экономических реалий. Фонд считает, что обменный курс рубля завышен на 10%. Власти РБ утверждают, что он занижен и «не видят проблем с конкурентоспособностью». Фонд предупреждает об угрозе роста дефицита платежного баланса при текущей курсовой политике. Власти уверяют: привязку рубля к доллару удержат и не допустят роста инфляции.

Ярослав РОМАНЧУК

Сколько веревочке ни виться...

В приватных беседах руководители главных экономических структур правительства разделяют озабоченность МВФ и независимых экспертов. Долго совмещать фискальную беззаботность с жесткой денежной привязкой не удастся. В этом убедились Россия, Таиланд, Аргентина и десятки других стран. Нет оснований считать, что Беларусь станет исключением. Президенту наверняка докладывают о реальной ситуации. Отсюда и интенсификация разговоров о сбережении и экономии.

В I полугодии Минфин старался экономить бюджетные ресурсы, но от дефицита по итогам года не отказался. Правительство собиралось «жить по средствам», но денег на стимулирование экспорта и импортозамещение не жалело, не только не ограничивая, но и поддерживая иностранные заимствования.

МВФ отмечает, что резкое увеличение внешних заимствований и кредитования реального сектора может поддержать стабильность лишь временно. «Адаптация неизбежна, поскольку изменение условий торговли носит постоянный характер… Необходима ранняя адаптация путем ужесточения экономической политики в соответствии с потерей реального дохода. Она включает в себя перенос новых энергетических цен на потребителей, отмену фискальных стимулов в условиях адаптационной политики и привязку обменного курса, ликвидацию прямого кредитования... Структурные реформы необходимы для сокращения расходов на рабочую силу».

Большое одолжение

МВФ отмечает, что в последние годы Беларусь пользовалась чрезвычайно выгодными схемами торговли энергоресурсами с Россией: «Государство перераспределяло выгоды от условий торговли энергетическим товарами по всей экономике, стимулируя внутренний спрос в условиях де-факто привязки национальной валюты и инфляционных ожиданий». С 2002г. Беларусь получила от России наибольший объем субсидий из всех стран СНГ; 2007г. стал началом принципиально иного тренда. Повышение цены газа вдвое, частичное упразднение нефтяного оффшора, по мнению МВФ, в 2007г. приведет к потере 5,5% ВВП. Более высокие темпы роста цен экспорта и меры по энергоэффективности могут иметь позитивный эффект в 1,5% ВВП. Фонд прогнозирует, что до 2012г. Беларусь потеряет в совокупности 10-15% ВВП.

В 2006г. и первой половине 2007г. темпы роста ВВП были довольно высокими. Однако удерживать их за счет внешних кредитов и стимулирования потребления опасно. К тому же с 2000г. обменный курс рубля повысился на 55%. Высокий спрос на импорт тоже говорит о снижении уровня доступности ресурсов. Снижение инфляции сопровождалось усилением административного вмешательства в экономику. Не без помощи ценового контроля инфляция в 2006г. составила 6,6%. Однако давление в системе растет, о чем свидетельствует быстрый рост цен производителей (на 14,6% в июле 2007г. к июлю 2006). Ухудшение платежного баланса в 2006г. (с профицита 1,6% в 2005г. до дефицита 4,1% ВВП в 2006-м) продолжается в 2007г. - при благоприятных условиях торговли. Без поступлений от приватизации «Белтрансгаза» и внешних заимствований Нацбанк едва ли увеличил бы свои резервы до объема одного месяца импорта (стабильной можно считать ситуацию, когда резервы составляют минимум три месяца импорта).

Ситуация с внешним долгом пока не критическая. В конце 2006г. совокупный долг составил около 19% ВВП, но в этом году он растет очень быстро. Полученный кредитный рейтинг может еще больше ускорить этот процесс. По оценке МВФ, в 2007г. правительство РБ планирует привлечь 7,2% ВВП новых ресурсов, из которых 5,4% ВВП составляют иностранные заимствования. В 2008г. власти рассчитывают еще на 5,1% ВВП новых денег, из них 3,6% ВВП - внешние кредиты.

Острые споры вызывает оценка МВФ курса рубля. Фонд считает, что рубль переоценен примерно на 10%. С 2000г. реальный обменный курс белорусского рубля к российскому упал на 33%, а курс национальной валюты к доллару вырос на 131%. Учитывая такую тенденцию и прогноз состояния платежного баланса, Нацбанк перешел с формальной привязки к российскому рублю на «грязную» привязку к доллару.

Но власти говорят даже о заниженном курсе, ссылаясь на расчеты по паритету покупательной способности. МВФ сделал свой вывод о завышенном курсе на основании сравнения структурного и базового состояния текущего счета. Если регрессии и предположения экспертов Фонда истинны, то белорусскому рублю нужна девальвация. Правительство с опаской относится к такой рекомендации, учитывая растущую нервозность вкладчиков и ликвидность основных госбанков. Нацбанк предпринимает усилия, чтобы не допустить роста инфляции свыше 10%. Рублевая денежная масса (М2) за январь-июнь увеличилась всего на 5%. Для сравнения: за аналогичный период 2006г. рост составлял 18,6%. Поскольку Нацбанк едва ли в состоянии гармонизировать жесткую монетарную политику с фискальной, он самостоятельно не сможет остановить рост напряжения в финансовой системе.

Фискальную политику белорусских властей в 2006г. и первой половине 2007г. МВФ назвал противоречивой. С одной стороны, власти сократили налог с продаж с 3,9% до 3%, упразднили чернобыльский налог и отчисления в фонд занятости. В первой половине 2007г. Минфин тратил заметно меньше денег, чем собирал. Вместо дефицита бюджета в 1,5% отмечен профицит - 1,9% ВВП. Однако целевое кредитование предприятий через госбанки продолжается. Его объем увеличился с 4,25% ВВП в 2005г. до 5,5% ВВП в 2006г. Депозиты правительства помогали «нарисовать» нужную картинку по ликвидности госбанков.

Состояние госфинансов продолжает подрывать приказной рост реальных доходов населения. За первые пять месяцев 2007г. они увеличились на 17,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006г. Для сравнения: в 2006г. реальные доходы увеличились на 17,3%. Резкое увеличение объемов кредитования (более 50% в реальном выражении на конец апреля 2007г.) частично финансируется за счет привлечения банками иностранных займов и рублевых депозитов. В 2006г. их объем вырос более чем на 40%. Однако депозиты населения явно не поспевают за ростом кредитов. Несмотря на хорошее состояние формальных финансовых индикаторов, Фонд отмечает значительную слабость финансовой системы. Чистые активы банков составляют 20% ВВП; 80% из них контролируется четырьмя госбанками. Причем ресурсы в большинстве своем краткосрочные, не выгодные для реализации крупных инвестпроектов. Без депозитов правительства ликвидность ведущих банков была бы еще хуже.

Ситуацию усугубляет ценовая политика в области энергетики. Цены на газ для предприятий выросли на 89%, а для населения - только на 20%. Тарифы на электричество и тепловую энергию увеличились для всех на 40%. Эти тарифы компенсируют лишь 60% шока от изменения условий торговли. Поскольку платить за газ все равно придется, оставшуюся сумму надо будет брать либо из бюджета, либо из банков, либо поднимать цены для населения и бизнеса. Поскольку дефицит оборотных средств становится хронической болезнью, легко предположить, что госпредприятия увеличат свои требования к банкам и бюджету в плане получения дотаций и субсидий.

Торг здесь неуместен

Наши власти и Фонд по-разному оценивают способность экономики увеличивать предложение товаров и услуг. Оценка Совмина гораздо более оптимистична, чем Фонда: Беларуси подойдет «постепенная адаптация при большом внешнем кредитовании». Чиновники настаивают: госинвестиции могут «поднять производительность труда и увеличить энергоэффективность». МВФ скептически относится к этому, считая «государственные инвестиции менее эффективными». Рост производительности в прошлом был вызван циклическими причинами, а не модернизацией. При росте цен на энергоресурсы большая часть производственного капитала устареет. Для сохранения производства потребуется много инвестиций, а привлекать их власти не научились.

МВФ и власти РБ разошлись во взглядах на курсовую политику. Нацбанк настаивает на сохранении обменного курса в качестве номинального якоря. Он исходит из того, что экономика продолжит стремительный рост, что предприятия сохранят конкурентоспособность. Фонд же полагает, что политики властей недостаточно для сохранения якоря обменного курса. Эта политика может усугубить положение с дефицитом платежного баланса, который в текущей ситуации трудно будет финансировать. К возможности правительства обеспечить необходимый уровень предложения товаров и услуг для сохранения привязки МВФ относится скептически: «властям необходимо больше полагаться на политику управления спросом. Она потребует ужесточения монетарной, фискальной политики, равно как и политики доходов».

Год простоять, два продержаться

МВФ и власти Беларуси сходятся в том, что возврата к нерыночным ценам на энергоресурсы не будет. К внешнему шоку адаптироваться сложнее, чем к внешней халяве. Ухудшение условий торговли приведет к потере темпов роста ВВП, инфляции, дефициту текущего счета и бюджета. Устаревшее производственное оборудование и машины, допотопная сетевая инфраструктура не могут обеспечить европейский уровень энергоэффективности. Не факт, что НПЗ, основные источники валюты, сохранят свои производственные позиции.

Кассовый разрыв можно закрывать внешними кредитами год-два, но финансовые пирамиды такой конструкции долгосрочной устойчивостью не обладают. Если белорусские власти будут упорствовать в выполнении планов третьей пятилетки, то при сохранении темпов роста заимствований, дефицита бюджета и роста доходов сохранить привязку курса будет невозможно. На покрытие дефицита текущего счета пойдут все валютные резервы. Потом появится «черный рынок» и может случиться взрывная девальвация, как в России в 1998г.

Чтобы не допустить такого сценария, МВФ предлагает начать системные рыночные реформы. Потребители должны получать энергоресурсы по новым ценам, полностью компенсирующим затраты. Для сбалансирования финансов необходимо сократить темпы роста реальной зарплаты или заморозить их до 2012г. Без структурных реформ, либерализации цен и экономики в целом рассчитывать на успешную адаптацию к новым ценам на газ будет крайне трудно.

По прогнозу МВФ в 2007г. ВВП вырастет на 7,75% ВВП. При сохранении привязки дефицит текущего счета достигнет 8% ВВП, а курс рубля продолжит укрепляться. Эти тенденции сохранятся и в 2008г. В среднесрочной перспективе годовая инфляция ожидается на уровне 8-9%, темпы роста ВВП упадут до 4,5%. Активные заимствования приведут к удвоению отношения долг/ВВП. Очень быстро оно может достигнуть опасного значения 50% ВВП.

В 2007г. МВФ оценивает общую потерю бюджетных доходов в размере 5,3 процентных пункта. Она будет частично компенсирована (2,4 п.п.) поступлениями от более высоких налогов на нефтепродукты. Поскольку налоговая нагрузка в Беларуси чрезвычайно высокая, Фонд рекомендует компенсировать оставшиеся 2,9 п.п. потерь за счет сокращения субсидий банкам и предприятиям. К сожалению, политической воли на такие решения в РБ пока нет. Как нет и понимания необходимости ликвидации антиинвестиционного инструмента - «золотой акции».

МВФ в очередной раз призывает начать структурные реформы белорусской плановой экономики - пока дефицит платежного баланса и бюджета не достигли критических величин, пока не потерян российский рынок, пока платежи по долгам не начали душить социальные программы, пока Нацбанк не остался без золотовалютных резервов, а комбанки - без большей части ликвидности.

 
Беларусь. Сценарии развития. Версия МВФ
Показатель
2006
2007прогноз
2008п
2009п
2010п
2011п
2012п

Сценарий МВФ при выполнении плана белорусский властей, изменение %

Рост реального ВВП
9,9
8,5
7,8
2,1
-2,4
-1,8
-1,2
Инфляция
7,0
12,5
14,9
25,1
23,8
22,8
21,1
Условия торговли, средние
3,8
-17,3
-1,9
-4,6
-1,8
-0,3
-2,5
Средняя реальная зарплата
11,4
8,5
7,5
3,5
4,5
3,0
2,9
% ВВП
Баланс бюджета
0,5
-1,5
-3,0
-2,8
-2,4
-2,3
-2,1
Текущий счет
-4,1
-11,1
-14,6
-3,6
-4,3
-3,8
-3,4
Внешний долг
18,6
33,7
50,7
61,7
95,7
109,6
121,3

Базовый сценарий МВФ, изменение в %

Рост реального ВВП
9,9
7,8
6,4
5,7
5,2
4,8
4,4
Инфляция
7,0
8,1
10,0
10,2
9,4
8,2
7,9
Условия торговли, средние
3,8
-17,3
-1,9
-4,6
-1,8
-0,3
-2,5
Средняя реальная зарплата
11,4
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
% ВВП
Баланс бюджета
0,5
0,5
0,5
0,3
0,1
0,0
0,0
Текущий счет
-4,1
-7,9
-8,1
-8,0
-7,6
-7,4
-7,0
Внешний долг
18,6
25,6
31,4
37,1
41,4
45,5
48,8
Источник: доклад МВФ N07/310,www.imf.org.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

17.04.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

17.04.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

17.04.2024Продукция предприятия – отливки по чертежам заказчика
«ГОМЕЛЬСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД «ЦЕНТРОЛИТ» – крупнейшее предприятие Беларуси, специализирующееся на производстве литых изделий из серого и высокопрочного чугуна

17.04.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП

16.04.2024Противоалкогольное кодирование с психотерапевтическим сопровождением-Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ
Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ предлагает оказание наркологической помощи анонимно в стационаре


9 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация