Новости

Простая арифметика

Бюджет всегда в выигрыше


В 2008 году планируется увеличить ставку НДС до 20% и снизить ставку по оборотным налогам до 2%.

Практически все изменения белорусского налогового законодательства, произошедшие в последние годы, были направлены на сохранение уровня поступлений в бюджет при сокращении количества платежей и упрощении налоговой системы. Этим же принципом руководствовались, судя по всему, и разработчики предложения о повышении ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20%. Простые арифметические расчеты позволяют вычислить, что именно эта ставка обеспечит бюджету компенсацию сокращения до 2% ставки платежей из выручки в республиканский бюджет. Но так ли все просто в экономике и какое влияние окажет указанное изменение налогового законодательства на экономическое положение страны и ее предприятий в будущем году? Попробуем разобраться.

Сначала немножко теории о роли НДС в экономической системе государства. Согласно принятой Организацией экономического сотрудничества и развития классификации, "НДС входит в разряд налогов на потребление и является по сути своего экономического воздействия общим акцизом, которым, в принципе, облагается вся система частного и общественного потребления. НДС — это косвенный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и кончая продажей потребителю. Объектом налога является добавленная стоимость"*.

 Таким образом, очевидно, что рост ставки НДС окажет влияние на все стадии производственного процесса и в конечном счете будет оплачен либо потребителем, покупающим товар по новой цене, либо предприятием, вынужденным снизить рентабельность продаж из-за роста цен на сырье и комплектующие.

Рассмотрим указанные процессы с учетом особенностей белорусской экономической политики и налогового законодательства на всех стадиях движения товара — от покупки сырья до продажи готовой продукции.

Пора запасаться комплектующими.

 Изменение ставки налога в первую очередь отразится на стоимости импортного сырья, материалов и комплектующих. При этом особо следует выделить вопрос о стоимости газа.

Увеличение ставки НДС с высокой вероятностью повторит ситуацию 2005 года, когда был введен принцип взимания налога по стране назначения в торговле с Российской Федерацией, увеличивший стоимость ввозимых товаров и сырья на ставку налога. В той ситуации предприятия отреагировали на изменение налогового законодательства увеличением в IV квартале 2004 года импорта товаров и сырья "впрок". Только за ноябрь и декабрь 2004 года предприятиями было ввезено 23,6% годового объема импорта, что превышало среднемесячные показатели импорта на 54%.

Таким образом, в случае повторения ситуации 2004 года и с учетом динамики импорта 2007 года дополнительная потребность субъектов хозяйствования в валюте в ноябре-декабре текущего года может составить около 2 млрд. USD. Данное обстоятельство необходимо учитывать Национальному банку при прогнозировании ситуации на валютном рынке страны в конце года.

В свою очередь, в результате возможного роста импорта дополнительные поступления бюджета от импортных таможенных пошлин и НДС в конце года могут составить порядка 400-500 млн. USD.

Указанный расчет произведен в условиях сохранения цен на импортируемое сырье (в том числе нефть), чего не скажешь о планируемом увеличении цен на газ с 1 января 2008 года.

Кто найдет, кто потеряет.

В соответствии с договором с Россией с 1 января 2008 года цена на газ для Беларуси составит 67% от европейской цены за вычетом транспортных расходов. При существующей конъюнктуре рынка это означает возможный рост цены на газ на 50-60 USD/тыс. куб. м. Указанный рост в условиях новой ставки НДС потребует от предприятий дополнительно выплатить в бюджет в 2008 году 63-68 млн. USD только за счет 2% разницы в ставке налога. Общий уровень дополнительных отчислений в бюджет от роста цен на газ и ставки НДС ориентировочно может составить 210-250 млн. USD. Очевидно, что бюджет в очередной раз окажется в выигрыше, правда, за счет роста налоговой нагрузки на предприятия.

Увеличение цен на импортное сырье отразится и на экспортерах. Ориентация предприятия на экспорт зачастую предполагает использование импортного сырья, что приведет к увеличению на 2% (рост ставки налога) потребности в оборотных средствах для покупки импортного сырья. При этом размер дополнительной потребности в оборотных средствах зависит от материалоемкости производства. В свою очередь, указанный рост будет частично компенсирован изменением законодательства в части сокращения ставки налога из выручки в республиканский бюджет. Последнее обстоятельство должно положительно отразиться на работе экспортеров, позволит им сократить уровень налоговой нагрузки на готовую продукцию и, соответственно, повысит ценовую конкурентоспособность на 1%.

В отличие от экспортеров, отрицательный эффект от повышения ставки и, соответственно, роста сумм входного НДС испытают на себе производители продукции, не облагаемой этим налогом. К данной категории товаров и услуг по Закону "О налоге на добавленную стоимость" относятся: лекарственные средства, медицинские услуги, услуги образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирские перевозки, топливо для населения, путевки на санаторно-курортное лечение. В соответствии со статьей 15 Закона "О НДС", у "льготников" сумма входного налога по сырью относится на себестоимость продукции. Соответственно, увеличение ставки налога на 2% (без учета цен 2008 года на энергоресурсы) приведет к увеличению себестоимости от 0,2% в сфере услуг до 1,4% в сфере производства товаров, в зависимости от доли материальных затрат в структуре себестоимости белорусских производителей.

Для компенсации указанного роста будет необходимо либо увеличивать уровень цен, либо сокращать уровень рентабельности. Кроме того, рост ставки НДС еще больше сократит эффективность работы с льготниками (например, с предприятиями, использующими труд инвалидов), производящими промежуточные продукты (комплектующие, фурнитуру и полуфабрикаты). Льгота по начислению НДС у данной категории плательщиков приводит к отсутствию входного налога у покупателей промежуточных товаров, а соответственно, и необходимости уплаты ими налога за всю цепочку производства товара. Это обстоятельство необходимо учитывать при проведении предприятиями мероприятий налогового планирования.

Цены подрастут.

Рост ставки НДС напрямую скажется и на увеличении цен на конечную продукцию. В первую очередь это относится к импортируемым товарам, по которым ожидается снижение ценовой конкурентоспособности по сравнению с отечественными аналогами. В этой ситуации следует отметить отсутствие полноценной границы с Российской Федерацией, что повышает вероятность роста теневого оборота, так как разница между официальной и нелегальной ценой при увеличении ставки НДС возрастет. Это означает рост рентабельности теневой экономики, а соответственно, и необходимость активизации контрольной деятельности налоговых и таможенных органов Беларуси по пресечению нелегального импорта из России.

Помимо импортных товаров, рост ставки НДС существенно повлияет на уровень налоговой нагрузки для предприятий сферы услуг и производителей товаров из местного сырья, к которым относятся предприятия строительного комплекса (керамические и цементные заводы) и деревообработки (мебель, паркет, строительные материалы из древесины). Отсутствие входного НДС с учетом сокращения ставки платежей из выручки в республиканский бюджет у указанных категорий налогоплательщиков приведет к увеличению налоговой нагрузки в среднем на 1%. Соответственно, на этот процент увеличится отпускная цена продукции или сократится рентабельность реализации.

Следует отметить, что приведенные расчеты по росту налоговой нагрузки и себестоимости будут частично компенсированы планируемым сокращением ставки по налогу с продаж и платежей из выручки в республиканский бюджет. Конечный показатель уровня налоговой нагрузки будет зависеть от вида деятельности и уровня цен на энергоносители. Для минимизации влияния изменений налогового законодательства предприятиям необходимо провести анализ деятельности и подходов налогового планирования. Причем мероприятия налогового планирования должны быть проведены уже в текущем году, чтобы предприятие минимизировало последствия повышения с 1 января 2008 года ставки НДС и смогло безболезненно адаптироваться к новым экономическим условиям.

Риск неплатежей повышается.

Ожидаемые изменения налогового законодательства, очевидно, положительно скажутся на поступлениях налогов в бюджет, но при условии своевременного расчета предприятий с бюджетом. Так, после перехода в 2005 году на принцип страны назначения в начислении НДС с Россией задолженность по налогам возросла на 20% (см. таблицу). Аналогичная ситуация может повториться и в начале 2008 года.

Приведенные в таблице расчеты показывают, что в стране отмечается тенденция роста удельного веса НДС в структуре поступлений бюджета и задолженности перед бюджетом. Это происходит даже на фоне сохранения уровня ставки налога. Так, по итогам первого полугодия 2007 года НДС формирует порядка 23% доходов бюджета, контролируемых налоговыми органами.

Отмеченное обстоятельство, очевидно, связано с ростом ВВП — показателя, отражающего прирост добавленной стоимости в экономике. Следовательно, рост ставки НДС с учетом планируемого увеличения ВВП еще больше усилит влияние налога на поступления в бюджет, а соответственно, и на уровень налоговой нагрузки на экономику. Республиканский бюджет становится все более зависимым от одного налога, исчисляемого из добавленной стоимости, включающей заработную плату и прибыль. В свою очередь, целевое планирование на государственном уровне роста ВВП и заработной платы напрямую влияет на уровень налоговой нагрузки, искусственно завышая ее значение и повышая риск неплатежей.

В целом приведенный анализ показывает, что при совершенствовании налогового законодательства требуется тщательный анализ макроэкономических последствий изменения экономической ситуации в стране. Рост ставки НДС, вероятно, окажет существенное влияние как на структуру и объем внешнеэкономической торговли, так и на показатели конкурентоспособности (цена) и рентабельности отдельных отечественных товаропроизводителей. При этом, очевидно, что если предприятиям в целом удастся адаптироваться к новой экономической ситуации, то интересы бюджета в очередной раз не пострадают.

 
Александр ЖУК

Белорусы и рынок


Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом