Новости

Страна без прописки

В Беларуси с 1 января отменяется прописка и вводится новый порядок регистрации граждан. Соответствующий Указ президента № 413 подписан 7 сентября.

Ирина КРЫЛОВИЧ

Более 15 лет понадобилось независимой Беларуси, чтобы отказаться от одного из ключевых советских архаизмов - института прописки, который с момента принятия первой Конституции Беларуси в 1994 году противоречил Основному Закону.

Институт прописки, существовавший на белорусской территории еще в рамках царской России, был отменен после революции 1917 года, однако уже в 1922 году советская власть посчитала необходимым поставить всех граждан на учет и контроль. На закате существования СССР Комитет конституционного надзора СССР признал нормы постановлений Совета Министров СССР, принятых в 1974 году (последние советские правовые акты, касающиеся прописки), противоречащими Конституции и международным правовым актам.

После обретения Беларусью независимости в 1991 году парламент страны признал порядок оформления прописки нарушением прав и свобод граждан. При этом депутаты отметили, что законы СССР могут применяться на территории Беларуси только в том случае, если они не противоречат национальным правовым актам.

Право граждан на беспрепятственное передвижение и выбор места жительства было закреплено в Конституции Республики Беларусь 1994 году, и данная статья благополучно перекочевала после референдума в Основной Закон образца 1996 года.

Отсутствие конституционных основ для прописки тем не менее не отменило институт де-факто. Но поскольку законодательные акты, регулирующие вопросы прописки, не принимались, местные власти самостоятельно разрабатывали решения, определяющие порядок регистрации граждан, открыто называя это пропиской.

В связи с тем, что принятие подобных документов не входит в компетенцию местных органов управления, за прошедшие годы Конституционный суд неоднократно выносил решения по обращениям, которые косвенно касались института прописки. Так, например, КС подтвердил право иногородних жителей, которые не имеют столичной прописки, на покупку в Минске жилья. Кроме того, по предложению КС была отменена статья Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая привлечение к административной ответственности нанимателей за прием на работу жителей других населенных пунктов.

При этом представители КС неоднократно подчеркивали архаичность института прописки и говорили о его несоответствии международной практике, так как в большинстве стран мира применяется уведомительный принцип регистрации граждан.

Еще в 1994 году депутаты поручили государственным органам в течение 5 лет разработать нормативный акт, предусматривающий переход к уведомительному порядку регистрации. Планировалось, что это будет специальный закон, однако через 13 лет бывший депутат, а ныне президент решил отменить не существующий с правовой точки зрения институт прописки еще раз, но уже своим указом.

Насколько новый порядок регистрации, утвержденный Указом № 413 от 7 сентября, соответствует мировой практике, окончательно можно будет сказать после того, как будет приведено в соответствие с ним все остальное законодательство, в том числе и решения местных органов власти.

В целом же новый порядок регистрации во многом похож на существовавший до этого институт прописки, но в комментарии пресс-службы президента подчеркивается, что порядок "регистрации по месту жительства носит уведомительный характер с определенными ограничениями".

Так или иначе, но регистрация по месту жительства остается обязательной с обязательным проставлением соответствующего штампа в паспорт. При этом гражданин должен уведомить регистрирующий орган о своем желании зарегистрироваться по новому месту жительства не позднее месяца после переезда, однако при этом не требуется сниматься с регистрационного учета по прежнему месту жительства - это сделает за него регистрирующий орган.

Такая "уведомительность" теоретически сохраняется на протяжении всей процедуры регистрации, в соответствии с которой гражданин лишь пишет заявление по месту жительства, а основной пакет документов, необходимых для этого, будет собирать регистрирующий орган. Впрочем, это по желанию самого гражданина. И если он не слишком доверяет поворотливости регистрирующего органа или в этом органе ему намекнут, что будет быстрее собрать справки самому, то он сможет сделать это самостоятельно.

За такую уведомительную регистрацию, так же как и за нынешнюю прописку, надо будет заплатить 0,2 базовой величины (за получение необходимых для регистрации справок и документов придется заплатить отдельно).

Отказ в регистрации возможен, так как существуют, как уже указывалось, некоторые ограничения, но он должен быть мотивирован и может быть обжалован в суде. Кроме того, если ограничения, перечисленные в указе, в дальнейшем не обрастут дополнительными "особенностями", то можно считать, что указ вводит исчерпывающий список случаев отказа в регистрации.

При этом отменяются некоторые ограничения, существовавшие при прописке. Так, исключается ограничение на регистрацию в домах, в отношении которых принято решение о сносе. Кроме того, на время переходного периода (он определен сроком в 3 года) разрешено проводить регистрацию по документам, заменяющим некоторые необходимые документы, связанные с правами собственности на жилье, если граждане еще не оформили эти права в соответствии с требованиями законодательства. Ранее, например, для прописки в Минске в собственное жилое помещение требовалось наличие техпаспорта.

Зато сохраняются ограничения на регистрацию по месту жительства в зависимости от площади жилого помещения. Но если ранее в Минске прописка разрешалась в том случае, если обеспеченность жилой площадью после прописки составляла не менее 12 кв. м на человека, то теперь измерение ведется в метрах общей площади и потребуется наличие не мене 20 кв. м на каждого зарегистрированного. Для остальной территории страны установлена норма 15 кв. м общей площади (в общежитиях - 6 кв. м). Эти ограничения не распространяются на близких родственников, однако перечень близких родственников для Минска значительно уже (супруги, дети, родители и лишь в некоторых случаях - несовершеннолетние сестры и братья), чем для остальной страны (в других местах зарегистрировать "без метров" можно, например, внуков, бабушек и дедушек, сестер и братьев).

Значительно меняется порядок временной регистрации, которая является добровольной, причем при наличии временной регистрации за гражданином сохраняется постоянная регистрация по месту жительства. Кроме того, временным жильем признается дачный или садовый домик. Временная регистрация осуществляется сроком на год, однако гражданин за 10 дней до ее окончания имеет право снова обратиться за регистрацией. Ограничений на количество временных регистраций указом не вводится.

Теоретически данные нормы могут способствовать внутренней трудовой миграции и привлечь трудовые ресурсы в крупные города и в Минск, где отмечается дефицит кадров по многим специальностям. Однако как будут увязаны права на временную регистрацию с правом на трудоустройство, можно будет судить лишь после принятия дополнительных нормативных актов.

Стоит отметить и имеющуюся в указе возможность получить временную регистрацию без наличия места жительства. То есть, по сути, зарегистрироваться сможет и бомж. Но опять-таки остается пока неясным, какими правами он сможет пользоваться в этом случае и не возникнут ли у него в связи с регистрацией новые обязанности. Вместе с тем не исключено, что это в дальнейшем создаст предпосылки для выселения граждан из занимаемых помещений, например, за неуплату. По крайней мере, необходимость куда-то перепрописать такого гражданина уже отпадает - его смогут зарегистрировать временно без места жительства.

Что же касается всех тех, кто имеет сегодня прописку и переезжать никуда не собирается, то, в соответствии с указом, все права и обязанности, вытекающие из уже имеющегося у граждан статуса, сохраняются и перерегистрация с 1 января не потребуется.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом