Новости

Не задушишь, не убьёшь

Согласно выборочному обследованию Белстата «Основные показатели материальной обеспеченности домашних хозяйств РБ» в 2008г. каждая из 3711,4 белорусских семей имела ежемесячно Br1326,2 тыс. ($607) денежных расходов и Br1029,3 тыс. потребительских ($471). Несмотря на потребительский бум, общие траты населения ($27 млрд. денежных и $21 млрд. потребительских) все равно недотянули до совокупных расходов государства, которые в 2008г. составили Br63,8 трлн. ($29,2 млрд.).

В 2008г. денежные доходы в расчете на одну семью составили Br1232,2 тыс. ($564), а сумма для всех белорусов равнялась $25,1 млрд. Получается, что каждый месяц средняя семья тратила на $43 больше, чем зарабатывала. В годовом выражении для всей страны - это $1,92 млрд., или около 3,3% ВВП. Поскольку правительство до сих пор внятно людям не сказало, что у нас кризис и что он сам собой не рассосется в ближайшие 2-3 года, они и не думали изменять привычке жить в долг и не по средствам. В 2009г. от многих расходов придется отказаться - у правительства не будет денег в прежнем объеме финансировать жилье, ЖКХ, транспорт и сотни тысяч рабочих мест.

Справка «БелГазеты». Если в 2003г. мы тратили на покупку и содержание автотранспорта всего лишь 3,3% потребительских расходов, то в 2007г., после активного стимулирования государством потребления и политики антисбережений, на долю автотранспорта приходилось уже 4,1% всех потребительских расходов семьи, а в 2008г. сумма удвоилась. Это больше, чем траты семей на оплату жилищно-коммунальных услуг (7%), немногим меньше, чем общие расходы на жилье (9,5%), и существенно больше, чем затраты на товары культурно-бытового назначения.

 Любовь к халяве

Белорусы живут в извращенной системе стимулов. Пока китайцы, корейцы или японцы, приученные думать о своем будущем, пенсии, жилье и здоровье самостоятельно, сберегают с каждого дополнительно заработанного доллара 30-40%, белорусы надеются на государство, которое даст нормальные пенсии, бесплатное здравоохранение и образование, дотации на жилье и потребительские кредиты.

Правительство в течение последних лет увеличивало зарплаты, пренебрегая одним из золотых правил экономики: повышение вознаграждения работникам может быть осуществлено только в случае роста производительности труда. Людей приучили к халяве и разучили думать о будущем. В итоге в глубокий кризис семьи входят в расслабленном потребительским бумом состоянии: сбережения минимальны, зато затраты на приобретенные автомобили, телефоны и другую технику постоянно растут. В 2008г. на покупку и содержание автотранспорта белорусы потратили на $1 млрд. больше, чем в 2007г. При сокращении доходов и росте первоочередных расходов на поддержание жизни (ЖКУ, продовольствие, здравоохранение) многим домашним хозяйствам придется ограничить использование автомобиля. А если правительство в стремлении залатать дырки в бюджете повысит акцизы на бензин и дизельное топливо, то и вовсе пересесть на общественный транспорт.

Попробуй сэкономь

Белорусы очень много денег расходуют на покупку одежды. В 2008г. на обновку гардероба средняя семья тратила 9,1% всех потребительских расходов. Годовая емкость данного сегмента рынка в 2008г. по сравнению с предыдущим выросла на 19,8% и составила $1,9 млрд. Не в последнюю очередь благодаря Минторгу и его бесчисленным инструкциям по регулированию розничной торговли, которые вынуждают переплачивать за одежду 50-300% - в то время как в рыночных экономиках потребители наслаждаются беспрецедентными скидками.

Пока во всем мире телефонная связь и Интернет дешевеют, на услуги белорусской связи приходится 4,8% потребительских расходов семьи. Естественно, чиновники не хотят впускать на рынок емкостью около $1 млрд. в год новые компании.

Едва ли можно ожидать снижения расходов домашних хозяйств на алкоголь и сигареты. Их доля в структуре потребительских затрат остается стабильной (в 2008г. - чуть больше $13 в месяц). При таком устойчивом спросе предсказуем рост налогов - цены могли бы упасть с появлением конкуренции.

Очень трудно будет сокращать расходы на предметы личной гигиены, здравоохранение и образование - возвращаться к советским временам хозяйственного мыла и ваты никто не собирается. Опять же лекарства и медицинские услуги могли бы подешеветь, если бы не жесткое регулирование Минздрава и ничем не оправданная агрессия против импортных лекарств.

Самым сложным в 2009г. для семей станет вопрос с банковскими вкладами на фоне падения доверия к отечественной финансовой системе. Если в 2004г. только 36,5% семей имели вклады и сбережения в банках, то в 2008г. таких было 66,1%.

Высокие доходы 2008г. в большой степени шли на ремонт жилья - 41,7% домашних хозяйств против 4,5% четырьмя годами ранее. На покупку и ремонт недвижимости белорусы потратили $1,2 млрд. В 2009г. ожидается сокращение данных расходов как минимум на $400 млн.

Подарки закончились

С высокой степенью вероятности будут увеличиваться расходы домашних хозяйств на жилье и жилищно-коммунальное хозяйство. В 2008г. доля затрат на жилье в целом составила 9,5%, из которых на ЖКУ приходилось 7%. Правительство повышало цены на данные услуги медленнее, чем зарплаты. Поэтому по сравнению с 2007г. доля затрат на жилье и на ЖКУ снизилась на 0,4 п.п. по двум статьям. Белорусским семьям едва ли стоит ждать такого подарка в 2009-10гг. Хотя газовые и нефтяные льготы России остаются, но их размер не позволяет и дальше сохранять оплату ЖКУ домашними хозяйствами на уровне 35% от себестоимости.

Самой большой статьей расходов семей остается продовольствие (в 2008г. - 38,9% всех потребительских расходов). Рынок продовольствия превысил $8,1 млрд. В США семьи тратят на продукты питания менее 10% от расходов, в богатых странах ЕС - около 15%. Именно здесь следовало бы искать возможности для экономии средств домашних хозяйств. Однако Минсельхозпрод продолжает вести ожесточенную борьбу против снижения цен на продовольствие. Именно так можно интерпретировать резкое повышение ввозных таможенных пошлин на продовольствие и сохранение торговых барьеров на свободное перемещение даже белорусских товаров внутри страны.

В 2009г. хороших новостей в области доходов и расходов белорусским семьям ждать не приходится. Оптимизма добавляет лишь тот факт, что закуска с дач и огородов будет, закупленной одежды хватит на какое-то время, подержанные автомобили сразу не испортятся. Самогонка тоже никуда не денется. Сало и хлеб, дачи и рыбалка, грибы и ягоды, мыльные оперы и ТВ-разоблачения… Жизнь продолжается.

 

<PODZAG>Денежные расходы домашних хозяйств

Статья расходов

Доля потребительских расходов, %

Динамика, п.п.

 Годовая емкость рынка, млн. $*

 

2003

2007

2008

2008 к 2003

2008 к 2007

2007

2008

Продукты питания

45,8

39,2

38,9

-6,9

-0,3

6876

8150

Питание вне дома (столовая, кафе, ресторан)

2,1

2,3

2,3

+0,2

-

397

489

Алкоголь

2,7

2,3

2,3

-0,4

-

397

491

Табак

1,6

1,4

1,3

-0,3

-0,1

241

271

Одежда

6

9,1

9,1

+3,1

-

1600

1916

Предметы личной гигиены

2,2

2,0

2,1

-0,1

+0,1

357

442

Здравоохранение

3,1

3,0

3,2

+0,1

+0,2

528

669

Жилищно-коммунальные услуги

11,1

7,4

7,0

-4,1

-0,4

1301

1470

Услуги образования

1,5

1,5

1,6

+0,1

+0,1

267

326

Услуги общественного транспорта

3,1

3,1

2,9

-0,2

-0,2

537

616

Содержание личного транспорта

3,3

4,1

8,2

+4,9

+4,1

714

1720

Услуги связи

2,4

4,8

4,8

+2,4

-

844

997

Источник: Белстат, «Расходы и доходы населения в РБ», 2004г., 2007г., 2008г.

*расчеты НИЦ Мизеса

 

Показатели роста благосостояния населения Беларуси

Расходы

2004

2007

2008

Семьи, сообщившие данный вид расходов, расходы в месяц



Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом