Новости

«Политическая интрига»

2007г. может войти в экономическую историю Беларуси как год восстановления национальной нефтеперерабатывающей индустрии, пострадавшей от иноземной экспортной спецпошлины. Правительство вроде бы нашло противоядие против этой заразы в виде компенсаций, выплачиваемых НПЗ, и теперь каждый раз повышает их размер вслед за повышением экспортных российских пошлин. По сообщению «Интерфакса», с 1 августа предложено повысить не только компенсации (до 127% от уровня спецпошлины) для нефти, поставляемой на заводы железнодорожным транспортом, но и для трубной нефти (до 110%).

Многострадальную белорусскую нефтеперерабатывающую отрасль бросает то в жар, то в холод. С начала года ей не хватало нефти. К июню удалось раскочегарить работу НПЗ и восстановить прежние объемы переработки нефти. Но одолеть убытки, масштаб которых напрямую зависит от количества перерабатываемой на заводах нефти, так и не удалось. Это объяснимо, т.к. необходимые объемы сырья приходится закупать за дорогие кредитные ресурсы, предоставляемые банками. В августе НПЗ придется привлечь кредитов еще больше, чтобы компенсировать недопоставку давальческой нефти.

Ведь давальцы из «Славнефти», «ЛУКОЙЛа» и «Руснефти» еще до начала текущего месяца объявили о своем уходе с белорусского рынка. В гордом одиночестве на условиях процессинга продолжает поставлять нефть только «Юнивест-М» - оператор «Роснефти». Этот демарш предпринят российскими операторами уже второй раз с начала года. Отраслевые специалисты объясняют их уход нежеланием нести резко возросшие убытки как при экспорте, так и при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке республики (минимум $30 с 1 т нефти). Даже компенсации в размере 90% спецпошлины не покрывают этих убытков.

Конечно, убытки коммерсанты нести не будут. Но внимательного наблюдателя все же вряд ли устроит подобное объяснение. Оно не укладывается в схему, предложенную Александром Лукашенко во время беседы с немецким политологом и журналистом Александром Раром, опубликованной в Die Welt в январе 2007г. Тогда белорусский президент объяснил стремление российских поставщиков нефти в Беларусь высокой степенью модернизации белорусских НПЗ.

«Сегодня глубина переработки составляет примерно 85%. Это мировой уровень. Еще год - и у нас глубина будет 95%! У России как было 50%, так и осталось, потому что не модернизировались заводы, предпочитали легко и без проблем гнать на Запад сырую нефть. Мы индустриальная страна, и нам надо было производить качественное топливо, которое мы, чтобы получить доход, можем продать развитым странам. И когда Россия увидела, что мы действительно получаем доход, они и начали: «Так это же наша нефть! Вводите вывозную пошлину на солярку, на бензин и отдавайте ее нам в бюджет». На это я отвечаю: «Слушайте, так вы к американцам, к немцам обратитесь, они тоже у вас нефть покупают, перерабатывают, и скажите, пусть они вам тоже в бюджет передают деньги от нефтепродуктов». Согласитесь, что претензии в наш адрес по поводу пошлин - экономический абсурд», - поведал тогда белорусский лидер.

Из чего политолог Рар сделал глубокомысленный вывод: «Значит, налицо политическая интрига». Но с этим трудно согласиться. Можно даже предположить, что автомобили президента перемещаются на каком-нибудь суперкачественном топливе, и у главы государства наверняка нет претензий ни к его цене, ни к качеству. Но ведь реалии функционирования «модернизированных» белорусских НПЗ не скроешь. В долгосрочной программе развития нефтеперерабатывающей отрасли республики, утвержденной в этом году Совмином, намечено только к концу 2011г. увеличить глубину переработки на Мозырском НПЗ с достигнутых 66% до 92,5%. При этом отбор светлых нефтепродуктов должен увеличится с 54% до 76,1%. У ОАО «Нафтан» более динамичная программа, которая должна завершиться к 2010г. Благодаря проведенной на этом заводе модернизации за последние десять лет удалось поднять уровень переработки нефти с 59% до 70%. А к 2010г. этот показатель должен достичь уровня в 92%.

Таким образом, уровень переработки 85%, названный президентом, - далекая мечта. Реальность такова: никакой особой привлекательности белорусские НПЗ по данному показателю для российских поставщиков не представляют, например для «ЛУКОЙЛа», заводы которого уже добились уровня переработки в 92%. Более того, в связи с убыточностью белорусских заводов программа их модернизации в заявленные сроки может также оказаться под угрозой.

Во-первых, сроки окупаемости инвестиций при рентабельности заводов в 1-2% растянутся на десятилетия. Во-вторых, для финансирования программы Мозырского НПЗ необходимо $885,8 млн., а для программы по ОАО «Нафтан» - $418,8 млн. Деньги немалые, и найти их заводам с каждым годом будет все труднее, поскольку специальная (льготная) экспортная пошлина со временем трансформируется в полноценную пошлину. К 2011г. идея перевода доходов от экспортной пошлины действительно превратится в абсурд. И тогда у российских поставщиков не будет повода даже для мелких упреков. Так же, как и сегодня к американцам и немцам, покупающим нефть на открытом рынке без всяких скидок на братство.

Но в правительстве, видимо, верят в чудо. Иначе не стал бы министр экономики Николай Зайченко рассказывать на заседании Совмина о том, как отрицательное сальдо внешней торговли (скорректированное с +$500 млн. до - $2,1 млрд.) сократится в 2008г. на $700 млн. по сравнению с 2007г. По его оценке, к 2009г. ситуация станет еще краше: «Дефицит внешней торговли сократится еще на $800-900 млн. ориентировочно до $600 млн., а в 2010г. экономика увеличит сальдо в положительную сторону еще на $1 млрд., и тогда сальдо внешней торговли Беларуси станет положительным», - сообщил Зайченко, сославшись на учет неких «новых факторов».

Но при этом министр не пояснил, что именно вселяет в него столь твердую уверенность. Можно лишь предположить, что к этому времени правительство надеется или продать белорусские НПЗ, или досыта накормить их венесуэльской нефтью.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация