Новости

ВЫ ДАЛИ БЫ В ДОЛГ БЕЛОРУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ?

Леонид ЗАИКО, руководитель ИЦ «Стратегия». Почему бы и не дать в долг белорусскому государству, если у этого государства на $132 млрд. неприватизированной собственности? Умные российские евреи будут давать в долг через банки Лихтенштейна, Австрии, Германии и других стран, поскольку самый лучший способ забрать собственность у бездарных руководителей - это дать в долг, а потом взыскать этот долг. Так что давать в долг надо. Присвоение рейтинга имеет большое значение для страны, а именно: вызывает чувство гордости у премьер-министра и главы Нацбанка. Теперь они могут говорить, что у нашей страны есть B2, или B+, витамин B+. Вообще же, руководство Беларуси считает себя самым мудрым и лучшим в мире, и главное, их в этом не разуверять: это как с детьми, главное - говорить, что они самые умные и красивые. Вырастут - поймут. Есть надежда, что ставка процента будет пониже, но сейчас все перепугались кризиса по недвижимости в США и падения финансовых рынков, поэтому будут вкладывать деньги очень внимательно. Кредит нам могут дать Иран, Венесуэла, Северная Корея и Куба. У последних двух с деньгами туговато. От Китая можно ожидать кредита примерно на $50 млн.

Елена ДМИТРИЕВА, банковский служащий. Я бы денег одолжила, но до следующих выборов. Перед выборами я бы оперативно забрала всю сумму, а потом или вернула бы назад, или оставила себе. Жаль, что такой сценарий - из области фантастики. Я больше доверяю не кредитному рейтингу, а тому факту, что возврат кредита зависит от всенародного избранного. Пока он хочет, чтобы его избирали, он приложит все усилия для возврата долгов. Не знаю, сможет ли новый человек, пришедший к власти, удержать систему в таких же твердых руках, а не разбазарить все, в т.ч. кредитный рейтинг.

Борис ЖЕЛИБО, экономист. От лица кого давать в долг нашему государству? Если есть суверенный кредитный рейтинг, это значит, что приоткрыт занавес для кредитов МВФ, Всемирного банка, и если будут давать они, то это зеленый свет для более крупного капитала, в частности западного. Конечно, это положительное и долгожданное для страны и экономики событие. С одной стороны, общая сумма долгов, как правительственных, так и корпоративных, находится в пределах 20% ВВП, а предельная черта - 60%. С этой точки зрения нам давать взаймы можно. Но надо смотреть и на качество состояния экономики: не секрет, что наши основные фонды изношены на 80% и мы испытываем валютные сложности для оплаты энергоносителей. Если учесть эти факторы, то в этом отношении не все так безоблачно. Но, во всяком случае, суверенный рейтинг приоткрывает какой-то занавес для более крупных и дешевых кредитов, особенно с Запада. Прежде всего кредит может предоставить ЕС и некоторые американские банки, которые и сегодня дают довольно крупные кредиты и не всегда руководствуются рекомендациями своих правительств, советующих им не одалживать нам деньги. А Куба сама нуждается в кредитах, у Венесуэлы также достаточно проблем. Все-таки речь идет о странах-донорах, развитых государствах. Китай и Венесуэла могли бы дать нам деньги и без суверенного рейтинга под хорошие проекты. Долгожданный кредит от России мы также ждем - думаю, что кредит на $1,5 млрд. они нам дадут. Но они запросили ставку в 8,5%, это высокий процент для союзника. Возможно, с учетом кредитного рейтинга россияне этот процент снизят, что было бы очень желательно.

Валерий КАРБАЛЕВИЧ, политолог. Скорее всего, я не дал бы белорусскому государству в долг. Государство по своей изначальной функции должно действовать по совершенно четким правилам, которые в любом нормальном государстве зафиксированы в Конституции. Наше же государство нарушает ее на каждом шагу. Кроме того, Конституция, право и закон подгоняются под понимание и даже личный интерес действующей власти. Понятно, что государство, которое не придерживается правил, не может отвечать по своим обязательствам. По этой логике доверять такому государству вряд ли стоит. Наши граждане ведут себя весьма своеобразно: на выборах, если верить действующей власти, они ее поддерживают, переизбирая президента в третий раз, но как только возникает какой-то самый маленький кризис, то же самое население бежит в банки, снимает вклады, складывает их в чулок либо переводит в доллары. Так было, к примеру, во время новогоднего нефтегазового кризиса. Подобное поведение населения красноречивее других фактов говорит о доверии граждан к государству. У меня государство не вызывает доверия, как и у значительной части населения. Наш уровень экономической стабильности основан на дешевых энергоресурсах. Чтобы определить, насколько у нас велика эта самая стабильность, надо сначала поставить белорусскую экономику в те рамки, в которых развивается подавляющее большинство экономик мира. Вот когда к 2011г. цены станут мировыми, тогда и поговорим об экономической стабильности и гарантиях возврата иностранных кредитов.

Михаил БОРИСОВ, индивидуальный предприниматель. На выгодных условиях и при гарантии возврата я не вижу никаких причин отказать белорусскому государству в кредите. Сейчас наша экономика формируется, в готовом же виде ее нет: мы берем зачатки у Запада, пытаемся применить их у себя, но пока все это делается через одно место. Система еще не отлажена и, как младенец, учится путем ошибок. Сейчас трудно говорить о гарантиях возврата иностранных кредитов, но в будущем это вполне реально. Если все будет хорошо с Ираном, Ираком, ОАЭ, которые нам как раз и дают взаймы, то система будет отлажена.

Петр ЗАЙЦЕВ, юрист. Я бы в долг белорусскому государству не дал. Все мы предполагаем, на чем основан феномен белорусской стабильности и каков прогноз на следующий год, но при этом у нас все очень скрытно: мы не знаем ни направлений финансовых потоков, ни откуда берутся средства. Это закрытое государство и закрытая информация, поэтому трудно прогнозировать действия должника в ситуации, когда ты не знаешь, за счет чего он живет и откуда берутся доходы. Давать в долг подобному должнику было бы слишком рискованным предприятием. Нормальный человек не даст денег государству, которое шарахается из стороны в сторону. Тем более, что ты не можешь воздействовать на государство принудительными мерами, т.е. обратиться в суд. В данном случае все осуществляется на доверии и международном имидже, который у нас не ценят. Тот, кто мало озабочен мнением других о себе и не стремится его улучшить, может пойти на любой шаг и при этом вряд ли будет задумываться, как на это посмотрят остальные и что произойдет через несколько лет. Наше государство руководствуется политикой выживания: сегодня нужно продержаться, а там посмотрим.

Подготовила Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
   

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом