Новости

Белорусская экономика ежегодно несет значительные потери от международных санкций.

Как сообщил начальник отдела защитных мер МИД Роман Соболев, антидемпинговые меры ЕС в отношении белорусских товаров имеют многолетнюю практику. На сегодняшний день они распространяются на три вида отечественной продукции — хлористый калий, карбамидно-аммиачную смесь и стальные сварные трубы. Не исключено, что этот перечень в недалекой перспективе может быть расширен. По словам Р.Соболева, в настоящее время проводится антидемпинговое расследование в отношении импорта в ЕС труб квадратного и прямоугольного сечения.
Кстати, что касается данного расследования, то еще в ноябре прошлого года Еврокомиссия обнародовала информацию, согласно которой санкции угрожают производителям «квадратных и прямоугольных сварных труб» из трех стран — Беларуси, Украины и Турции. Тогда же стало известно, что инициировала его Ассоциация производителей сварных стальных труб, объединяющая европейские компании, на долю которых приходится около 25% объема их выпуска в ЕС. По мнению членов этой организации, увеличение объема импорта данной продукции из указанных государств, а также их национальная ценовая политика наносят ущерб европейским производителям аналогичных товаров. Расследование должно быть завершено в течение 15 месяцев со дня публикации о его начале и дать ответы на вопросы: является ли импорт демпинговым на самом деле и какими реальными потерями это оборачивается для предприятий стран — членов ЕС?
Как сообщил на семинаре представитель международной юридической компании «Сорайнен и партнеры» Тоомас Прангли, антидемпинговая политика ЕС имеет правовую базу. Ее основой является закон № 384/96, регламентирующий «защиту от демпингового импорта из стран, которые не входят в ЕС». В нем указано три условия для применения антидемпинговых мер. Первое — непосредственно наличие демпинга, которое легко подсчитать математически. Второе — материальный ущерб отрасли европейской экономики. Третьим условием является изучение заинтересованности общественности.
Т.Прангли сообщил также, что в настоящее время действует 127 антидемпинговых мер ЕС в отношении товаропроизводителей разных стран. Кроме того, в первом квартале 2009 г. Еврокомиссия начала 13 новых расследований по подозрению в нарушении импортерами антидемпингового законодательства ЕС.
О том, как эта протекционистская политика реализуется на практике и что следует знать белорусским товаропроизводителям-экспортерам, чтобы избежать санкций, участникам семинара рассказал консультант делового совета «Беларусь– ЕС» Фритс-Харальд Вениг. До недавнего времени он работал чиновником в различных антидемпинговых подразделениях Еврокомиссии и поэтому прекрасно осведомлен о внутреннем механизме принятия ею решений о санкциях.
По его словам, главный смысл антидемпинговой политики ЕС — заставить «всех участников рынка действовать на основе честной конкуренции». Как только европейцы видят, что на их рынке ввозимая, скажем, из нашей страны продукция продается по цене ниже, чем на белорусском, то ее берут на заметку. Кроме того, европейцы следят за затратами на производство продукции. И если обнаружится, что белорусская компания в Европе будет торговать себе в убыток, то и в этом случае ее заподозрят в нарушении первого условия закона № 384/96.
Затем привлекший внимание товар исследуют по второму условию — наносит ли это ущерб соответствующей отрасли в ЕС. Он оценивается за период 3–5 лет. «Если наблюдается на протяжении этого периода времени падение продаж либо уменьшение доли на рынке и прибыли, то это свидетельствует об ущербе», — пояснил Ф.-Х. Вениг. По его словам, в расследованиях Еврокомиссии принимает участие порядка 160 человек. Они скрупулезно изучают финансово-экономические документы европейских компаний, которые могут быть признаны потерпевшими от недобросовестного импорта. Бывший еврочиновник отметил, что доказательство ущерба от демпинга является сложной экономической задачей. Потому что положение в отрасли может ведь ухудшиться и из-за других факторов, скажем, новых предпочтений потребителей. Белорусским субъектам хозяйствования, по его словам, важно знать, что европейское законодательство позволяет производителям товаров других стран, в отношении которых проводится антидемпинговое расследование, принимать участие в этом процессе. «В этом случае белорусские экспортеры могут высказывать свои возражения, если они считают, что сопоставление цен было несправедливым», — сообщил Ф.-Х. Вениг.
По его мнению, лоббирование своих интересов белорусскими компаниями может оказаться весьма эффективным и по третьему условию. Ведь положительных заключений по первым двум Еврокомиссии недостаточно для принятия решения о введении антидемпингових мер, если в этом не будет «заинтересованности общественности» ЕС. Данное условие в законодательстве не имеет четких экономических критериев, и поэтому решающую роль могут сыграть настроения в среде массового потребителя, позиции различных общественных групп, союзов, ассоциаций.
Кстати, мнение, что законодательство ЕС дает «достаточно возможностей белорусским экспортерам и производителям товаров отстаивать свои экономические интересы», разделяет и Р.Соболев. «Крайне важно активное сотрудничество белорусских предприятий с Еврокомиссией в ходе проводимых расследований, представление ей всех необходимых материалов. Отказ же от сотрудничества, предоставление неполных или неточных сведений может привести к тому, что Еврокомиссия будет строить свое заключение на основании имеющихся у нее данных», — подчеркнул начальник отдела МИД.
По его словам, за последнее время совместные усилия внешнеполитического ведомства и белорусских производителей принесли национальной экономике реальную пользу. «Было отменено две антидемпинговые пошлины — на экспорт белорусских полиэфирных волокон и на карбамид», — сообщил он.

Михал СТЕЛЬМАК

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация