Новости

Тайна белорусской бедности

В 2008г. 41,7% белорусских домашних хозяйств, в которых проживает более 4 млн. человек, ежемесячно получают Br31,7 тыс. ($14,5) в виде льгот и дотаций (Br12,6 тыс., или $5,8, на члена семьи). По данным самих семей и расчетам Нацстата, годовой объем дотаций и субсидий составил $646 млн., или всего примерно 1% ВВП. Это очень небольшие деньги, если учесть, что общие расходы консолидированного бюджета в 2008г. составили 49,5% ВВП. В этих простых цифрах кроется большая страшная тайна белорусской экономической модели.

Идеологи называют созданную в Беларуси систему «социально ориентированной». Они уверяют, что высокие налоги, жесткое госрегулирование, в т.ч. цен, зарплат и рентабельности, необходимо, чтобы помогать малообеспеченному, нуждающемуся человеку. И вот это самый человек говорит, что помощи ему оказывают - самый мизер. Из $29,2 млрд. потраченных денег налогоплательщиков люди признались в получении только $0,65 млрд.

 Асоциальная ориентация

Государство - посредник между плательщиками налогов и стражами бюджета. В коммерческих сделках посредник берет около 3% от суммы сделки. Допустим, что государство, как своеобразный агент, берет 5% от суммы расходов, т.е. $1,46 млрд. При качественной правовой и административной системе этих денег хватит, чтобы обеспечивать эффективную работу законодательной, исполнительной и судебной властей. Плюс 5% ВВП на здравоохранение, 5% ВВП на образование, 1% ВВП на армию и 2% ВВП на милицию. Вместе получается 18% ВВП. Добавим сюда 10% ВВП пенсионных обязательств - и получим гибкое антикризисное государство размером 28% ВВП, или $16,5 млрд. (в цифрах 2008г.). И это до проведения регуляторной реформы, раскрепощения бизнеса, дерегулирования и ликвидации лишних функций правительства и местных органов власти. Эти реформы могут сэкономить нам еще как минимум 5% ВВП расходов. Эти ресурсы можно направить на обеспечение соцзащиты и переобучение безработных.

Так или иначе, открытым остается вопрос, как власти тратят $12-14 млрд. бюджетных ресурсов. Эта огромная сумма расходуется на то, чтобы якобы социально защитить малообеспеченных белорусов. На деле бюджетную поддержку и защиту от конкуренции получают монополисты, приближенный к верхушке номенклатуры бизнес, а также неповоротливые, плохо управляемые заводы, отставшие от времени на целое технологическое поколение.

Помощь без адреса

Благородно и честно помочь слабому человеку в беде и в кризисе. Едва ли найдется политик или аналитик, который будет отрицать эту истину. Весь вопрос, кому помогать, как это делать и в каком объеме. Важно не перейти ту грань поддержки, за которой человек теряет стимул работать и надеется только на господачки. Когда нужно экономить каждый рубль, естественно, нужно сконцентрировать усилия на поддержке людей, адреса которых уже сегодня должны быть в каждом исполкоме.

В 2008г. в соцполитике правительство не сумело перейти от модели группового охвата населения к модели адресной поддержки. Данные по льготам и дотациям, предоставленным домашним хозяйствам в 2008г., подтверждают этот вывод. Дотации и субсидии на питание получали 10,4% всех домашних хозяйств (386 тыс., или 1 млн. человек) в размере Br37,2 тыс. на семью. Этих людей по праву можно считать живущими за чертой бедности. Для сравнения: в 2007г. таких семей было 10,5% от общего числа. Эти люди - жертвы борьбы с импортом продовольствия и высоких налогов на производителей.

Господдержка на покупку транспортных услуг оказывается 20,1% домашних хозяйств (1,9 млн.) в объеме Br7,1 тыс. на семью. На эти деньги даже месячный проездной не купишь. Именно по данной позиции в 2008г. произошло наибольшее сокращение льготников. Для сравнения: в 2007г. транспортные дотации получали 47,2% семей.

В 2008г. только 5,8% семей предоставляли дотации на оплату ЖКУ в размере Br14,5 тыс. (в 2007г. таких семей было 9%). При сокращении доходов и росте тарифов на данные услуги резко возрастет число нуждающихся в господдержке по данной статье.

Дотации и субсидии по лекарствам в 2008г. полагались 9,4% всех домашних хозяйств в объеме Br20,6 тыс. в месяц. И здесь наблюдается резкое сокращение числа бюджетных реципиентов: в 2007г. бюджетную помощь на лекарства оказывали 19,2% семей. Если в ситуации бума 2008г. 349 тыс. семей получало помощь по данной статье, то в 2009г. они будут просить еще больше.

Потенциальные карманы бедности

В условиях кризиса самыми уязвимыми социальными группами населения являются те, кто тратит большую часть расходов на продукты питания и жилищно-коммунальные услуги. Как показывает опрос домашних хозяйств, в стране 33% семей в условиях потребительского бума тратили на продукты питания более 50% от всех потребительских расходов. Среди домашних хозяйств без детей таких семей 34,2%, а среди пенсионеров - 65,2%.

Картину будущей бедности дополняет расклад по оплате ЖКУ. В целом по стране в 2008г. более 10% потребительских расходов тратили на ЖКУ 27,4% семей. В Минске таких семей 26,7%, в малых городах - 30,2% (а именно малые города в наибольшей степени подвержены угрозе безработицы).

Наконец, в 2008г. среднедушевые располагаемые ресурсы менее $230 в месяц имели 48,3% всех семей. В сельской местности таких семей 57,9%. Поскольку на увеличение зарплат и пенсий в 2009г. денег нет, то при девальвации рубля в этом году на 60% более половины семей по стране будут иметь менее $145 располагаемых ресурсов на человека. Это значит, что за чертой бедности в течение первого года структурного кризиса может оказаться более 25% всего населения страны и 90% пенсионеров.

 

Льготы и дотации*

Льготы и дотации

Квинтильные (20-процентные) группы

Низшая

Вторая

Третья

Четвертая

Высшая

2008

2007

2008

2007

2008

2007

2008

2007

2008

2007

Стоимость льгот и дотаций (всего)

38,8

22,2

30,0

21,1

25,7

21,3

34,5

26,2

28,3

23,4

В том числе

Питание

45,8

28,0

39,7

29,2

29,1

22,7

30,5

22,5

23,4

22,1

Услуги общественного транспорта

5,4

5,8

6,4

5,8

6,2

7,6

8,7

8,1

7,9

10,0

ЖКУ

11,7

12,2

12,7

15,2

14,7

19,5

15,4

20,9

19,5

19,8

Санаторно-курортное лечение

52,5

39,4

46,9

45,7

52,8

42,6

62,9

51,0

57,7

40,4

Лекарства

11,0

6,8

13,1

9,7

17,0

11,2

28,2

16,3

34,7

15,8

Услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и обучению детей

5,2

6,3

5,4

7,1

5,0

8,9

7,0

6,1

3,1

9,6

Другие виды льгот и дотаций

3,8

2,6

4,1

1,8

5,3

4,8

9,0

3,7

7,0

5,7

* Cредства, полученные домашними хозяйствами по квинтильным (20-процентным) группам в 2007-08гг. (в расчете на домашнее хозяйство, сообщившее о наличии льгот и дотаций); тыс. Br в месяц. Источник: Белстат, «Расходы и доходы населения в Республике Беларусь», 2007-08гг.

 

Ярослав РОМАНЧУК

 

http://www.belgazeta.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом