Новости

ВСЕ НА МАЗИ

Чтобы обеспечить свою энергобезопасность и эффективность, Беларуси придется поднапрячься. Заместить российскую нефть венесуэльской и азербайджанской, российский газ - иранским и туркменским. Построить АЭС и потом продавать электроэнергию соседям. И параллельно с этим модернизировать промышленность, на что надо изыскать $8 млрд. - пятую часть нынешнего бюджета страны.

Ольга МИКША

Директива президента N3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности страны» выполняется со всем прилежанием. Как рассказал на недавней пресс-конференции зампредседателя президиума НАН Беларуси Владимир Тимошпольский, уже подготовлена новая концепция энергетической безопасности страны, которая согласована со всеми ведомствами и в настоящее время ждет подписи президента. Кардинальных нововведений документ не предусматривает, а закрепляет на бумаге хорошо известные тезисы о необходимости диверсифицировать поставки топлива.

Дружественные страны из движения неприсоединения, которые могут позволить себе собственную точку зрения благодаря недрам, полным дорогостоящего сырья, не отказывают Беларуси во взаимовыгодном сотрудничестве. Осталось проработать схемы реализации выкачанной квоты дружественной нефти или приобретенного дешевого газа. Но поскольку «президент поставил задачу как можно меньше зависеть от одного поставщика», здесь тоже предстоит постараться: уж слишком далеко находятся Венесуэла, Иран, Азербайджан и Туркмения, не ведут туда прямые газо- и нефтепроводы. Поэтому придется венесуэльскую нефть продавать на месте, в Америке, а на вырученные деньги покупать черное золото поближе. Примерно та же картина с Азербайджаном, хотя в этом случае есть смысл попробовать доставлять нефть на белорусские НПЗ морем. Запросто прокачать газ из Туркмении не даст «Газпром», и с заклятым другом придется договариваться еще по взаимозачетам. Словом, есть над чем работать, были бы деньги. «Сегодня во взаимодействии в вопросе поставки топливно-энергетических ресурсов мы можем упираться только в ценовой вопрос. Иных вариантов здесь быть не может», - признался Тимошпольский.

Поэтому надо всеми доступными способами сокращать затраты на покупку топлива и максимально использовать то, чем наградила нас природа. В плане обеспечения страны топливным сырьем она оказалась не слишком щедра, и сколько-нибудь значительно, «в десятки раз больше, чем нефтью и газом», мы располагаем лишь запасами бурого угля - по определению низкокалорийным топливом, использование которого либо сильно вредит экологии, либо требует дорогостоящего очистного оборудования. Однако уходить от единственного поставщика надо, значит, в стране будут строиться ТЭЦ на угле. Концепцией предусмотрен также перевод многих станций на комбинированное топливо.

Станет намного легче, когда вступит в строй первый блок АЭС, перспективы строительства которой уже не обсуждаются - осталось лишь выбрать место для строительства и быстренько принять закон об атомной энергетике. С законом проще: как только будет дана команда, он будет принят всеми палатами во всех чтениях безоговорочно. С выбором места строительства дело немного затягивается, хотя приближается к завершению. По словам Тимошпольского, из 54 рассматриваемых площадок для АЭС сейчас в работе осталось две-три. Причем третья площадка для многих стала новостью: если о Краснополянской и Кукшиновской площадках на востоке страны было известно давно, то о возможности строительства АЭС в заповедном Поозерье на севере - из прагматических соображений близости литовского могильника - широкой общественности было заявлено впервые: «Игналинская АЭС хочет захоранивать отходы на границе с Беларусью. Почему бы нам тоже не построить там блок, ведь захоронение отходов должно вестись в радиусе 10 км от блока?».

Зампред президиума НАН попросил не обращать внимания на тревожные сигналы других ведомств о том, что грунты в Беларуси не вполне надежны для строительства подобных объектов: «Наша карта вся усеяна озерами, у нас не очень благоприятный грунт не только для атомной станции, но и строительства любого центра, любого здания. Так что, не нужно строить ничего?» Решение вопроса опять же в цене. Если на благоприятном грунте установленный кВт/ч обошелся бы в $1600, то для обеспечения должного уровня безопасности Беларуси придется раскошелиться на $2000. Мощность будущей АЭС составит 2 МВт, таким образом, цена строительства вырастает с озвученных ранее председателем НАН Михаилом Мясниковичем $2,5-3 млрд. до $4 млрд. Кстати, цены на строительство АЭС постоянно растут, поэтому Тимошпольский призвал не затягивать процесс различными вредными для дела дискуссиями.

А на продукцию атомной станции, несмотря на то, что ввод первого блока планируется в 2017г., уже возлагаются грандиозные надежды по компенсации стоимости природного газа за счет продажи произведенной на АЭС электроэнергии. «Если модернизация будет идти медленными методами и для энерго-технологических процессов в большей мере будет использоваться природный газ, тогда оставшуюся часть от выработки электроэнергии на атомной станции мы сможем экспортировать в соседние страны, в ту же Россию и на западное направление», - заявил Тимошпольский.

Ученый не зря акцентировал внимание на темпах модернизации промышленности. Выполнение планов по энергосбережению в прошлой пятилетке и перевыполнение на теперешнем этапе в большей мере связано с тем, что Беларусь лишь в прошлом году достигла уровня производства советских времен - мы экономили не потому, что использовали современные технологии и оборудование, а потому, что недогружали мощности. Теперь этот процесс может резко замедлиться, если не будет финансовых вливаний. По оценке НАН, для экономии 1 тыс. т условного топлива нужно вложить $1 млн. Обновление технологических процессов на производстве потребует $7-8 млрд., примерно половину можно будет взять из инновационных фондов ведомств. Остальное надо привлечь в виде прямых инвестиций.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

29.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

29.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация