Новости

Одни субъекты хозяйствования сегодня просто пытаются выжить, другие — намерены расширить и укрепить свой бизнес

Накануне было проведено исследование на тему «Кризис: как реагирует белорусский бизнес?». О его результатах рассказал участникам руководитель белорусско-шведской программы Владислав Толкач. Авторы анализировали, прежде всего, ситуацию с маркетингом, финансами и управлением персоналом в компаниях.
Так вот, в сфере маркетинга треть компаний указали, что начали активный поиск новых клиентов, в то время как остальные предпочли и в дальнейшем поддерживать связи с прежними партнерами. Отмечена тенденция прекращения некоторыми бизнес-структурами деловых отношений с бюджетными организациями из-за проблем с платежами. Наблюдается также стремление иметь дело преимущественно с мелкими клиентами, а не с крупными. «Некоторые компании указывали на расширение ассортимента продукции, с которой работают, но большинство все же утверждало, что его урезали», — сообщил В.Толкач. Поскольку на рынке в условиях кризиса наиболее востребована недорогая продукция, то компании стремятся иметь в ассортименте более дешевые модели.
Что же касается уровня цен на белорусском рынке, то они, по данным компаний, не снизились. В то же время для увеличения объемов продаж многие фирмы начали предлагать клиентам скидки и выгодные условия оплаты.
Сегодня отечественный бизнес предпочитает иметь много мелких дилеров вместо небольшого количества крупных. Разумеется, фирмы стремятся сокращать затраты. Кое-кто пробует экономить даже на уборщиках. Во всяком случае, как сообщил В.Толкач, в одной из компаний экономия по данной статье составила 5,6%.
Почти три четверти фирм снизили уровень оплаты труда сотрудников. Кроме того, если раньше преобладала доля постоянной части зарплат над переменной, то теперь — наоборот.
Не наблюдается существенных изменений в структуре капитала отечественного бизнеса. Лишь 12,5% фирм указали на рост у них заемных средств.
Особых перемен не выявлено и в кадровой политике. Прежде всего, не замечено массовых высвобождений персонала. Правда, некоторые фирмы все же решили избавиться от очевидного балласта. Увольняют, как сообщил В.Толкач, в основном «мертвых пней» и нерадивых продавцов. Некоторые сокращения коснулись административного персонала.
«Кризис — это благо для хороших лидеров и компаний», — полагает генеральный директор Бизнес-школы ИПМ Павел Голенченко. По его словам, сейчас у бизнеса не может не быть проблем. Меняется рынок, уходят клиенты… Однако трагедии из этого делать не стоит! Представителям бизнеса следует осознать, что решение проблем является частью их жизни и потому необходимо психологически настроить себя на позитивное восприятие возникающих трудностей. «Во времена кризиса слабые конкуренты умирают и оставляют рынок сильным игрокам», — подчеркнул П.Голенченко.
Сегодня в стране, как было отмечено на конференции, еще не заметно массового прекращения деятельности компаний из-за нарастающих проблем. Однако косвенные признаки указывают, что впереди ожидается фильтрация бизнес-среды на сильных и слабых.
Конечно, вряд ли у какого-либо бизнесмена есть желание очутиться во втором списке. Однако чтобы избежать такой участи, нужно поднапрячься. При этом отечественному бизнесу не стоит, как считает П.Голенченко, пенять на внешние факторы как источник проблем, потому что их настоящие причины находятся, прежде всего, в пределах самих фирм. «Посмотрите внутрь себя и своей компании и сфокусируйтесь на предотвращении развала организации», — призвал он топ-менеджеров.
О наличии значительных внутренних резервов у субъектов хозяйствования говорила на форуме руководитель управления логистики СООО «Мобильные ТелеСистемы» Ольга Гажула. Кстати, этот оператор сотовой связи чувствует себя уверенно. Например, выручка компании в I квартале с.г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. выросла на 19,8%. Успех складывается из разных компонентов, в том числе за счет проведенной здесь оптимизации логистической системы.
По ее словам, результаты в бизнесе тесно связаны с целями, которые ставятся компаниями. А также от того, насколько последовательно, методично и терпеливо они позволяют разрабатывать программу действий, вовлекая в это свой персонал. Что касается логистики, то оптимизация позволяет более оперативно регулировать объемы поставок товаров в связи с изменяющимися хозяйственными условиями, например, из-за кризиса. Так вот, в МТС ее итогом стало сокращение в два раза количества складов, на 20% численности занятого в этой сфере персонала и на 107 дней — цикла поставок товаров.

Михал СТЕЛЬМАК

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация