Новости

Белорусы на обуви пока не экономят.

. Об этом заявил в интервью корр. "БР" генеральный директор минского ОАО "Луч" Николай СТРИЖ.

- Для нас экономический кризис в первую очередь проявился в повышении финансовой нагрузки на предприятие: с начала года цена на газ увеличилась примерно на 40%, а на электроэнергию - на 30%. Увеличилась стоимость кредитных ресурсов, а также выросли платежи других обслуживающих организаций. Все эти дополнительные издержки необходимо вложить в цену товара при том, что покупательная способность населения будет снижаться.

Правда, пока мы этого не почувствовали: в Беларуси продажи сохраняются на уровне 2008 года. И признаков того, что белорусы экономят на обуви, пока нет.

В целом по нашему холдингу (в ОАО "Луч" входят несколько обувных предприятий) продажи на внешние рынки составляют около 40% - это Россия, страны Балтии и Украина. Вот эти программы очень пострадали, а больше всего - российские продажи. Но это не значит, что экспортные программы полностью свернуты.

Так что у нас кризис, на мой взгляд, носит больше идеологический характер. Возможно, находясь на последней стадии производственной цепочки - рядом с потребителем, - мы его не замечаем.

- Китайский проект для "Луча" оказался эффективным?

- Выпускать обувь в кооперации с китайской компанией мы начали в 2008 году, после того как поняли: противостоять неконтролируемому ввозу в страну китайской обуви невозможно, лучше производить обувь вместе, исключив российских посредников. Тем более что рынка комплектующих для обувной промышленности в Беларуси нет, а в Китае он прекрасно развит.

Но, в отличие от торговцев, которые фактически бесконтрольно через Россию завозят обувь в страну, мы совместно с нашей торговлей выбираем модель, отслеживаем поставки, а также качество фурнитуры и всех китайских комплектующих.

В этом году в кооперации с китайской компанией планируем изготовить 30 тысяч пар обуви. Такая обувь выпускается под маркой Aveneva (марка запатентована ОАО "Луч").

Могу сказать, что эффективность у этого проекта достаточно высокая. При нынешнем уровне объявленных цен обувь под маркой Aveneva продается с рентабельностью 30-35%, в то время как при комплектации обуви внутри страны мы имеем рентабельность всего лишь на уровне 11%.

- Получается, с китайцами выгоднее не конкурировать, а сотрудничать?

- Мы вынуждены это делать. Китай сумел создать у себя рынок комплектующих, открытый рынок материалов. Там есть все. Китайцы могут выполнить заказ за сутки: сел в машину, поехал на рынок, и модельер выбрал все, что нужно. На это можно потратить всего 2 часа.

У нас же, чтобы привезти образец из-за границы, нужно потратить 2 недели (растаможить, доказать, что это образец, и т. д.). А для его изготовления нужны определенные типы кожи, фурнитура и т. д., но выясняется, что этого в Беларуси нет...

- Проблема коммуникаций при организации бизнеса с китайским партнером не возникла?

- Нет, многие китайцы говорят и по-русски, и по-английски. К тому же у меня был переводчик: дочка училась в Китае.

- В результате получилось импортозамещение в русле актуальной на сегодня антикризисной программы?

- Я скептически отношусь к разного рода программам. Конечно, это импортозамещение. Мы импортируем китайские детали и материалы и изготавливаем из них обувь, не давая возможности проникнуть этой продукции через российскую границу в готовом виде.

- Есть ли планы по расширению этого проекта?

- Посмотрим, как пойдут дела в этом году. У нас уже появились крупные оптовые заказчики. Раньше они завозили обувь с Черкизовского рынка, а сейчас готовы торговать нашей продукцией.

Пока инвестиции на реализацию данного проекта были небольшими. Дополнительно приобрели немного оборудования. Потребовалась перестройка цеха. С нынешними объемами пока справляется один производственный поток. Если все будет удачно, к следующему году подготовим цех для производства обуви на основе китайских комплектующих. Самое главное, как рынок ее востребует.

С другой стороны, мы не можем свободно планировать долгосрочную стратегию развития своего холдинга, не думая о том, что нам нужно переводить производство в другое место. Внутри Минска нас "поджимают" программы, связанные с вытеснением производства из центра города.

Нам нужна новая площадка, чтобы разместить там свои предприятия. Эту стратегию мы разрабатываем с 2003 года, в этом году подошли к кристаллизации идеи. Теперь нужно понять: кто, как, где и за какие средства это будет делать.

Думаю, к концу года придем к реальному обсуждению этого проекта. Будем вносить свои предложения в горисполком и выше.

- Фактически речь идет о создании на новом базовом уровне современного производства?

- Очевидно, что мы будем строить новое производственное здание. Чтобы это сделать, нужны инвестиции. ОАО "Луч" расположено в центре города. Возможно, кто-то заинтересован в том, чтобы эту площадку осваивать вместе с нами (мы тоже в этом заинтересованы).

Что касается оборудования, то техническая оснащенность наших предприятий достаточно высока, хотя покупка нового оборудования потребуется. Власти города тоже заинтересованы в переносе нашего предприятия из центра города. Так что теперь надо искать площадку. Задача исходя из масштабов нашего бизнеса очень объемная.

- Особенно в условиях кризиса?

- Что значит кризис? Ведь жизнь не остановилась. Рождаются новые проекты: одни умирают, на смену им приходят другие.

И вообще, вы затронули больную для меня тему. Мне горько видеть, как за 20 лет Китай стал супердержавой. Какой продукцией он заполонил мир? Он что - освоил интеллектуальный продукт? Или интегральные схемы? Ничего подобного. Он производит товары народного потребления. Подчеркиваю: товары потребления. И таким образом имеет почти половину мирового потребления товаров.

- Инвестиционные планы в этом году не корректируете?

- Обсуждаем возможность дополнительных инвестиций в предприятие "Чевляр" через увеличение его уставного фонда. Пришел новый участник. Первый был из Словении, но отошел от прежнего бизнеса. Сейчас это российская компания, она имеет рынок сбыта и размещает заказы в СООО "Чевляр", соответственно, заинтересована в развитии предприятия.

Чтобы "Чевляр" приобрел новое дыхание, инвестор должен вложить в него 1 млн. USD, а мы, со своей стороны, - 1,5 млн. USD. По тому же образцу мы хотели бы привлечь инвестиции в еще одно дочернее предприятие. Этот проект мы обсуждаем с латвийской компанией. У нее также есть рынок, она продает обувь для спецструктур и готова разместить заказы на нашем производстве. Постараемся вовлечь ее в свой бизнес.

Латвийский инвестор от кризиса пострадал, поэтому я не могу уверенно сказать, не изменится ли его программа. Этот вопрос мы должны решить в первом полугодии. Если латвийский инвестор откажется, будем искать другого заинтересованного партнера.

Справка "БР"
Обувное предприятие "Луч" образовано в 1924 году, в июне 2009 года отметит 85-летие. В 1990 году стало арендным предприятием, а в 1994 году - акционерным обществом. В состав объединения входят обувные предприятия "Сивельга", "Отико", "Чевляр" и "Рейлит". В ОАО работают около 2 тыс. человек.
В 2008 году ОАО "Луч" произвело 1,7 млн. пар обуви (в сопоставимых ценах на 5,7% больше, чем в 2007 году) - это второй показатель в Беларуси после СП "Марко". На долю минского объединения приходится 17% белорусского рынка производителей обуви.


Татьяна МАНЕНОК


http://belmarket.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

29.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

29.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация