Новости

Тихая капитуляция

ОАО "Мотовело" обрело нового владельца. Им стала австрийская компания ATEC Holding GmbH.

А. Лукашенко Указом № 354 от 26 июля поручил правительству заключить инвестиционное соглашение с австрийской компанией ATEC Holding GmbH и продать ей госпакет акций ОАО "Мотовело"   — 31.269.538 штук  (99,7%) на сумму 15,635 млрд. BYR. Договор с АTEC должен быть заключен до 1 сентября этого года.

ATEC начнет рассчитываться за акции с 1 января 2008 года — перечислять в белорусский бюджет ежегодно вплоть до 31 января 2011 года по 3,127 млрд. BYR. На неоплаченную часть долга будут начисляться проценты в размере ставки рефинансирования (сейчас — 10,5% годовых).

Компания обязана инвестировать в 2007-2012 гг. в развитие "Мотовело" не менее 20 млн. USD. Кроме того, белорусское государство обязало нового владельца сохранить специализацию предприятия и его социальную сферу, выполнять доводимые правительством показатели по объемам производства.

При этом новый собственник обязан вернуть в госбюджет задолженность "Мотовело" по бюджетному займу (17,3 млрд. BYR) — с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года по графику, согласованному с Минфином, и уплатой 3% годовых за пользование займом.

Обошлись без аукциона.

Пойти на беспрецедентный шаг — продажу брендового предприятия страны западному инвестору — А. Лукашенко, похоже, был просто вынужден.

Финансовое состояние завода стало ухудшаться с 2003 года — после того как "Мотовело" с традиционных азиатских рынков вытеснили китайские и вьетнамские производители. Правительство Беларуси еще в 2004 году обратило внимание на проблемы предприятия. Однако затянувшаяся пауза с подготовкой решения по "Мотовело" обернулась осенью 2005 года массовой акцией протеста рабочих. Это "частное предприятие", "вы же купили завод, вы за него отвечаете", — сказал тогда А. Лукашенко.

Чтобы вернуть завод под контроль государства, Мингорисполком в июле 2005 года ввел в ОАО "Мотовело" "золотую акцию" сроком на 5 лет. Показательно, что подготовленный в то время проект указа о реструктуризации долгов "Мотовело" путем его фактической национализации А. Лукашенко сначала отправил на доработку. Он потребовал более тщательно отработать предложения по господдержке, "чтобы предприятие не наступило на те же грабли".

Однако правительство и антикризисный управляющий в лице Мингорисполкома, которым в конце 2005 года А. Лукашенко поручил вытянуть предприятие из кризиса, с этой задачей не справились.

Финансовая ситуация на "Мотовело", несмотря на беспрецедентные меры господдержки, еще более усугубилась. На предприятии не скрывают, что в последнее время завод элементарно проедал деньги, которые государство выделило на реализацию нового бизнес-плана и завоевание новых рыночных ниш. "Сейчас мы имеем крупную кредиторскую задолженность, а оборотных средств едва хватает на выплату зарплаты", — сказал в беседе с корр. "БР" представитель завода.

Но на этот раз обошлось без публичных разборок. А. Лукашенко без каких-либо официальных комментариев подписал указ о продаже завода новому собственнику. Причем чуть ли не впервые в приватизационной практике страны президент пошел на прямую продажу предприятия инвестору.

По данным "БР", это стало определенным "сюрпризом" для некоторых специалистов Фонда госимущества. "Смущает продажа акций по номиналу", — сказал чиновник фонда корр. "БР". Здесь рассчитывали, что, в соответствии с белорусским приватизационным законодательством, будет объявлен конкурс или аукцион, в ходе которого может быть достигнута наиболее справедливая цена сделки и прописаны условия ее реализации.

С другой стороны, отметил собеседник, прямая продажа позволяет ускорить процедуру.  По его словам, указом определены лишь рамочные условия продажи — сохранение специализации и социальной сферы. Что касается сохранения персонала и других условий, то они будут оговорены в специальном договоре с инвестором, который сейчас готовит Минпром.

Закулисные конкуренты.

Впервые публично о желании найти инвестора для техперевооружения "Мотовело" рассказал в декабре 2006 года премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский. Тогда в качестве покупателя назывался "Амкодор".

Был подготовлен проект указа президента, в соответствии с которым ОАО "Амкодор" должно было преобразоваться в транснациональную корпорацию,  в состав которой, как планировалось,  войдет и "Мотовело". Предполагалось, что "Амкодору" потребуется в течение 5-6 лет инвестировать в создание конкурентоспособной продукции "Мотовело" около 80 млн. USD.

Однако А. Лукашенко, выступая 24 апреля в Национальном собрании с ежегодным посланием, неожиданно назвал еще одного потенциального инвестора. "Вот стеклозавод "Елизово". Частник обещал, что сделает суперсовременное предприятие. И сделал. Сегодня он выразил готовность вместо Мингорисполкома вытащить мотовелозавод. Пожалуйста, мы не против. Предлагай, мы — "за". Но главная задача в том, чтобы сохранить это производство в стране. Оно исторически принадлежит Беларуси", — сказал А. Лукашенко.

Позже в интервью БЕЛТА первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко сказал, что среди потенциальных покупателей "даже возникла конкуренция". Претендентов В. Семашко не назвал, сославшись на коммерческую тайну. Но уточнил, что это белорусская и российская компании.

По данным "БР", подписанию указа президента о продаже госпакета акций "Мотовело" предшествовало заседание президиума Совмина, на котором рассматривались предложения трех потенциальных покупателей — ОАО "Амкодор", ATEC и российской компании. По его итогам предпочтение было отдано австрийской компании.

В надежные руки.

Австрийская компания АТЕС успешно реализовала в Беларуси инвестпроект по реконструкции стеклозавода "Елизово", выкупив в 2002 году у белорусского государства часть его пакета.

В австрийско-белорусском СП ЗАО "Стеклозавод "Елизово" ATEC Handelsgesellschaft GmbH принадлежит 65% акций. Судя по проектам, которые она реализует в Беларуси, компания пришла сюда надолго. И она, без сомнения, пользуется поддержкой главы государства.

А. Лукашенко побывал на стеклозаводе "Елизово" в начале 2006 года. Высоко оценив деятельность ATEC, он рассказал, что австрийская компания готова поучаствовать в других проектах в Беларуси и инвестировать порядка 100 млн. USD. Через год, в феврале 2007 года, он одобрил еще один проект этой компании — по строительству в Смолевичах завода по производству полированного листового стекла с объемом инвестиций 150 млн. EUR.

В начале апреля 2007 года ATEC заявила о планах по инвестированию 220 млн. USD в строительство первой очереди завода по производству кальцинированной соды в Мозырском районе. Компания также планирует в 2009-2011 годах реализовать проект по организации в ОАО "Гомельстекло" производства полированного стекла. Кроме того, здесь с ее участием в этом году будет организовано стеклотарное производство мелкого ассортимента, в том числе банок для продуктов детского питания.

Госресурс бессилен.

Время покажет, удастся ли зарубежной компании вывести из кризиса "Мотовело", сохранив при этом его специализацию.

Однако уже очевидно, что сложившаяся на Минском мотовелозаводе ситуация становится типичной для Беларуси. Некогда большинство белорусских предприятий акционировались в надежде привлечь инвестиции в дальнейшее развитие. Однако эти механизмы в Беларуси практически не работают. Более того, в условиях благоприятных цен на энергоносители белорусское государство вознамерилось было стать основным инвестором для отечественных предприятий.

Однако и госпомощь, как показал опыт фактической национализации "Мотовело", далеко не всегда является панацеей. Но лишь после того, как это стало более чем очевидно, белорусский президент подписал указ о привлечении частного инвестора.

Белорусы и рынок



Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

19.03.2024Катализатор автомобильный сдать
Скупка у населения автомобильных нейтрализаторов выхлопных газов.

18.03.2024Магоста-Групп -наша продукция сертифицирована в ЕЭС!
Магоста-Групп - первый поставщик оборудования и компонентов для систем вентиляции, отопления, кондиционирования

17.03.2024Филиал ПУ «Витебскторф» является лидером в республике по производству и продажам торфяных питательных грунтов торговой марки «Двина»
Питательный грунт «Двина» – гарантия высокого урожая!

17.03.2024ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.
ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.

14.03.2024Приобретать наш продукт выгодно, ведь высокое качество мы сочетаем с низкой стоимостью.
Мы производим продукцию, которая позволяет сделать мир чище! ЗАО «Ливсор»


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация