Новости

Минстройархитектуры инициирует проведение эксперимента по внедрению новых методов ценообразования в строительстве.

Что сдерживает процесс? Этот вопрос «ЭГ» адресовала начальнику главного управления экономики Минстройархитектуры Александру СИДОРОВУ.
— Постановление № 235 однозначно позволяет по-новому формировать и применять контрактные цены в строительстве. В частности, в нем в соответствии с поручениями Президента предусмотрено применение укрупненных нормативов стоимости строительства и другие достаточно прогрессивные нормы. Проблема в том, что этот механизм не всегда срабатывает: как государственные, так и частные заказчики пока не могут смириться с тем, что подрядчик получает право оставлять в своем распоряжении средства, полученные в результате экономии сметных расходов. Это право закреплено и в Гражданском кодексе, и в Правилах заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450. Более того, оно дополнительно продублировано и в упомянутом постановлении. Но на практике постоянно возникают коллизии, когда данная норма фактически не действует из-за применения Инструкции о порядке проведения контрольных обмеров, утв. постановлением Минфина, Минстройархитектуры и Минэкономики от 30.06.2004 № 99/16/165. Этот документ сегодня стал предметом серьезных межведомственных разногласий.
Точка зрения главного финансового ведомства страны понятна — защита интересов государственного бюджета путем проведения детализированного контроля на всех этапах строительства. Однако есть еще и чисто хозяйственные интересы многих подрядных организаций, которые фактически лишаются стимулов к интенсификации производственных процессов. Предложения по снижению стоимости возведения объекта должны в обязательном порядке отражаться в виде изменения проекта, что автоматически влечет за собой снижение контрактной цены. Зачем это нужно подрядчику?
— Неужели все, как раньше принято было говорить, рацпредложения требуют такого жесткого согласования?
— «Мелкие» улучшения можно провести и без отражения в проектно-сметной документации. Но и они, как правило, не остаются незамеченными КРУ Минфина, службами контрольных обмеров «Беларусбанка» и «Белагропромбанка», которые ведут кредитование жилищных и других государственных строительных программ. В результате творческая инициатива, многие предложения инженерных работников, прорабов, мастеров, направленные на экономию ресурсов, на деле оборачиваются снижением финансовых результатов деятельности строительной организации. Вот с этим парадоксом Минстройархитектуры и пытается бороться на законодательном поле.
— Александр Николаевич, насколько я понял, все вами сказанное касается объектов бюджетного строительства?
— В негосударственном секторе, к сожалению, ситуация развивается по очень похожему сценарию. Возвращаясь к постановлению № 235, можно отметить, что оно разрешает проводить подрядные торги еще на стадии архитектурного проекта (при отсутствии рабочей документации). Этим правом заказчики активно пользуются: выбирают подрядчика, устанавливают контрактные цены на рыночных принципах и т.д. Но впоследствии, когда формируется смета по рабочей документации, «вдруг» выясняется, что строителям по этой смете можно заплатить значительно меньше первоначально оговоренной суммы. Очень часто это становится поводом для острых затяжных хозяйственных споров — вплоть до судебных исков...
Очевидно, белорусское общество еще просто не созрело для восприятия европейских принципов ценообразования в строительстве: один возводит объект в оговоренный срок, другой также в срок выплачивает оговоренную сумму.
— А насколько созрели для восприятия европейских принципов белорусские органы государственного управления?
— Ссылки на зарубежный опыт мы постоянно используем как аргумент в дискуссии с Министерством финансов, крупными строительными организациями, в том числе и на уровне Совмина. Но чтобы наглядно продемонстрировать реальный экономический эффект от наших предложений и ответить на критику со стороны оппонентов, мы решили провести эксперимент на базе ряда конкретных предприятий (и объектов), работающих по новым системам ценообразования.
Дело в том, что в постановление № 235 вносился ряд изменений. В частности, было позволено использовать ресурсные методы ценообразования, индивидуальные индексы, введен ряд других кардинальных инноваций. Строительные организации брали их на вооружение, однако о положительном опыте применения новых финансовых инструментов обычно в Минстройархитектуры и другие республиканские органы никто не сообщает. Письма «в верха» адресуют исключительно в тех случаях, когда что-то не срабатывает. Анализируя только этот негативный информационный поток, действительно можно прийти к выводу о неэффективности наших инициатив.
Поэтому, собственно, и возникла идея о проведении «натурных» испытаний, в ходе которых будут получены объективные результаты.
Во-первых, речь идет об изучении процесса формирования контрактной цены на основе укрупненных нормативов стоимости. Такие нормативы уже разработаны для объектов социальной сферы ряда домостроительных серий.
Во-вторых, предполагается именно подрядчикам поручить подготовку рабочей документации, причем без дополнительной разработки смет по отношению к сметной документации, имеющейся в составе архитектурного проекта. Для этого подрядчики экспериментальных объектов будут определяться еще на стадии обоснования инвестиций или архитектурного проекта. Это, с одной стороны, существенно снизит трудоемкость процесса, а с другой, предоставит действенные стимулы строителям для применения самых передовых и экономичных инженерных решений (в рамках архитектурного проекта).
Особо отмечу, что КРУ Минфина согласно не проводить проверки экспериментальных объектов до окончания их строительства.
— На какую дату намечен старт эксперимента?
— Конкретные сроки и объекты определит Совет Министров. Рабочая группа по разработке нового механизма формирования договорных (контрактных) цен уже передала в правительство пакет документов. Возможно, в ходе их изучения исходные параметры подвергнуться корректировке. Но суть проекта, думаю, останется неизменной: мы должны совместно с подрядными организациями, заказчиками, органами государственного управления доказать высокую эффективность новых рыночных подходов к ценообразованию в строительстве.

Беседовал Владислав ПЛАТУН

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

24.04.2024Домановский производственно-торговый комбинат это богатый производственный опыт, умноженный на современные технологии и квалифицированные кадры
ОАО Домановский производственно-торговый комбинат производит силикат натрия растворимый и продукцию на его основе

24.04.2024Рабтекс Индастри ООО продает резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.
Рабтекс Индастри ООО производит резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.

23.04.2024«БелВентаТекс» ООО специализируется в вопросах вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения, выполняя весь комплекс услуг «под ключ».
ООО «БелВентаТекс» - единственный производитель текстильных воздухораспределителей в Беларуси.

23.04.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

22.04.2024«Адгезия» ООО является лидером по поставке профессиональной клеевой продукции
ООО «Адгезия» является лидером по поставке профессиональной клеевой продукции


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация