Новости

Эх, прокачу!

Беларусь уже приступила к переговорам об условиях поставки нефти в 2008г. Об этом и о многом другом рассказал на пресс-конференции замглавы концерна «Белнефтехим» Владимир Волков.

Предметом начавшихся переговоров являются объемы поставок нефти. В следующем году Беларусь рассчитывает на их увеличение до 21,5-22 млн. т, что соответствует «договоренности, которая есть у Беларуси и России до 2020г.». Экономически эффективной альтернативы российской нефти у нашей страны пока нет. Это был вынужден признать Владимир Волков. Просто потому, что российская нефть «для нас дешевле», а поиск новых возможностей для добычи нефти в различных регионах мира происходит, по словам представителя «Белнефтехима», из-за того, что в Беларуси добыча нефти сокращается. Таким образом, можно сделать вывод, что популярные в этом году надежды на промышленную добычу венесуэльской или иранской нефти как альтернативе российскому сырью оказались несколько преувеличенными. Даже в 2008г. на них не приходится рассчитывать.

В текущем году поставки российской нефти осуществляются без перерывов. Исключением стал лишь январь, когда, по словам Волкова, Беларусь недополучила «порядка 700 тыс. т». Однако замглавы «Белнефтехима» не стал уточнять при этом, что январское сокращение поставок произошло по инициативе белорусской стороны, временно отказавшейся от российской нефти. Перечень российских поставщиков все тот же, меняется лишь их отношение к переработке нефти на условиях процессинга. Объем поставок также остается стабильным, но платить за весь объем поставляемой нефти приходится уже белорусским заводам. Причем заемными ресурсами и по цене, определяемой конъюнктурой мирового рынка.

Такой подход и формула цены оговорены в действующем между сторонами соглашении, подписанном в январе 2007г. И даже та часть цены, которая зависит от величины экспортных пошлин, также определяется мировой динамикой цен на нефть марки Urals. На этом основании Россия каждые два месяца пересматривает величину экспортной пошлины. Очередное повышение состоится 1 октября - экспортная пошлина на нефть может увеличиться на $25 (с $223,9 до $249) за т и достигнуть нового рекордного значения. Соответственно, для Беларуси российская спецпошлина увеличится до $73 за т. Но рентабельность белорусских нефтеперерабатывающих заводов, по оценке Волкова, пострадает только в том случае, если увеличится разрыв между ценами на нефть и нефтепродукты.

Пока именно это и происходит, отчего правительство едва успевает корректировать размер выплачиваемых компенсаций, который отстает от темпов роста экспортной российской пошлины. Средняя рентабельность работы НПЗ за I полугодие, по информации Волкова, составила около 5%, что заметно ниже 28% - показателя, достигнутого в прошлом году. Однако замглавы концерна не прокомментировал, как на уровне рентабельности сказывается необходимость привлечения больших и недешевых кредитов. Но при этом Волков не отрицал того факта, что в августе «давальцы меньше переработали». Зато в сентябре «Белнефтехим» ждет возврата к обычной норме соотношения между переработкой давальческой и закупленной нефти - 50% на 50%.

Однако нетрудно представить, какого рода изменения могут произойти на белорусском рынке нефтепродуктов в октябре в случае повышения экспортной пошлины. Мировые цены на нефтепродукты вряд ли возрастут из-за решения правительства России, которое является лишь следствием, а не причиной изменения товарной конъюнктуры. Чтобы более точно спрогнозировать финансовые последствия этого решения для Беларуси, было бы гораздо интереснее узнать рентабельность работы НПЗ за август-сентябрь, а не за I полугодие 2007г. Поэтому придется запастись терпением и деньгами.

К этому белорусским потребителям не привыкать. Их уже приучили к мысли, что на внутреннем рынке цены растут независимо от колебаний мировых. Это на Украине только за последнюю неделю средняя розничная цена на автомобильный бензин снизилась на 0,1% - до 4,568 гривны за литр ($0,905). В связи со снижением мировых цен на нефть в США цена бензина также упала до самого низкого за пять месяцев уровня - $0,726 за литр. Но не в Беларуси, где половину розничной цены составляют акцизы. Уровень розничной цены стабилен и устанавливается в нашей народной республике не по рыночным законам, а согласно указаниям правительства.

Рыночные методы определения стоимости активов белорусских НПЗ также пока не востребованы в Беларуси. Как показал опыт «Белтрансгаза», для этой цели вполне сгодятся и очень независимые эксперты. Вот и Владимир Волков подтвердил эту мысль, сообщив, что для оценки белорусских НПЗ «можно привлечь и независимых экспертов», обойдясь без рейтинга и IPO. Эта экзотика предприятиям ни к чему. Однако в этом случае правительству придется потратить грандиозные суммы на инвестиционные программы и их воплощение в жизнь. Ведь собственник не только получает доходы от принадлежащих ему предприятий, но и обязан поддерживать их на современном технологическом уровне. Волков назвал ориентировочную сумму инвестиций, которые необходимо вложить в предприятия «Белнефтехима» до 2010г., - $5-6 млрд.

И при традиционном подходе никакого другого источника для реализации этой инвестиционной программы, кроме кредитов (преимущественно иностранных), не существуют. Не хватит даже средств инновационного фонда концерна. А о собственных средствах, например тех же НПЗ, сегодня лучше и не вспоминать. За счет ничтожной прибыли, получаемой сегодня заводами (при удачном стечении обстоятельств не более $10-15 млн. в месяц), они вряд ли смогут самостоятельно профинансировать продекларированный роскошный план модернизации.

Впрочем, Волков твердо уверен в том, что «текущий уровень рентабельности белорусских НПЗ позволит концерну «Белнефтехим» продолжить реконструкцию своих предприятий». Поэтому можно быть спокойными за будущее качество белорусских бензинов и доведение их стандартов до уровня Евро-4 (на «Нафтане») и Евро-5 (на Мозырском НПЗ). В 2010г. обязательно покатаемся на быстром и экологически чистом отечественном топливе!

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

19.03.2024Катализатор автомобильный сдать
Скупка у населения автомобильных нейтрализаторов выхлопных газов.

18.03.2024Магоста-Групп -наша продукция сертифицирована в ЕЭС!
Магоста-Групп - первый поставщик оборудования и компонентов для систем вентиляции, отопления, кондиционирования

17.03.2024Филиал ПУ «Витебскторф» является лидером в республике по производству и продажам торфяных питательных грунтов торговой марки «Двина»
Питательный грунт «Двина» – гарантия высокого урожая!

17.03.2024ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.
ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.

14.03.2024Приобретать наш продукт выгодно, ведь высокое качество мы сочетаем с низкой стоимостью.
Мы производим продукцию, которая позволяет сделать мир чище! ЗАО «Ливсор»


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация