Новости

Время собирать деньги

В Беларуси начинается рейтинговая лихорадка

Получение суверенного  кредитного рейтинга позволит снизить стоимость заимствования на внешних рынках на 1 процентный пункт.

Два мировых рейтинговых агентства — Standard & Poor's и Moody’s Investors Service — на прошлой неделе опубликовали страновые рейтинги Беларуси. Это первые официальные суверенные кредитные рейтинги нашей страны.

По шкале S&P Беларуси присвоены долгосрочный рейтинг в иностранной валюте "B+", долгосрочный рейтинг в местной валюте "BB" и краткосрочные рейтинги "В". Прогноз изменения рейтингов — "стабильный".

Агентством Moody’s Investors Service присвоен рейтинг "Bа2" в качестве странового потолка суверенного рейтинга по иностранной валюте и "В1" — по долгосрочным облигациям правительства в иностранной и национальной валютах. Страновой потолок для банковских депозитов в инвалюте — В2, в местной — Ваа3.

Долгожданное событие.

Представители правительства оценили факт получения рейтинга и его значение очень высоко, хотя удивительно, что по такому достаточно важному поводу не была созвана пресс-конференция и чиновники ограничились лишь отдельными комментариями.

"Рейтинг достаточно высокий. Это говорит о том, что у нас сегодня динамично развивается экономика, показатели развития страны отвечают высоким мировым стандартам", — заявил премьер-министр Сергей Сидорский.

Получение суверенного кредитного рейтинга является долгожданным и знаковым событием, заявил председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович. Он подчеркнул, что банки смогут заимствовать ресурсы по более низким ставкам.

Министр финансов Беларуси Николай Корбут также подчеркнул, что присвоение рейтингов позволит значительно сократить расходы по обслуживанию внешнего долга, и предположил, что это позволит снизить процентную ставку по привлекаемым внешним ресурсам примерно на 1 процентный пункт.

Не очень серьезное снижение, если учесть, что с 2003 года, когда мы тоже работали над получением рейтинга, ключевая ставка LIBOR, к которой обычно привязаны иностранные кредиты, выросла практически вдвое. То есть если бы мы тогда получили рейтинг даже ниже того, который нам присвоили сегодня, то кредиты могли бы оказаться для нас дешевле.

Со второй попытки.

О необходимости получения рейтинга в Беларуси говорится уже около 10 лет. По крайней мере, еще в 1996 году представители Нацбанка и Минфина такое желание высказывали. И не только получить рейтинг в 1997 году, но и выйти на международные рынки со своими облигациями.

Однако власти Беларуси от иностранных кредитов, в том числе весьма льготных, тогда отказались. Был включен печатный станок и напечатанных денег хватало, чтобы накачивать "обороткой" запущенные белорусские заводы.

Очередной приступ "рейтингомании" пришелся на 2003 год. Представители Минфина и Минэкономики провели переговоры с рейтинговым агентством Standard & Poor’s, правительство объявило конкурс на статус финансового консультанта, который в начале 2004 года выиграл BNP Paribas (Франция). Чиновники наперебой сообщали о том, что уже летом 2004 года Беларусь получит суверенный кредитный рейтинг. Тогда правительство, кстати, рассчитывало получить рейтинг на уровне "В-", "В". В республиканском бюджете на 2004 год якобы были даже предусмотрены средства на оплату услуг финансового консультанта и рейтингового агентства в размере 180 тыс. USD.

Были ли потрачены эти деньги по назначению, неизвестно, но к концу 2004 года работы по получению рейтинга в правительстве были свернуты. Точку в этом вопросе поставил президент 12 января 2005 года на специальном совещании. Он призвал относиться к получению рейтинга "очень аккуратно", обвинил рейтинговые агентства в том, что от их рейтингов "пахнет" политикой, что они занижают оценки странам СНГ, и высказал опасения, что Беларуси могут выставить рейтинг на уровне дефолтного. И хотя президент вроде бы не отверг идею получения рейтинга совсем, в правительстве больше не говорили о его получении.

Вместе с тем ежегодно банкам начали доводиться показатели по привлечению иностранного капитала, в связи с чем они начали более активно получать свои собственные рейтинги. За несколько лет они подросли до уровня "В", однако в конце концов "уперлись" в отсутствие странового рейтинга и дальнейшее их повышение стало проблематичным.

Возможно, именно это вкупе с ростом ставок на мировом рынке и появившимися в 2006 году проблемами во внешней торговле, которые вылились в отрицательное сальдо, подвигло президента на проведение в середине 2006 года еще одного совещания, где он поручил начать подготовку к получению рейтинга. При этом А. Лукашенко подчеркнул: "Нужно провести подробные переговоры с рейтинговым агентством, чтобы риск получения заниженного рейтинга был сведен к минимуму". Вероятно, проведя такие переговоры, в декабре 2006 года министр финансов Николай Корбут впервые сообщил о том, что, получив рейтинг, Беларусь, возможно, не будет его публиковать.

Работа по получению рейтинга активизировалась в марте текущего года, когда был выбран  очередной финансовый консультант — на этот раз им оказался голландский банк ABN Amro, отличившийся в прошлом году тем, что оценил "Белтрансгаз" в 5 млрд. USD.

Замминистра финансов Беларуси Андрей Харковец 4 июня сообщил, что правительство проводит работу с тремя рейтинговыми агентствами по получению рейтинга, и назвал помимо S&P и Moody’s еще и Fitch Ratings. Он отметил, что первые заключения о значении рейтинга Минфин рассчитывает получить в июне, и если он удовлетворит правительство, то будет принято решение о его опубликовании. В противном случае Беларусь начнет апелляционные процедуры и повторится оценка экспертами экономического состояния страны.

Ожидаемое и заслуженное.

Председатель правления Нацбанка Петр Прокопович приблизительно тогда же заявил, что рейтинг Беларуси, скорее всего, будет не ниже рейтинга Украины.

Присвоенный сегодня Беларуси рейтинг по шкале S&P находится ниже украинского (BB-), но соответствует рейтингу Украины у Moody’s.

Косвенное подтверждение того, что глава Нацбанка ожидал чуть более высокого рейтинга, прозвучало в его же словах: "Начав движение с такой высокой оценки, Беларусь уже в ближайшую пятилетку надеется получить рейтинг, который мы заслуживаем", — сказал глава Нацбанка.

То есть, по мнению Петра Прокоповича, мы все же заслуживаем более высокого рейтинга. Отметим также, что до сих пор не опубликован рейтинг третьего агентства — Fitch, шкала которого аналогична S&P, так что было бы интересно сравнить два этих рейтинга. Возможно, отсутствие публикации означает, что он оказался еще ниже, чем у S&P, но не исключено, что он будет опубликован позже.

В пресс-релизе Минфина подчеркивается, что присвоенный агентством Moody’s рейтинг эмитента "B1" по долговым обязательствам правительства Беларуси в иностранной и национальной валюте соответствует значению рейтинга, присвоенного днем ранее агентством Standard & Poor’s.

Если присмотреться к определению шкал (см. справку), то с этим вполне можно согласиться. Однако при этом Минфин в своем пресс-релизе приводит в основном положительные оценки, которые даны агентствами в их собственных сопроводительных пресс-релизах, аккуратно избегая содержащихся там предостережений.

Температура риска.

Отметим, однако, что, как и любой формализованный показатель, рейтинг не может претендовать на абсолютную объективность и полноценность. Так же, как, например, показатель температуры тела человека лишь констатирует определенное состояние, но не гарантирует точной постановки диагноза. Ведь нормальная температура тела у разных людей вовсе не означает, что их состояние здоровья одинаково. Но совершенно очевидно, что риск ухудшения состояния у них гораздо ниже, чем у человека, имеющего температуру около 40оС.

Именно уровень риска и оценивается путем присвоения рейтинга. По обобщенному определению агентств, кредитный рейтинг показывает способность и намерение эмитента (в случае суверенного рейтинга — правительства) своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства и позволяет оценить вероятность дефолта эмитента.

При этом важной особенностью рейтинга является не только то, что он присваивается независимыми экспертами на основе большого количества данных, мониторинг которых ежедневно проводят аналитики агентства, но и то, что он позволяет сравнивать самых различных эмитентов по данному параметру, чтобы оценить рискованность своих вложений.

Попробуем сравнить и мы. Например, Россия за два месяца до дефолта имела у S&P такой же рейтинг по валютным долгосрочным обязательствам, какой это агентство присвоило сейчас Беларуси (впрочем, по национальной валюте наш рейтинг все же выше). Конечно, это не означает, что через два месяца в Беларуси может случиться дефолт, но тем не менее подчеркивает, что наш рейтинг находится пока в группе очень высокого риска невозврата долга.

Стоит отметить, что рейтинг дефолта агентства присваивают только тогда, когда факт отказа от оплаты долга уже имеет место. В связи с этим не совсем непонятно, почему в 2005 году Александр Лукашенко так опасался дефолтного рейтинга для Беларуси. Пока власть не приняла бы для себя политического решения по отказу от оплаты долгов, как это сделала Россия, нам бы такой рейтинг не присвоили.

Кстати, Россия за прошедшие 11 лет умудрилась пройти большую часть рейтинговой шкалы. Хотя Петр Прокопович и утверждал на прошлой неделе, что первый рейтинг Беларуси оказался выше, чем первый российский, тем не менее, по данным S&P, в 1996 году Россия получила у этого агентства долгосрочный рейтинг в иностранной валюте (а именно этот рейтинг обычно подразумевается под страновым, когда речь заходит о заимствованиях на международном рынке) на уровне ВВ-.

Опустившись в 1998 году почти до самого низа — рейтинга частичного дефолта, ее рейтинг поднялся до сегодняшнего уровня Беларуси уже в 2002 году, а еще через несколько лет вышел на инвестиционный уровень ВВВ — зона, в которой риск дефолта эмитента считается очень невысоким.

Сегодня Россия вместе с Казахстаном являются лидерами по своим рейтингам среди стран СНГ. Беларусь же находится на одной строчке с Грузией у S&P и c Украиной — у Moody’s. "Ниже" нас только Тукменистан и Молдова.

Каждому предприятию — по рейтингу.

Так стоило ли публиковать такой рейтинг, в котором мы отнюдь не выглядим лидерами СНГ и к тому же все это обеспечит нам снижение стоимости заимствований всего на один процентный пункт? Конечно, стоило. Во-первых, как известно, копейка рубль бережет, во-вторых, рейтинг позволяет не только удешевлять кредиты, но и увеличивать лимиты предоставляемых зарубежными инвесторами средств.

К тому же это открывает путь к повышению рейтингов белорусским банкам, которые могут оказаться даже выше рейтингов правительства в связи с более высоким "страновым потолком". Получить рейтинги смогут и отдельные предприятия для самостоятельного выхода на международные рынки капитала.

"В ближайшее время мы будем получать кредитные рейтинги для всех предприятий, в первую очередь крупных. А в перспективе каждое предприятие республики сможет иметь собственный кредитный рейтинг", — подчеркнул глава Нацбанка Петр Прокопович.

Получать рейтинги каждому предприятию вряд ли стоит, тем более что это потребует от них дополнительных средств на оплату услуг рейтингового агентства, но отвязать некоторых из них от правительственного "кармана" (а многие зарубежные кредиты сегодня предоставляются под гарантии правительства) таким образом, возможно, удастся.

К тому же наконец-то мы сможем сравнивать наши предприятия с российскими, украинскими, казахстанскими, а в случае введения агентствами национальных шкал — и между собой, причем не только по выполнению доведенных правительством показателей, а на основе независимых оценок.

Вероятно, именно эта прозрачность так пугала раньше президента. Неудивительно, что до сих пор он не высказал своего отношения к получению рейтинга. Да и все эти разговоры о возможном отказе от его публикации говорят о том, что решение далось нелегко.

Но, вероятно, деваться просто некуда. Даже Россия требует от нас рейтинга, чтобы разместить у себя белорусские правительственные бумаги. Теперь они для нас и мы для них — международный рынок заимствований.

Так что с рейтингом, пусть и с не очень высоким, нас можно поздравить: хоть какой-то шаг в сторону рынка мы все-таки сделали. Теперь у каждого будет ориентир — в какую сторону мы двигаемся по лестнице риска.

 

Ирина КРЫЛОВИЧ


Белорусы и рынок


Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

10.03.2024ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером продукции FARMERTEC и HOLZFFORMA на территории ЕАЭС.
ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером Farmertec Power Machinery Co., LTD.

09.03.2024ООО «БелЛугаАбразив» - крупнейший поставщик абразивной продукции российских и зарубежных производителей в Республику Беларусь.
ООО «БелЛугаАбразив» является одним из крупнейших поставщиков абразивных материалов, электроинструмента, алмазного инструмента.

09.03.2024Пройти комплексное обследование сердечно-сосудистой системы в Витебском областном клиническом кардиологическом центре
Витебский областной клинический кардиологический центр предлагает пройти кардиологическое обследование

08.03.2024Реальные решения для реальных проблем .Высокое качество продукта – фундамент репутации нашей компании.«Аэро СДМ»
Компания «Аэро СДМ» — динамично развивающееся производственно-торговое предприятие по выпуску продукции в аэрозольной и полимерной упаковке.

07.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.


13 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация