Новости

Минстройархитектуры инициирует проведение эксперимента по внедрению новых методов ценообразования в строительстве.

Что сдерживает процесс? Этот вопрос «ЭГ» адресовала начальнику главного управления экономики Минстройархитектуры Александру СИДОРОВУ.
— Постановление № 235 однозначно позволяет по-новому формировать и применять контрактные цены в строительстве. В частности, в нем в соответствии с поручениями Президента предусмотрено применение укрупненных нормативов стоимости строительства и другие достаточно прогрессивные нормы. Проблема в том, что этот механизм не всегда срабатывает: как государственные, так и частные заказчики пока не могут смириться с тем, что подрядчик получает право оставлять в своем распоряжении средства, полученные в результате экономии сметных расходов. Это право закреплено и в Гражданском кодексе, и в Правилах заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450. Более того, оно дополнительно продублировано и в упомянутом постановлении. Но на практике постоянно возникают коллизии, когда данная норма фактически не действует из-за применения Инструкции о порядке проведения контрольных обмеров, утв. постановлением Минфина, Минстройархитектуры и Минэкономики от 30.06.2004 № 99/16/165. Этот документ сегодня стал предметом серьезных межведомственных разногласий.
Точка зрения главного финансового ведомства страны понятна — защита интересов государственного бюджета путем проведения детализированного контроля на всех этапах строительства. Однако есть еще и чисто хозяйственные интересы многих подрядных организаций, которые фактически лишаются стимулов к интенсификации производственных процессов. Предложения по снижению стоимости возведения объекта должны в обязательном порядке отражаться в виде изменения проекта, что автоматически влечет за собой снижение контрактной цены. Зачем это нужно подрядчику?
— Неужели все, как раньше принято было говорить, рацпредложения требуют такого жесткого согласования?
— «Мелкие» улучшения можно провести и без отражения в проектно-сметной документации. Но и они, как правило, не остаются незамеченными КРУ Минфина, службами контрольных обмеров «Беларусбанка» и «Белагропромбанка», которые ведут кредитование жилищных и других государственных строительных программ. В результате творческая инициатива, многие предложения инженерных работников, прорабов, мастеров, направленные на экономию ресурсов, на деле оборачиваются снижением финансовых результатов деятельности строительной организации. Вот с этим парадоксом Минстройархитектуры и пытается бороться на законодательном поле.
— Александр Николаевич, насколько я понял, все вами сказанное касается объектов бюджетного строительства?
— В негосударственном секторе, к сожалению, ситуация развивается по очень похожему сценарию. Возвращаясь к постановлению № 235, можно отметить, что оно разрешает проводить подрядные торги еще на стадии архитектурного проекта (при отсутствии рабочей документации). Этим правом заказчики активно пользуются: выбирают подрядчика, устанавливают контрактные цены на рыночных принципах и т.д. Но впоследствии, когда формируется смета по рабочей документации, «вдруг» выясняется, что строителям по этой смете можно заплатить значительно меньше первоначально оговоренной суммы. Очень часто это становится поводом для острых затяжных хозяйственных споров — вплоть до судебных исков...
Очевидно, белорусское общество еще просто не созрело для восприятия европейских принципов ценообразования в строительстве: один возводит объект в оговоренный срок, другой также в срок выплачивает оговоренную сумму.
— А насколько созрели для восприятия европейских принципов белорусские органы государственного управления?
— Ссылки на зарубежный опыт мы постоянно используем как аргумент в дискуссии с Министерством финансов, крупными строительными организациями, в том числе и на уровне Совмина. Но чтобы наглядно продемонстрировать реальный экономический эффект от наших предложений и ответить на критику со стороны оппонентов, мы решили провести эксперимент на базе ряда конкретных предприятий (и объектов), работающих по новым системам ценообразования.
Дело в том, что в постановление № 235 вносился ряд изменений. В частности, было позволено использовать ресурсные методы ценообразования, индивидуальные индексы, введен ряд других кардинальных инноваций. Строительные организации брали их на вооружение, однако о положительном опыте применения новых финансовых инструментов обычно в Минстройархитектуры и другие республиканские органы никто не сообщает. Письма «в верха» адресуют исключительно в тех случаях, когда что-то не срабатывает. Анализируя только этот негативный информационный поток, действительно можно прийти к выводу о неэффективности наших инициатив.
Поэтому, собственно, и возникла идея о проведении «натурных» испытаний, в ходе которых будут получены объективные результаты.
Во-первых, речь идет об изучении процесса формирования контрактной цены на основе укрупненных нормативов стоимости. Такие нормативы уже разработаны для объектов социальной сферы ряда домостроительных серий.
Во-вторых, предполагается именно подрядчикам поручить подготовку рабочей документации, причем без дополнительной разработки смет по отношению к сметной документации, имеющейся в составе архитектурного проекта. Для этого подрядчики экспериментальных объектов будут определяться еще на стадии обоснования инвестиций или архитектурного проекта. Это, с одной стороны, существенно снизит трудоемкость процесса, а с другой, предоставит действенные стимулы строителям для применения самых передовых и экономичных инженерных решений (в рамках архитектурного проекта).
Особо отмечу, что КРУ Минфина согласно не проводить проверки экспериментальных объектов до окончания их строительства.
— На какую дату намечен старт эксперимента?
— Конкретные сроки и объекты определит Совет Министров. Рабочая группа по разработке нового механизма формирования договорных (контрактных) цен уже передала в правительство пакет документов. Возможно, в ходе их изучения исходные параметры подвергнуться корректировке. Но суть проекта, думаю, останется неизменной: мы должны совместно с подрядными организациями, заказчиками, органами государственного управления доказать высокую эффективность новых рыночных подходов к ценообразованию в строительстве.

Беседовал Владислав ПЛАТУН

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

23.02.2018Белорусско-египетское производство техники МАЗ открыто в Каире
Белорусско-египетское производство техники МАЗ открыто в Каире

22.02.2018Теперь будет жесткий контроль за реализацией лесопродукции на внутреннем и внешнем рынках РБ
Теперь будет жесткий контроль за реализацией лесопродукции на внутреннем и внешнем рынках РБ

21.02.2018На предприятии ОАО «Калинковичский мясокомбинат» прошла конференция трудового коллектива по подведению итогов работы предприятия за 2017 год
На предприятии ОАО «Калинковичский мясокомбинат» прошла конференция трудового коллектива по подведению итогов работы предприятия за 2017 год

21.02.2018Всемирный банк планирует выделить $100 млн на утепление жилья в Беларуси
Всемирный банк планирует выделить $100 млн на утепление жилья в Беларуси

20.02.2018Избирательная кампания прошла ровно и в целом спокойно - Ермошина
Избирательная кампания прошла ровно и в целом спокойно - Ермошина


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2018
February
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Все права защищены © 2018 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом