Новости

По поручению рабочей группы по упрощению налоговой системы Белорусский союз предпринимателей провел опрос главных бухгалтеров предприятий малого бизнеса.

Анкетированию подверглись главные бухгалтеры 19 производственных предприятий с численностью от 15 до 100 человек, применяющих общую систему налогообложения.

Результаты опроса показали, что в 2009 г. респондентам придется в среднем совершать 102 налоговых платежа. Это меньше, чем в прошлом году (106) и 2007-м (112), однако существенно больше прогнозируемых Минфином 60 платежей. При этом на расчет и уплату налогов бухгалтеры в среднем собираются затратить в нынешнем году 898 человеко-часов. Это тоже существенно меньше, чем в былые годы (1188 в 2007 г. и 970 в 2008-м), но вчетверо больше чем 224 часа, которых, по мнению Минфина, достаточно на эту процедуру.

НАПОМНИМ, что по методологии Всемирного банка налогами считаются любые платежи в бюджет, влияющие на счет предприятия. Для анализа собирается информация о частоте подачи налоговых документов и проверок, а также о других затратах на соблюдение положений налогового законодательства. Количество налоговых платежей в год рассчитывается путем умножения количества налогов и отчислений на частоту платежей (авансовых и регулярных). Время на подачу налоговых документов включает в себя время, потраченное на заполнение налоговых форм и осуществление подсчетов.

По данным опроса, в среднем количество налоговых платежей в год складывается из НДС с реализации и по ввозу товаров из России, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога на прибыль, отчислений в инновационный фонд Минторга и Фонд социальной защиты населения, налога с продаж, подоходного налога — по 12 платежей в год (т.е. ежемесячно), а также налога на недвижимость, экологического и земельного налогов, транспортного сбора, уплачиваемых ежеквартально, т.е. по 4 платежа на каждый. Заметим, что эксперты не учитывали отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры и некоторые другие налоги и сборы, которые опрошенным приходится уплачивать эпизодически при наличии соответствующих оборотов.

Для расчетов и уплаты налогов и сборов бухгалтерам необходимо прежде всего оформить в надлежащем порядке первичные учетные документы и на их основе отразить в учете все хозяйственные операции. Хотя формально «первичка» не увязывается с налогами, именно ею подтверждаются все элементы для определения налоговой базы: выручка, затраты, наличие и стоимость имущества, правомерность совершения платежей и т.п. Такие требования законодательства, призванные бороться с нарушениями, и «обеспечивают» немалую долю административных штрафов. На практике все это создает дополнительные издержки ведения бизнеса.

РЕСПОНДЕНТЫ особо отметили ряд проблем. Так, документы, подтверждающие некоторые хозяйственные операции (счета по услугам связи, арендной плате, коммунальным платежам, транспортным расходам, больничные листки и т.д.), в бухгалтерию поступают не 1-го числа, а в период с 5-го по 20-е число месяца, следующего за отчетным месяцем, а порой и вовсе после срока сдачи налоговых деклараций. Времени на качественную и своевременную обработку для исчисления налогов порой не хватает. В результате приходится периодически делать уточняющие расчеты. Этого можно было бы избежать, если бы расчет налога на прибыль и НДС производился поквартально хотя бы на малых предприятиях.

Напрягает бухгалтеров и требование ведения регистров налогового учета. Одним из самых трудоемких респонденты называют книгу покупок, в которой должны быть зарегистрированы расчетные документы, подтверждающие оплату НДС при приобретении объектов, соответствующие реквизиты по налогу. При неправильном заполнении книги покупок или при ее отсутствии суммы «входного» налога к вычету не принимаются. Ошибки (которые часто связаны с несвоевременным получением первичных учетных и расчетных документов, ошибками и неточностями, допущенными не самим предприятием, а его контрагентами) необходимо исправлять в установленном порядке. Все это, по мнению опрошенных, существенно увеличивает трудоемкость расчета НДС. Еще больше претензий вызывают процедуры, связанные с НДС и акцизами в торговле с Россией. Подготовка документов, необходимых для обоснования применения нулевой ставки или освобождения от уплаты (возмещения) этих налогов, представление их в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией также отнимает немало времени и труда.

РАЗУМЕЕТСЯ, меры, принимаемые государством для упрощения налоговой системы, не остались не замеченными бизнесом. Однако возможностей для расширения дальнейшей работы в этом направлении еще множество. Так, согласно исследованию союза, отмена нормирования для целей налогообложения расходов на оплату труда, на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги позволила бы предприятиям сэкономить в год от 50 до 96 человеко-часов, а полная отмена всех ограничений по составу затрат, учитываемых при налогообложении, — от 62 до 480 часов. Переход на поквартальные сроки отчетности и уплаты местных налогов сократили бы время, затрачиваемое на налоговое администрирование, на 20–70 часов. Если же позволить сдавать налоговые декларации по налогу на прибыль раз в квартал, то экономия достигла бы 46–126 часов, а при установлении такого же режима отчетности по НДС — 340–640 часов. Отмена экологического налога на выбросы от передвижных источников избавила бы бухгалтерии еще от 48–192 человеко-часа в год. Все это — колоссальный резерв сокращения издержек малого бизнеса, а следовательно, — повышения его конкурентоспособности.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ данных исследований, для улучшения показателей «количество налоговых платежей в год» и «время по расчету и уплате налогов и сборов в год» эксперты бизнес-союза надеются, что законодатели пристальнее присмотрятся к наиболее «емким» платежам. По результатам опроса можно оценить их излишний вес и эффект от сокращения числа платежей. Разумеется, белорусские бизнесмены не ждут, что образцом для подражания у нас станут экзотические Мальдивы, где все налоговые вопросы (в виде единственного платежа) улаживаются менее чем за час. Но выйти на средний по региону уровень, который, по оценке ВБ, складывается из 366,8 часа на все налоговые процедуры при 47,2 платежей, вполне возможно.

Пока же эксперты бизнес-союза не видят должного влияния последних изменений налогового законодательства на работу бухгалтерий. Правда, в этом есть и положительные стороны — не надо думать, где трудоустроить тысячи бухгалтеров, которых, по некоторым оценкам, насчитывается более 230 тысяч — в два раза больше чем работников в легкой промышленности и сопоставимо с такими отраслями, как транспорт и торговля.

 

Олег КВАША

 

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)

 

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация