Новости

Сохраним ли бюджет?

Характер анонсированных налоговых изменений говорит о том, что в ближайшей перспективе явной угрозой для экономической стабильности правительство считает сокращение доходов государственного бюджета.

Та оперативность, с которой предлагаются нововведения, может свидетельствовать лишь о том, что текущее состояние и прогнозируемые в правительстве перспективы формирования доходной части бюджета 2009 года хуже, чем мы думаем. Данное опасение не случайно.

Без преувеличения можно сказать, что госбюджет является одним из столпов уникальной белорусской экономической модели. Именно от наличия средств в бюджете зависит степень финансирования подавляющего большинства инвестиционных и социальных программ. В свою очередь, сильная зависимость социальной и инновационной составляющей экономического развития государства от одного источника делает уязвимой всю современную белорусскую экономическую модель в случае резкого снижения доходов бюджета. Отсюда и стремление правительства к сохранению уровня доходов бюджета в изменяющихся макроэкономических условиях.

Сохраним ли бюджет?

Основным и наиболее резонансным изменением налогового законодательства стало предложение об увеличении ставки НДС с 18 до 22%. Увеличение ставки именно по этому налогу не случайно и связано с простотой его сбора.

Так, в соответствии с белорусским налоговым законодательством выручка у предприятия определяется либо с момента отгрузки продукции, либо с момента ее оплаты, но не позднее 60 дней после отгрузки. То есть, в отличие от мировых стандартов, в соответствии с которыми выручкой признается только оплаченная отгрузка продукции или оказание услуг, в Беларуси сам факт отгрузки товара и оказания услуги является основанием для уплаты НДС. Поэтому даже мировой финансовый кризис и связанное с ним замедление расчетов между предприятиями не отразились существенно на суммах уплаченного НДС.

Указанные выводы подтверждаются и отчетами Министерства финансов об исполнении республиканского бюджета за I квартал 2009 года. Так, в указанном периоде поступления по НДС увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,6%.

В качестве сравнения приведем данные по налогу на прибыль, ставку по которому предлагают сократить с 24 до 20%. Так, поступления по этому налогу в I квартале 2009 года составили лишь 88,2% от аналогичного уровня прошлого года, то есть снизились на 11,8%. При том общие доходы республиканского бюджета в отчетном периоде составили 94,3% от этого показателя за соответствующий период 2008 года.

Диаметрально противоположная картина с поступлениями налога на прибыль связана с тем, что мировой финансовый кризис в первую очередь отразился на рентабельности производства и реализации товаров и услуг во всем мире. Заработать прибыль стало труднее, а соответственно и налоговая база для налога на прибыль сократилась.

Отсюда не случайны предложения по сокращению не только ставки по налогу на прибыль, но и отмены местного налога, каковым, например, в Минске являлся транспортный сбор, уплачиваемый по ставке 3% от прибыли. В других регионах Беларуси местными налогами, уплачиваемыми из прибыли, являются сочетание транспортного сбора и отчислений на содержание инфраструктуры района с общей ставкой по этим платежам в размере 3% от прибыли. Правительство может безболезненно сокращать налоги из прибыли, поступления по которым и так уменьшаются в связи с кризисом.

Дополнительно в качестве компенсации роста налоговой нагрузки по НДС правительство предлагает отметить налог с продаж в розничной торговле в размере 5% от выручки и 1% отчислений из выручки в республиканский бюджет в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. И если отмену отчисления в фонд поддержки сельхозпроизводителей действительно можно рассматривать в качестве компенсации роста налоговой нагрузки по НДС, то с налогом с продаж все не так однозначно.

Во-первых, в 2008 году розничный товарооборот в Республике Беларусь составил менее 40% от ВВП. Соответственно, повышение ставки НДС затронет налоговую базу, которая в 2,5 раза превышает налоговую базу, облагаемую налогом с продаж. Речь в первую очередь идет об оптовой торговле.

Во-вторых, в современном белорусском налоговом законодательстве налог с продаж в розничной сети носит в первую очередь роль дополнительной наценки к импортным товарам, так как большинство отечественных продовольственных и промышленных товаров от налога с продаж освобождены. Вследствие этого отмена налога с продаж в розничной сети автоматически снижает цену на импортные продовольственные и промышленные товары, повышая их конкурентоспособность.

Вроде бы получается, что предлагаемые изменения налогового законодательства позволят за счет НДС если не сохранить запланированный уровень поступлений в бюджет, то хотя бы не допустить его значительного сокращения. Однако закрадывается одно сомнение, связанное с финансовым состоянием белорусских предприятий. Так, по состоянию на 1 апреля 2009 года задолженность плательщиков по платежам в бюджет по сравнению с началом 2009 года увеличилась на 7,1 млрд. BYR, или на 12,1%, и составила 65,6 млрд. BYR. При росте суммы обязательств предприятий перед бюджетом задолженность может еще больше возрасти, что ставит под сомнение возможность сохранения доходов бюджета на прежнем уровне за счет изменения структуры поступлений.

Следует также отметить, что предлагаемые изменения налогового законодательства окажут влияние на региональную структуру бюджета. Повышение ставки НДС означает потенциальный рост доходов республиканского и областных бюджетов. В свою очередь, отмена местных налогов из прибыли и налога с продаж в розничной торговле затронет доходную часть районных и городских бюджетов. Налицо последовательная политика по централизации средств бюджета в Минске, что в условиях кризиса вроде бы и оправданно, если бы не одно "но".

На местные бюджеты возложена основная нагрузка по финансированию социальной сферы (образование, здравоохранение, культура). Сокращение доходов местных бюджетов ставит их в еще большую зависимость от дотаций сверху, что может привести к задержкам в финансировании социальной сферы и, прежде всего, заработной платы бюджетникам на местах. Сможет ли правительство оперативно решать указанные проблемы и не допускать задержек в перечислении дотаций регионам, покажет второе полугодие текущего года.

Поможем ли экспорту?

В качестве одной из официальных причин предлагаемого изменения налогового законодательства называется необходимость поддержки белорусских экспортеров, что вряд ли возможно. Действительно, одной из особенностей белорусского налогового законодательства является применение нулевой процентной ставки НДС по экспортной выручке предприятия. При этом НДС, уплаченный по используемым для производства материалам, принимается к вычету независимо от направления реализации товаров, что образует у предприятий-экспортеров "отрицательный" НДС к уплате. Указанный "отрицательный", или входной, НДС принимается в зачет уплаты по другим налогам, сокращая тем самым налоговую нагрузку предприятий-экспортеров.

Приведенная схема влияния НДС на налоговую нагрузку предприятий-экспортеров свидетельствует лишь о том, что увеличение ставки НДС позволит указанным предприятиям больше принимать входного НДС в зачет уплаты других налогов. При этом следует отметить, что для того, чтобы принять входной НДС в зачет уплаты других налогов, его нужно будет оплатить по новым ставкам, отвлекая на это дополнительные оборотные средства. Поэтому положительный эффект от увеличения налоговой ставки для предприятий-экспортеров неоднозначен.

Возможно, в качестве положительного влияния изменения налогового законодательства на экспортеров в правительстве рассматривают отмену сбора в республиканский бюджет в фонд поддержки сельскохозяйственных производителей и местных сборов из прибыли, а также снижение ставки по налогу на прибыль. В данной ситуации логика правительства, вероятно, заключается в том, что предприятия, работающие на экспорт, более рентабельны, чем предприятия, работающие на внутреннем рынке, поэтому снижение налоговой нагрузки по налогам из прибыли для них более существенно. Возможно, ситуация так и складывалась до мирового финансового кризиса, но в свете последних тенденций, связанных с сокращением экспорта белорусских товаров и ростом их складских запасов, данные выводы вряд ли уместны.

В свою очередь, отмена сбора в республиканский бюджет может способствовать снижению цены на отечественный экспортный товар. Указанное снижение сопоставимо со ставкой сбора, равной 1% выручки, и им правительство, очевидно, пытается отложить необходимую для повышения конкурентоспособности экспорта и предлагаемую Международным валютным фондом девальвацию белорусского рубля. Для сохранения докризисной конкурентоспособности белорусских товаров на российском рынке необходима, по крайней мере, синхронная девальвация обеих валют по отношению к доллару. По состоянию на конец мая годовая девальвация российского рубля по отношению к доллару США составила 32%, белорусского рубля — 29%.

Наряду с влиянием на экспортеров повышение ставки НДС отразится и на импортерах — как товаров, так и сырья. Очевидно, что рост ставки НДС вызовет рост цен на импортные товары, что, как отмечалось ранее, будет частично компенсировано отменой налога с продаж в розничной сети. В то же время с увеличением цен на импортное сырье не все так однозначно. Известно, что белорусская промышленность существенно зависит от импортного сырья, рост цен на которое, очевидно, приведет к очередному росту цен на отечественные товары, еще больше снижая их конкурентоспособность.

Последним внешнеэкономическим аспектом предлагаемых налоговых изменений является расхождение в ставке российского и белорусского НДС. И если в 2004 году Республика Беларусь по аналогии с Россией сократила ставку НДС с 20% до 18%, то в 2009 году может наметиться явное расхождение в подходах государств к влиянию НДС на доходы бюджета. Если в России в последние годы активно обсуждается вопрос снижения ставки НДС, то в Беларуси отмечается обратная тенденция. Не затрагивая союзнические отношения, а учитывая лишь микроэкономический уровень, можно отметить, что разные ставки НДС будут означать разные цены на аналогичные товары в двух государствах. В ситуации отсутствия границы между Россией и Беларусью изменение ставки НДС, очевидно, приведет к переориентации населения приграничных территорий на более дешевый российский товар. Последнее означает еще большее снижение спроса на отечественные товары и ожидаемый рост приграничной контрабанды и неучтенного статистикой отрицательного сальдо внешней торговли.

Что делать предприятиям?

Анонсированные изменения налогового законодательства, безусловно, затронут большинство предприятий страны. При этом первоначально от роста ставки НДС проиграют все предприятия, так как при первом после повышения ставок производственном цикле им придется покупать сырье с включенными в цены "новым" НДС и реализовывать готовую продукцию с уплатой НДС по новой ставке. В зависимости от специфики вида деятельности рост налоговой нагрузки по НДС может составить от 1 до 2,5%. При этом компенсировать указанный рост налоговой нагрузки за счет отмены других налогов смогут далеко не все предприятия.

Во-первых, неактуальны предлагаемые изменения налогового законодательства для убыточных или находящихся на грани убыточности предприятий. По данным статистики, в I квартале 2009 года рентабельными были 77,9% предприятий, при этом 57,1% указанных предприятий имели рентабельность менее 10%. С учетом наличия в республике параллельного бухгалтерского и налогового учета можно констатировать, что более половины промышленных предприятий республики не смогут воспользоваться налоговыми послаблениями от снижения налоговой нагрузки на прибыль.

Во-вторых, не смогут компенсировать указанное повышение налоговой нагрузки предприятия, работающие по упрощенной системе, так они не являются плательщиками всех предлагаемых к отмене налогов. С учетом того, что упрощенной системой пользуются преимущественно малые предприятия, можно констатировать, что налоговая нагрузка на малый бизнес возрастет.

Третьей группой налогоплательщиков, которые пострадают от налоговых нововведений, являются предприятия, производящие товары или оказывающие услуги, освобождаемые от НДС. У данных предприятий входной НДС относится на себестоимость, и повышение ставки налога означает рост затрат, снижающих прибыль, а соответственно, и экономический эффект от снижения налоговых ставок по платежам из прибыли будет несущественным. Помимо производителей льготируемых товаров и услуг, к указанной категории предприятий относятся и предприятия со среднесписочной численностью инвалидов более 50% человек, а также в определенных случаях и индивидуальные предприниматели.

Четвертой группой предприятий, на которых изменения налогового законодательства окажут преимущественно отрицательный эффект, станут предприятия сферы услуг, формирующие значительную добавленную стоимость. Так, для данных организаций характерно практически полное отсутствие входного НДС, что приводит к налоговой нагрузке по данному налогу на уровне 10-13% от выручки. Повышение ставки НДС приведет к росту налоговой нагрузки для данной категории предприятий на 2-2,5%. Насколько обоснованно в условиях мирового финансового кризиса повышать налоговую нагрузку на предприятия, обеспечивающие занятость и не влияющие на отрицательное сальдо импортных промежуточных товаров и сырья, вопрос риторический.

В очевидном выигрыше от предлагаемых изменений налогового законодательства окажутся высокорентабельные предприятия (рентабельность более 30%) и экспортеры с оговорками, указанными ранее. По данным статистики, к высокорентабельным предприятиям в I квартале 2009 года относились 12% от общего количества предприятий, которые заработали прибыль. Именно эти предприятия и следует отнести к категории "счастливчиков", которые воспользуются плодами налоговой революции.

В отношении всех других предприятий следует отметить, что минимизировать влияние изменений налогового законодательства можно с помощью налогового планирования НДС, которое состоит из двух основных элементов: применение льготных налоговых ставок и оптимизация системы расчетов.

Применение льготных налоговых ставок включает в себя два аспекта. Во-первых, это производство товаров и оказание услуг по перечню, освобождаемому от налогообложения (статья 3 Закона "О налоге на добавленную стоимость"). Во-вторых, это реализация товаров на экспорт, что предполагает применение нулевой ставки и использования входного НДС в зачет по другим налогам. Указанный элемент налогового планирования носит достаточно ограниченный и долгосрочный характер и поэтому вряд ли сможет оказать влияние на налоговую нагрузку предприятий в текущем году.

К методам краткосрочного налогового планирования следует отнести оптимизацию системы расчетов предприятия, недопущение "разрывов" между начисленным к уплате и входным НДС.

Кроме того, к краткосрочным мероприятиям налогового планирования по НДС можно отнести отказ от поставщиков, которые не являются плательщиками НДС, если цена их товаров выше цены конкурентов — плательщиков НДС за вычетом налога. При этом важно учитывать, что налоговое планирование не является панацеей от всех проблем и, например, выбор поставщика сырья должен в первую очередь базироваться на качестве предлагаемого товара, а уже затем на принципах налогового планирования. В условиях мирового финансового кризиса повышается значение комплексного решения проблем с учетом влияния как можно большего количества факторов.

Единственный плюс.

В предлагаемых правительством изменениях налогового законодательства, несмотря на их неоднозначность, есть и один существенный плюс. Предлагаемые нововведения связаны с сокращением общего количества уплачиваемых налогов за счет отмены местных налогов из прибыли, налога с продаж в розничной сети и отчислений в республиканский бюджет из выручки. Сокращение количества платежей может не только сэкономить расходы предприятий на исчисление и уплату налогов, но и существенно повлиять на рейтинг налоговой системы Республики Беларусь в глазах экспертов Всемирного банка.

Как известно, одним из основных критериев эффективности налоговой системы, по мнению ВБ, является количество налогов. Соответственно, сокращение количества налогов, очевидно, будет воспринято ими как положительный сигнал в совершенствовании налоговой системы республики и позволит Республики Беларусь "уйти" из низов рейтинга ВБ в части налогообложения.

В свою очередь, рейтинги экспертов ВБ влияют на отношение иностранных инвесторов к государствам и, возможно, косвенно поспособствуют привлечению иностранных инвестиций в страну. Кроме того, Беларусь ожидает очередной кредитный транш МВФ, и предлагаемые налоговые изменения экспертами МВФ вполне могут быть восприняты в качестве мероприятий, направленных на либерализацию экономики республики.

Однако, несмотря на возможное очевидное упрощение налогового администрирования, нельзя не отметить его отрицательной черты, связанной с попыткой сохранить стабильный уровень налоговой нагрузки на экономику. В правительстве уже давно должны были понять одну вещь: повышение ставок налогов не повысит конкурентоспособность отечественных товаров, так как все налоги включаются в цену товаров и уплачиваются за счет покупателей. Куда более эффективными и полезными для экономики в долгосрочной перспективе были бы предложенная отмена налогов и сокращение ставки по налогу на прибыль в совокупности с сохранением стабильной ставки НДС.

Пока же правительство пытается решать краткосрочные задачи с помощью анонсируемых налоговых революций, которые больше похожи на налоговую эволюцию с заранее известным отрицательным результатом — высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику.


Александр ЖУК


http://belmarket.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом