Новости

Мутная ситуация с отечественной минералкой

Вопрос о стандартах на импортную продовольственную продукцию всегда остро ставился в отечественных СМИ, особенно государственных. Мотив этой мелодии известен и неизменен: все «айчынныя харчы» - эталон качества. А что они там, на своих факториях, добавляют в человеческую еду - большой вопрос. Эта пленительная «музыка сфер» могла длиться вечно.

Но около года назад на внешних рынках продовольствия (российском прежде всего) нам начали отвечать симметричными мерами, коварно используя белорусское ноу-хау - риторику про защиту отечественного производителя и заботу о своем потребителе. Но так мы можем забрести в очень глухие дебри. Велика роль стандартов в защите интересов белорусского? Возьмем для примера воду. Минеральную. И получится, что та же всемирно известная, непобедимая и легендарная вода «Перье» не соответствует белорусским канонам - там содержание солей порядка 0,7 г на литр. В Беларуси она должна называться питьевой (или пресной) и быть запрещена к продаже как минералка. В рамках нынешней демонизации импорта и борьбы за уменьшение внешнеэкономического сальдо такие меры выглядели бы более чем логично.

Про учёт

Но дело не в борьбе с иностранной «крамолой». По мнению ведущего научного сотрудника Института геохимии и геофизики НАН РБ Владимира Шимановича, стоит вернуться к истокам во всех смыслах: «Что же такое минеральная вода, как, с чем и под каким соусом ее едят в разных странах? Слово «едят» употреблено в данном контексте не случайно, потому что вода, расфасованная в емкости (бутилированная, как ее официально называют) и продающаяся в торговой сети, является пищевым продуктом. Хочу отметить некоторые бытующие противоречия. По величине минерализации выделяют группы пресных (до 1 г солей в литре), минеральных (1-35 г/л) и рассольных (35-640 г/л) вод. Поэтому-то большинство европейских вод типа Perrier, Vittel, Evian, Spa и др., имеющих минерализацию менее 1 г/л, нельзя, строго говоря, назвать минеральными. Если следовать буквально нашему ГОСТу образца 1994г.».

Разработка нового стандарта по воде назрела давно. Она и ведется нынче, в частности, силами Научно-практического центра НАН РБ по продовольствию. Ничего не имеем против данной организации. Печально лишь то, что ученые открыто жалуются: «Никаких данных и какой-либо помощи от производителей воды в Беларуси мы в своей работе не получаем».

Если называть вещи своими именами, то «кристально чистый рынок» воды у нас крайне запутанный. Например, официальная статистика повествует лишь о потреблении безалкогольных напитков в стране. А в эту категорию входят воды минеральные и питьевые, крашеные и некрашеные напитки и т.д. Попробуй тут разберись в тенденциях на рынке.

Про то, насколько легко получить аналитическую информацию из концерна «Белгоспищепром», можно сказать словами в духе народной сказки: 7 пар железных сапог истоптала, все зубы съела, все глаза выплакала. Владеющие этой самой информацией граждане там или отсутствуют, или на совещании. Третьего не дано.

Вызывает интерес и такой еще процесс. Тишайший водный рынок, погоду на котором всегда определяли 3-4 отечественных производителя и пара-тройка импортеров, в этом году явно дождался «ператрахивания». Свидетельством тому - интерес к водному рынку со стороны Комитета госконтроля. Интерес был озвучен г-ном Ломатем на встрече с президентом 6 апреля. В принципе, бесстрастная информация «БелТА» как нельзя лучше характеризует наметившиеся тенденции в духе сцены из фильма «Золотой теленок»: «Теперь делить буду я».

Лирическое отступление

В какой-то мере Беларусь можно приравнять к Саудовской Аравии. У арабов в любой точке страны бурильная установка обнаружит нефть, у нас та же история с запасами отменной воды. Другой вопрос, что мы на своих подземных богатствах зарабатываем несколько меньше, чем арабские шейхи. А ведь в отличие от большинства стран мира воду в Беларуси можно добывать практически на всей территории, что позволяет промышленно выпускать готовый продукт непосредственно в местах его потенциального потребления. Если брать по минеральному составу, в Беларуси насчитывается 12 групп вод, а разливается ныне минеральная вода порядка 70 наименований. Есть данные, что разведанных месторождений - более 400. Хотя сотрудник отечественного Центра неврологии и нейрохирургии, лауреат Госпремии РБ Эдуард Кашицкий уверяет, что в стране есть всего 120 серьезных месторождений минеральной воды, из них плотно задействованы 80 скважин.

Какие-то известны больше, какие-то - незаслуженно меньше. В частности, на территории прославленного и печально известного колхоза «Рассвет» им. Орловского добывается вода, насыщенная ценнейшим микроэлементом магнием, дефицит которого приводит к склеротическим явлениям и слабоумию. Идет работа по дополнительному обогащению отечественных вод жизненно необходимыми микроэлементами типа селена, йода и фтора. Стоит сказать, что среди взрослого населения страны наблюдается кариес у 98% граждан. Одна из причин - фтородефицит. Эдуард Кашицкий сообщил, что в стране разработаны 19 месторождений минералки с содержанием фтора. Директор института физиологии НАН РБ Владимир Улащик пояснил, что сейчас в его институте начинает разрабатываться тема, задача которой - скрупулезно выяснить: какой именно тип воды подходит определенным категориям белорусских граждан.

Вполне симпатичная картина, на первый взгляд. Ученые думают, производители разливают, потребители пьют. Однако Комитет госконтроля устами своего главы заявил, что «считает неэффективным использование имеющихся в стране ресурсов минеральных вод. Из 12 типов разведанных минеральных вод используются только 4. Между тем могут выпускаться около 132 торговых марок минводы. В то же время отечественный рынок минеральных вод заполнен импортной продукцией. В 2008г. в страну ввезено около 8 млн. л минеральных вод на сумму $3,5 млн. (в стоимостном выражении на 31% больше, чем в 2007г.), а экспорт данной продукции за указанный период уменьшился на 700 тыс. л».

Проблема водного рынка, по мнению контролеров, завязана на том, что «добыча, разлив и реализация минеральной воды отданы на откуп частным организациям. Отсутствует государственный координирующий орган, способный управлять данной деятельностью».

Что следует из этого умозаключения, не сложно догадаться. Чудеса, связанные с госмонополией на табак, алкоголь и ту же рыбу, хорошо известны белорусскому народу.

Приехали

Периодически у потребителей появляются довольно злобные мысли: «А может, Беларусь обойдется своими распрекрасными минеральными водами, рекомендованными всеми подряд врачами и специалистами на страницах рекламных изданий? Проблемы с импортом решаются ведь в один присест. Поднимается таможенная пошлина, и рынок оказывается закрытым от ненужного влияния». Нужны ли нам импортные воды типа «Боржоми», «Нарзан», «Ессентуки» и проч.? Тот же Владимир Шиманович сообщает, что «несмотря на значительные запасы и достаточно большое химическое разнообразие минеральных вод, отсутствуют или пока не разведаны наиболее ценные виды минвод». Их надо импортировать. Кроме названных выше (преимущественно содовых по составу), это также воды с органикой типа «Трускавецких», железистые типа «Марциальных» и «Полюстровских» и др.

Отечественный рынок минеральных вод довольно консервативен. По объемам продаж минеральных вод по-прежнему выделяются три кита - «Дарида», Минский завод безалкогольных напитков и «Фрост». При этом 70% производства минералки воды приходится на Минск и Минскую область, а с учетом «Фроста» в Брестской области три названных предприятия выпускали и реализовывали в 2008г. (по некоторым данным) до 87% минвод.

Кто-то из аналитиков предполагал, что в данную гонку попытается вмешаться «Акватрайпл» с водой «Кстати». Рекламировался данный продукт в 2008г. достаточно агрессивно, но из всего этого мало что получилось. При этом на отечественном рынке по-прежнему достаточно слабо представлены Могилевская и Гомельская области, обладающие серьезными запасами разнообразных по составу минеральных вод.

А что думает торговля?

Несколько отличается от общепризнанного взгляд лидеров белорусской торговли. Вот какой рейтинг вод, реализуемых в рознице сегодня, предлагает Виктор Маргелов, председатель республиканской конфедерации предпринимательства и владелец собственного бизнеса, связанного с продуктами питания: «Начнем с импортеров. «Аква Минерале» - на первом месте, «Моршинская» - второе, «Боржоми» - третье место. В отечественном» сегменте на первое место вышел Минский завод безалкогольных напитков. Может быть, они не весь белорусский рынок закрывают, но с точки зрения организации труда и создания четкого образа, умения внятно продвигать свою продукцию  сегодня они лучшие. Близка к МЗБН «Дарида», она ведет даже более агрессивную политику в сфере продвижении, но такого уровня, как минское предприятие, пока не достигла. Третье место - «Кока-Кола» с ее питьевой водой. Вроде бы лидер по продажам, но у компании упал уровень организации сбыта в этом сегменте. Возможно, это временное явление»

Тенденция, однако

В связи с запретом на прямую рекламу своей основной продукции ведущие производители Беларуси начали активно продвигать свои воды под соответствующими марками. Тут вам и «Кристалл», и «Аквадив», и «Придвинье». С точки зрения маркетинга ход известный и востребованный в той же России. Там, правда, с такими фокусами стали активно бороться представители антимонопольных служб. Но у нас о таких пока не слышно.

Да и как себя вести нашей алкогольной отрасли, кроме как не творить подобные мелкие шалости? План по экспорту на уровне 25% для предприятий, подотчетных «Белгоспищепрому», никто не отменял. Да и борьба за доли на внутреннем вечно стабильном рынке крепких напитков ведется. В этих условиях приходится лить воду.

Настасья НОВИКОВА

http://www.belgazeta.by/

 

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом