Новости

Россия приступила к строительству нефтепровода в обход Беларуси

На прошлой неделе Николай Токарев, глава российской компании «Транснефть», объявил о начале строительства нефтепровода БТС-2, который позволит транспортировать значительные объемы нефти, минуя трубопровод «Дружба», проходящий по территории Беларуси и Украины. Торжественная сварка первого стыка нового нефтепровода будет произведена 10 июня в районе Брянска.

До 2007г. Москве никак не удавалось добиться от Минска возврата части дохода от экспорта российской нефти, осуществляемого через Беларусь. Но с января 2007г. Россия ввела для Беларуси спецпошлину, обеспечивающую сравнительно надежный механизм возврата двух третей экспортного дохода. В ответ белорусская сторона приостановила прокачку нефти по трубам «Дружбы», обложив ее транзитной пошлиной, которую вскоре отменила. А российский механизм раздела экспортных пошлин действует и поныне, благодаря чему Беларусь покупает нефть значительно ниже мировых цен. Однако история не прошла бесследно. Осадок, как говорится, остался. Впрочем, так же как и транзитные риски.

Поэтому в начале 2007г. «Транснефть» предложила правительству минимизировать транзитные риски путем строительства второй очереди Балтийской нефтетрубопроводной системы (БТС-2). И 1 декабря 2008г. глава российского правительства Владимир Путин подписал-таки распоряжение о проектировании и строительстве БТС-2. Но без белорусского катализатора и на этот раз не обошлось, поскольку 28 ноября 2008г. Минэкономики Беларуси приняло постановление, повысившее тариф на транспортировку нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам почти на 53% (с $0,89 до $1,36 за прокачку 1 т на 100 км).

И сегодня, несмотря на бушующий экономический кризис, российское правительство твердо намерено довести проект до ума. Хотя некоторые коррективы в процесс финансирования строительства кризис все же внес. «Транснефть» начала 25 мая размещение инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь RUR35 млрд. для начала строительства нефтепровода БТС-2. Выпущенные облигации выкупят российские банки, и под залог этих бумаг они получат рефинансирование в размере 12,5% годовых от Центробанка России.

Согласно последнему варианту проекта, протяженность нефтепровода БТС-2 должна составить 1016 км. Его маршрут пройдет из города Унеча (Брянская область) до города Усть-Луга (Ленинградская область), из порта которого российская нефть танкерами будет отправляться в Европу. Кроме того, будет проложено ответвление до нефтеперерабатывающего завода в Киришах. Начальная пропускная способность - 30 млн. т в год, однако впоследствии ее планируется увеличить до 50 млн. т. Стоимость проекта оценивается примерно в $4 млрд. Его строительство должно быть завершено к середине 2012г.

Судя по заявленной пропускной мощности, новый трубопровод станет серьезным конкурентом «Дружбе». Ведь до недавнего времени только по территории Беларуси ежегодно в Европу перекачивалось до 60 млн. т нефти в год. К тому же у России отпадает необходимость в финансировании ремонта старого трубопровода, проложенного по территории бывших советских республик. Однако, как сообщает портал Gazeta.ru, российские эксперты не уверены в том, что хватит нефти для полноценного функционирования БТС-2. Впрочем, еще год назад они утверждали, что проект экономически неэффективен и не имеет перспектив для реализации. Вышло же все иначе.

Тем более что для Беларуси все эти разговоры об экономической эффективности российского нефтепровода носят утешительный характер, поскольку срок начала строительства назначен, сбор денег в самом разгаре, а с наполнением труб сырьевыми ресурсами Россия как-нибудь разберется. Если их и не хватит, то опять же в первую очередь пострадают трубы «Дружбы», расположенные на территории республики. И дай Бог, если у России все пойдет по плану и к использованию нефтепровода подключится и Казахстан. Только в этом случае БТС-2 станет самостоятельным, а не альтернативным проектом «Дружбе». Тогда, может быть, будут опять востребованы и «сильно изношенные белорусские трубопроводы», как утверждают российские эксперты.

Это обстоятельство, по их мнению, стало чуть ли не основным доводом для отказа от участия «Транснефти» в приватизации белорусских нефтепроводов, объявленной осенью прошлого года. В сентябре 2008г. «Интерфакс-Запад» сообщил со ссылкой на источник в госорганах о намерении белорусского правительства продать трубу этой российской компании. Предполагалось выставлять на продажу пакеты в 25% акций с возможностью последующего увеличения доли инвестора, т.е. по той же схеме, с помощью которой были проданы акции «Белтрансгаза».

Однако на этот раз россияне отказались. И вряд ли из-за ржавчины, сильно поевшей белорусские трубы «Дружбы». Возможно, Минск просто пожадничал и запросил, так же как и в случае с «Белтрансгазом», заведомо нереальную сумму. Но нефть, в отличие от природного газа, все же можно транспортировать по железной дороге. В итоге сделка не состоялась. Впрочем, окончательная, а точнее, остаточная стоимость «Дружбы» все же станет известна где-то через 3-5 лет. А пока у белорусского руководства есть время, чтобы заняться радикальным пересмотром всей транзитной стратегии Беларуси.

 

Фёдор ЖАХОВ

 

http://www.belgazeta.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация