Новости

«НЕИЗБЕЖНО СРАБОТАЕТ ЗАКОН СТАГНИРОВАНИЯ»

«БелГазете» стали известны подробности проекта постановления Совмина по развитию пивоваренной отрасли, подготовленного по поручению президента, отданному в ходе недавно прошедшего совещания. ОАО «Крынiца», ОАО «Белсолод» и ОАО «Брестское пиво», госпакет которых предполагалось продать на инвестиционных торгах, будут развиваться за счет кредитных ресурсов обслуживающих их банков.

Марина ГУЛЯЕВА

Справка «БелГазеты». По данным концерна «Белгоспищепром», за восемь месяцев 2007г. произведено 24,811 тыс. дал пива: «Крынiца» - 10,07 тыс. дал (92,5%, доля на рынке - 32,3%), «Сябар» - 3,932 тыс. дал (73,1%, доля на рынке - 12,6%), «Оливария» - 3,038 тыс. дал (26,3, доля на рынке - 9,75%). В августе выпуск пива «Крынiцей» составил 1,418 тыс. дал (89,9%), «Оливарией» - 565 тыс. дал (48,3%), пивоваренная компания «Сябар» произвела 499 тыс. дал (30,9%).

По информации «БелГазеты», было еще одно предложение: объединить три предприятия в одно, в котором доля государства составит 98%. За счет допэмиссии предлагалось привлечь Br350 млрд., или необходимые $125 млн. Однако, несмотря на «слезы», как охарактеризовал эту сумму президент, идея бюджетного инвестирования была отвергнута, и на очередном совещании будет обсуждаться развитие отрасли за счет кредитов.

Как сказала «БелГазете» одна из самых влиятельных аналитиков российского пивного рынка, эксперт агентства «РБК» Надежда ГЕРАЩЕНКО, «раньше, пока консолидировалось российское пивоварение, белорусские активы могли бы быть недооценены, но в дальнейшем экономические показатели этих предприятий без внешних инвестиционных вливаний и при экспансии российской продукции могут сильно пострадать, а потому их рыночная стоимость девальвируется».

Решение президента Беларуси о сохранении ограничений на вхождение иностранного капитала в структуру собственности ведущих белорусских пивоваренных предприятий можно назвать неконструктивным и экономически малообоснованным. С одной стороны, в действиях белорусской власти можно усмотреть стремление с помощью такого сопротивления иностранным инвестициям создать условия для формирования незначительной доли ВВП в ВНП Беларуси, стремящейся таким образом приблизить макроэкономическую модель к американской и японской. Такая модель должна отражать низкую активность иностранных фирм на внутреннем рынке Беларуси, но в таком случае требуется осуществлять бурную деятельность белорусских национальных компаний по всему миру. Не очень понятно, в какой перспективе такая модель в аспекте зарубежной активности белорусских фирм станет не мифом, а реальностью.

Возможно, Александра Лукашенко не устраивает российская модель, в соответствии с которой весьма велика активность иностранных фирм на внутреннем рынке РФ. Однако эмпирический анализ ряда фактов показывает, что именно иностранный капитал привносит в российские компании возможности активного развития не только на внутреннем рынке, но и освоения зарубежных рынков за счет дополнительных средств, а также, в случае прихода стратегического инвестора, маркетинговых, дистрибуционных или даже репутационных ресурсов иностранного собственника.

Например, компания «Балтика» вряд ли смогла бы выйти на рынок Великобритании и стать заметной на нем без участия и покровительства одной из материнских компаний - Carlsberg. Другой красноречивый пример: только с вхождением немецкого фармконцерна STADA в акционерный капитал двух крупных российских фармпроизводителей - ОАО «Нижфарм» и ЗАО «МАКИЗ-Фарма» - стало возможным впервые в истории национальной фармацевтической промышленности зарегистрировать к середине 2007г. российский оригинальный препарат (не дженерик) и начать готовить программу его экспорта. Речь идет о выводе российской уникальной разработки «Ацизол» (антидот угарного газа) компании «МАКИЗ-Фарма» на рынок США.

Это отнюдь не единичные примеры, список растет почти ежедневно. Сейчас российский оператор рынка сетевой торговли одеждой «Дикая Орхидея» готовит выход на рынок Великобритании с маркой Vendetta, что стало реальным с продажей доли в компании британскому фонду. В конце марта 2007г. инвестфонды Greater Europe Fund и Greater Europe Deep Value Fund завершили сделку по покупке 20% ГК «Дикая Орхидея» за $50 млн.

Из-за малой доступности подобной информации и из-за не работающего реально механизма определения учетных ставок трудно оценить внутренние инвестиционные возможности Беларуси и стоимость кредитов, однако вряд ли можно говорить о достаточности таких ресурсов, а также о невысоких кредитных ставках. Даже российские банки при существенно более оптимистичных показателях экономики, чем в Беларуси, пока не могут обеспечить низкие ставки кредитов, сопоставимые, например, с европейскими. Однако со всей определенностью можно говорить, что если белорусское правительство и далее будет следовать принципу почти полного финансового самообеспечения по крупным и перспективным отраслям промышленности, каковым является для страны и пивоварение, то неизбежно сработает экономический закон стагнирования экономики в условиях, когда приток инвестиций будет меньше, чем объем амортизации. Как следствие - пропадают стимулы к замещению изношенного капитала, тем более к созданию дополнительного нового капитала.

Возможно, закрываясь от иностранных инвестиций, Лукашенко пытается таким образом спорить с процессами глобализации мировой экономики, однако тогда нужно учитывать, что в отличие от аналогичной позиции Венесуэлы Беларусь не имеет козырей в виде энергоресурсов.

Можно с большой долей уверенности говорить, что пока конкурентные преимущества национальных белорусских предприятий (таких, как «Крынiца»; +39,9% по итогам 2006г., по данным «Белгоспищепрома») определялись преимущественно внешними заслонами в виде выставленных правительством страны нетарифных мер регулирования импорта пива из РФ. Однако реалии политических отношений между участниками союзного государства заставили снять дискриминационные, по определению российской стороны, меры в отношении импорта ряда российских потребительских товаров, включая пиво.

Даже в условиях ограничительного подхода импортное пиво из РФ в структуре потребления напитка в Беларуси составляло по итогам 2006г. 12-13%, поставки возросли почти на 50% к 2005г., превысив 5 млн. дал. Так неужели теперь, когда барьеры сняты, поставки из РФ не вырастут в разы? Уже за семь месяцев 2007г. импорт пива из РФ составил почти столько же, сколько за весь 2006г. Понятно, что ожидать иного от соседа - консолидированной и крупной отрасли российского пивоварения - не приходится.

В 2007г. оборот российского рынка пива составит примерно $10 млрд. (против не более $200 млн. в Беларуси), производство пива в РФ превысит в текущем году 1 млрд. дал. На пятерку крупнейших игроков приходится 85% выпуска пива в РФ. При этом на сугубо российские капиталы из заметных компаний развивается только «Очаково». Да, это тоже своеобразные издержки глобализации. Но видится более целесообразным и для России, и для Беларуси позволить развивать иностранцам ряд отраслей потребительского рынка, от которых, кстати, не зависит продовольственная безопасность, получив в виде растущих налоговых отчислений средства для подъема сельского хозяйства, инновационных и интеллектуалоемких отраслей.

Сейчас наступило время для эффективной продажи долей в «Крынiце», «Белсолоде» и «Брестском пиве». Раньше, пока консолидировалось российское пивоварение, белорусские активы могли бы быть недооценены, но позже экономические показатели этих предприятий без внешних инвестиционных вливаний и при экспансии российской продукции могут сильно пострадать, а потому их рыночная стоимость девальвируется.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация