Новости

«Первая ласточка влияния кризиса уже появилась»

 Как производитель обуви - продукции, рассчитанной на конечного потребителя, наша компания очень зависима от общего уровня доходов населения. Сегодня, когда крупные предприятия в разных отраслях промышленности переходят на сокращенную рабочую неделю, снимают надбавки, доплаты и премии своим работникам, общая платежеспособность наших потребителей падает. Пока мы не ощутили резкого снижения продаж, а по итогам четырех месяцев года реализация нашей продукции даже повысилась. Но первая ласточка влияния кризиса уже появилась - начались задержки платежей от наших клиентов-магазинов, которые получают продукцию по договорам поставки.

Еще сложнее обстоят дела в России, на которую приходится 11% нашего производства. Активно развивать и прорабатывать этот рынок мы начали только полтора года назад. Там мы новички и не можем значительно поднимать цены. Поэтому быстрая девальвация российского рубля для нас, как и для всех белорусских экспортеров, оказалась очень болезненной. Если в натуральном выражении потребление нашей продукции на российском рынке не сократилось (мы отметили даже небольшой рост), то в денежном выражении в переводе на инвалюту произошло снижение. Наше положение в России усугубляется высокой конкуренцией с китайскими производителями, продукция которых поставляется в страну и легально, и по «серым» схемам. Поэтому чтобы не потерять этот важный рынок, мы приняли волевое решение балансировать на российском рынке между минимальной рентабельностью и точкой безубыточности.

И все же мы не пошли по пути снижения качества продукции и ухода в более низкий ценовой сегмент. Изучив рынок, мы поняли: наш основной потребитель - гражданин со средним и выше среднего уровнем доходов. Это дает нам некоторое преимущество. Во-первых, часть потребителей привыкла покупать дорогую импортную обувь, которая по своим потребительским свойствам близка к нашей продукции. После девальвации и, следовательно, удорожания импорта они, вероятно, переориентируются на нашу группу товаров. Во-вторых, уход в низкий ценовой сегмент чреват снижением реализации, поскольку именно беднейшие слои населения наиболее болезненно реагируют на снижение доходов. В кризис они постараются максимально сэкономить, «перебиться» и, возможно, вообще откажутся от покупки обуви в ближайшее время. К тому же мы уже зарекомендовали себя производителями качественной обуви, и уход в более дешевый и менее качественный сегмент грозил бы потерей постоянных клиентов.

Снижать цену можно, только снижая издержки. А кризис предоставляет такую возможность. Сейчас мы ведем поиск поставщиков сырья и материалов, аналогичных по качеству и дизайну тем, что мы традиционно используем в производстве, но по более низкой цене. В условиях кризиса европейские производители материалов и комплектующих для производства обуви снизили маржу до минимума, не исключено, что кто-то уйдет с рынка. Все это дает нам шанс ранжировать наших поставщиков, выбирая более интересные предложения.

Складские запасы на нашем предприятии сейчас составляют 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это несколько выше норматива, доведенного Беллегпромом, но к концу 2009г. планируем выйти на уровень запасов, соответствующий отраслевому нормативу. Чтобы повысить объем продаж, мы сделали ставку на собственную товаропроводящую сеть. Сейчас у нас действуют десять фирменных магазинов, и со дня на день откроем еще один магазин в Минске. Можно сколько угодно воевать с системой торговли и обвинять ее в низких продажах, но это тупиковый путь. Продвижением продукции должно заниматься само предприятие.

Первое, чем обувной рынок отреагирует на кризис, - рост ассортимента при снижении потребления. В такой ситуации нужно предлагать продукт более мелкими партиями, чаще менять модели и ассортиментные группы, быстрее реагировать на запросы рынка. И если продукция не пользуется спросом, ее нужно быстро снимать с производства и предлагать рынку другую. В такой ситуации возрастает ответственность отделов маркетинга и конструкторских бюро. Многие белорусские предприятия привыкли, что жизненный цикл обувной продукции долог: пока ее сделают, пока выведут на рынок, пока снимут сливки, снова произведут… А сейчас мы видим, что жизненный цикл нового продукта очень быстротечен - от разработки до снятия с производства может пройти полгода, максимум год-полтора. Так что нужно становиться более гибкими и мобильными.

 

Сергей МЕЛЕХ

 

заместитель гендиректора белорусско-итальянского СП «Белкельме».

 

 

http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация