Новости

Простая арифметика

Бюджет всегда в выигрыше


В 2008 году планируется увеличить ставку НДС до 20% и снизить ставку по оборотным налогам до 2%.

Практически все изменения белорусского налогового законодательства, произошедшие в последние годы, были направлены на сохранение уровня поступлений в бюджет при сокращении количества платежей и упрощении налоговой системы. Этим же принципом руководствовались, судя по всему, и разработчики предложения о повышении ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20%. Простые арифметические расчеты позволяют вычислить, что именно эта ставка обеспечит бюджету компенсацию сокращения до 2% ставки платежей из выручки в республиканский бюджет. Но так ли все просто в экономике и какое влияние окажет указанное изменение налогового законодательства на экономическое положение страны и ее предприятий в будущем году? Попробуем разобраться.

Сначала немножко теории о роли НДС в экономической системе государства. Согласно принятой Организацией экономического сотрудничества и развития классификации, "НДС входит в разряд налогов на потребление и является по сути своего экономического воздействия общим акцизом, которым, в принципе, облагается вся система частного и общественного потребления. НДС — это косвенный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и кончая продажей потребителю. Объектом налога является добавленная стоимость"*.

 Таким образом, очевидно, что рост ставки НДС окажет влияние на все стадии производственного процесса и в конечном счете будет оплачен либо потребителем, покупающим товар по новой цене, либо предприятием, вынужденным снизить рентабельность продаж из-за роста цен на сырье и комплектующие.

Рассмотрим указанные процессы с учетом особенностей белорусской экономической политики и налогового законодательства на всех стадиях движения товара — от покупки сырья до продажи готовой продукции.

Пора запасаться комплектующими.

 Изменение ставки налога в первую очередь отразится на стоимости импортного сырья, материалов и комплектующих. При этом особо следует выделить вопрос о стоимости газа.

Увеличение ставки НДС с высокой вероятностью повторит ситуацию 2005 года, когда был введен принцип взимания налога по стране назначения в торговле с Российской Федерацией, увеличивший стоимость ввозимых товаров и сырья на ставку налога. В той ситуации предприятия отреагировали на изменение налогового законодательства увеличением в IV квартале 2004 года импорта товаров и сырья "впрок". Только за ноябрь и декабрь 2004 года предприятиями было ввезено 23,6% годового объема импорта, что превышало среднемесячные показатели импорта на 54%.

Таким образом, в случае повторения ситуации 2004 года и с учетом динамики импорта 2007 года дополнительная потребность субъектов хозяйствования в валюте в ноябре-декабре текущего года может составить около 2 млрд. USD. Данное обстоятельство необходимо учитывать Национальному банку при прогнозировании ситуации на валютном рынке страны в конце года.

В свою очередь, в результате возможного роста импорта дополнительные поступления бюджета от импортных таможенных пошлин и НДС в конце года могут составить порядка 400-500 млн. USD.

Указанный расчет произведен в условиях сохранения цен на импортируемое сырье (в том числе нефть), чего не скажешь о планируемом увеличении цен на газ с 1 января 2008 года.

Кто найдет, кто потеряет.

В соответствии с договором с Россией с 1 января 2008 года цена на газ для Беларуси составит 67% от европейской цены за вычетом транспортных расходов. При существующей конъюнктуре рынка это означает возможный рост цены на газ на 50-60 USD/тыс. куб. м. Указанный рост в условиях новой ставки НДС потребует от предприятий дополнительно выплатить в бюджет в 2008 году 63-68 млн. USD только за счет 2% разницы в ставке налога. Общий уровень дополнительных отчислений в бюджет от роста цен на газ и ставки НДС ориентировочно может составить 210-250 млн. USD. Очевидно, что бюджет в очередной раз окажется в выигрыше, правда, за счет роста налоговой нагрузки на предприятия.

Увеличение цен на импортное сырье отразится и на экспортерах. Ориентация предприятия на экспорт зачастую предполагает использование импортного сырья, что приведет к увеличению на 2% (рост ставки налога) потребности в оборотных средствах для покупки импортного сырья. При этом размер дополнительной потребности в оборотных средствах зависит от материалоемкости производства. В свою очередь, указанный рост будет частично компенсирован изменением законодательства в части сокращения ставки налога из выручки в республиканский бюджет. Последнее обстоятельство должно положительно отразиться на работе экспортеров, позволит им сократить уровень налоговой нагрузки на готовую продукцию и, соответственно, повысит ценовую конкурентоспособность на 1%.

В отличие от экспортеров, отрицательный эффект от повышения ставки и, соответственно, роста сумм входного НДС испытают на себе производители продукции, не облагаемой этим налогом. К данной категории товаров и услуг по Закону "О налоге на добавленную стоимость" относятся: лекарственные средства, медицинские услуги, услуги образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирские перевозки, топливо для населения, путевки на санаторно-курортное лечение. В соответствии со статьей 15 Закона "О НДС", у "льготников" сумма входного налога по сырью относится на себестоимость продукции. Соответственно, увеличение ставки налога на 2% (без учета цен 2008 года на энергоресурсы) приведет к увеличению себестоимости от 0,2% в сфере услуг до 1,4% в сфере производства товаров, в зависимости от доли материальных затрат в структуре себестоимости белорусских производителей.

Для компенсации указанного роста будет необходимо либо увеличивать уровень цен, либо сокращать уровень рентабельности. Кроме того, рост ставки НДС еще больше сократит эффективность работы с льготниками (например, с предприятиями, использующими труд инвалидов), производящими промежуточные продукты (комплектующие, фурнитуру и полуфабрикаты). Льгота по начислению НДС у данной категории плательщиков приводит к отсутствию входного налога у покупателей промежуточных товаров, а соответственно, и необходимости уплаты ими налога за всю цепочку производства товара. Это обстоятельство необходимо учитывать при проведении предприятиями мероприятий налогового планирования.

Цены подрастут.

Рост ставки НДС напрямую скажется и на увеличении цен на конечную продукцию. В первую очередь это относится к импортируемым товарам, по которым ожидается снижение ценовой конкурентоспособности по сравнению с отечественными аналогами. В этой ситуации следует отметить отсутствие полноценной границы с Российской Федерацией, что повышает вероятность роста теневого оборота, так как разница между официальной и нелегальной ценой при увеличении ставки НДС возрастет. Это означает рост рентабельности теневой экономики, а соответственно, и необходимость активизации контрольной деятельности налоговых и таможенных органов Беларуси по пресечению нелегального импорта из России.

Помимо импортных товаров, рост ставки НДС существенно повлияет на уровень налоговой нагрузки для предприятий сферы услуг и производителей товаров из местного сырья, к которым относятся предприятия строительного комплекса (керамические и цементные заводы) и деревообработки (мебель, паркет, строительные материалы из древесины). Отсутствие входного НДС с учетом сокращения ставки платежей из выручки в республиканский бюджет у указанных категорий налогоплательщиков приведет к увеличению налоговой нагрузки в среднем на 1%. Соответственно, на этот процент увеличится отпускная цена продукции или сократится рентабельность реализации.

Следует отметить, что приведенные расчеты по росту налоговой нагрузки и себестоимости будут частично компенсированы планируемым сокращением ставки по налогу с продаж и платежей из выручки в республиканский бюджет. Конечный показатель уровня налоговой нагрузки будет зависеть от вида деятельности и уровня цен на энергоносители. Для минимизации влияния изменений налогового законодательства предприятиям необходимо провести анализ деятельности и подходов налогового планирования. Причем мероприятия налогового планирования должны быть проведены уже в текущем году, чтобы предприятие минимизировало последствия повышения с 1 января 2008 года ставки НДС и смогло безболезненно адаптироваться к новым экономическим условиям.

Риск неплатежей повышается.

Ожидаемые изменения налогового законодательства, очевидно, положительно скажутся на поступлениях налогов в бюджет, но при условии своевременного расчета предприятий с бюджетом. Так, после перехода в 2005 году на принцип страны назначения в начислении НДС с Россией задолженность по налогам возросла на 20% (см. таблицу). Аналогичная ситуация может повториться и в начале 2008 года.

Приведенные в таблице расчеты показывают, что в стране отмечается тенденция роста удельного веса НДС в структуре поступлений бюджета и задолженности перед бюджетом. Это происходит даже на фоне сохранения уровня ставки налога. Так, по итогам первого полугодия 2007 года НДС формирует порядка 23% доходов бюджета, контролируемых налоговыми органами.

Отмеченное обстоятельство, очевидно, связано с ростом ВВП — показателя, отражающего прирост добавленной стоимости в экономике. Следовательно, рост ставки НДС с учетом планируемого увеличения ВВП еще больше усилит влияние налога на поступления в бюджет, а соответственно, и на уровень налоговой нагрузки на экономику. Республиканский бюджет становится все более зависимым от одного налога, исчисляемого из добавленной стоимости, включающей заработную плату и прибыль. В свою очередь, целевое планирование на государственном уровне роста ВВП и заработной платы напрямую влияет на уровень налоговой нагрузки, искусственно завышая ее значение и повышая риск неплатежей.

В целом приведенный анализ показывает, что при совершенствовании налогового законодательства требуется тщательный анализ макроэкономических последствий изменения экономической ситуации в стране. Рост ставки НДС, вероятно, окажет существенное влияние как на структуру и объем внешнеэкономической торговли, так и на показатели конкурентоспособности (цена) и рентабельности отдельных отечественных товаропроизводителей. При этом, очевидно, что если предприятиям в целом удастся адаптироваться к новой экономической ситуации, то интересы бюджета в очередной раз не пострадают.

 
Александр ЖУК

Белорусы и рынок


Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

22.02.2018Теперь будет жесткий контроль за реализацией лесопродукции на внутреннем и внешнем рынках РБ
Теперь будет жесткий контроль за реализацией лесопродукции на внутреннем и внешнем рынках РБ

21.02.2018На предприятии ОАО «Калинковичский мясокомбинат» прошла конференция трудового коллектива по подведению итогов работы предприятия за 2017 год
На предприятии ОАО «Калинковичский мясокомбинат» прошла конференция трудового коллектива по подведению итогов работы предприятия за 2017 год

21.02.2018Всемирный банк планирует выделить $100 млн на утепление жилья в Беларуси
Всемирный банк планирует выделить $100 млн на утепление жилья в Беларуси

20.02.2018Избирательная кампания прошла ровно и в целом спокойно - Ермошина
Избирательная кампания прошла ровно и в целом спокойно - Ермошина

19.02.2018Филиал "Домостроение" РУП "Завод газетной бумаги" (Шклов) в течение 5 лет планирует поставить 650 деревянных домов во Францию.
Филиал "Домостроение" РУП "Завод газетной бумаги" (Шклов) в течение 5 лет планирует поставить 650 деревянных домов во Францию( SARL Logibat)


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2018
February
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Реклама
МИД     МИД

Каталоги предприятий
Все права защищены © 2018 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом