Новости

В этом году эксперты ожидают сокращения рынка добровольного автострахования.

В этом году эксперты  ожидают сокращения рынка добровольного автострахования. С одной стороны, падение спроса на машины повлекло уменьшение количества страховых сделок. С другой — станции техобслуживания и автодилеры увеличили стоимость нормо-часа ремонта застрахованных автомобилей на 60–70%, запчасти в связи с девальвацией рубля подорожали на 30%, что вызвало рост расходов, которые несут операторы автокаско при наступлении страхового случая.

До сих пор этот сегмент страхового рынка развивался достаточно высокими темпами. Его популярность на протяжении последних четырех лет выросла в пять раз: в 2008 г. совокупный объем взносов превысил 170 млрд. Br. Спрос на автокаско подстегивал рост автопарка. По данным Белорусской автомобильной ассоциации, в 2008 г. официальными дилерами в республике было продано 25 296 новых машин. При этом значительное число из них реализовывалось в рамках кредитных договоров, которые автоматически предусматривали страхование.

В 2008 г., по данным Ассоциации страховщиков (БАС), автокаско занимались 16 компаний. На долю тройки лидеров («Би энд Би иншуренс Ко», Белгосстрах и «ТАСК») приходилось 71% премии по страхованию частных авто и 59% машин, принадлежащих юридическим лицам. Средний размер взноса составил 600–800 USD, выплат 900–1200 USD.

В сегменте страхования транспорта граждан наибольшего роста портфеля добились компании «БелИнгострах» (в 2,8 раза), «ТАСК» (в 2,4 раза) и «АльВеНа» (в 2,3 раза). Доля выплат по отношению к общему объему поступивших страховых премий в 2008 г. составила 72% по транспорту физлиц и 54% по машинам юрлиц. Наибольший удельный вес выплат был в «Би энд Би иншуренс Ко» — 80%.

Следует отметить, что в сегменте «физлиц» темп роста выплат у трети компаний превысил рост поступлений. В I квартале 2009 г. эта тенденция  стала  преобладать.  Для ее преодоления игроки рынка прибегают к различным приемам. Некоторые страховщики, к примеру, стали проводить сегментацию клиентской базы. Выделены группы лиц, которые приносят наименьшие убытки, — это покупатели новых дорогих иномарок, в большинстве своем люди старше 30 лет с немалым опытом вождения. Страхование их автомобилей наименее рискованно для компаний, а суммы премий максимальны. Водители подержанных машин или недорогих новых иномарок входят в группу повышенного риска, и сейчас они не самые желанные клиенты.

К слову, для страховщиков уменьшение объемов продаж автомобилей отчасти оказалось даже на руку. Сократилась доля «случайных» клиентов, которые приходят в страховую организацию, чтобы в дальнейшем получить кредит на авто, и возросла тех, кто страхует машину сознательно и регулярно и кого принято называть ответственными собственниками.

Вместе с тем в кругу страховщиков начинают звучать заявления о том, что на фоне кризисных явлений некоторые участники рынка пробуют переделить его, причем делают это нечестно — демпингуют. Ряд компаний установили на свои услуги тарифы, которые значительно ниже статистически обоснованного уровня. Такой подход близок к классическому варианту финансовой пирамиды, когда выплаты старым клиентам осуществляются за счет новых. При такой схеме снижение темпов прироста взносов невозможно компенсировать за счет страховых резервов — в результате возникает риск, что страховщик вынужден будет заявить о дефолте со всеми вытекающими последствиями.

По просьбе «ЭГ» ситуацию прокомментировал генеральный директор ОАСО «Би энд Би иншуренс Ко» Борис МЕДНИК:

— Чтобы снижать страховые тарифы в современной ситуации, необходимо иметь либо приличную «финансовую подушку», либо делать это в рамках какой-то очень хитрой стратегии по захвату рынка. Хотя лично я считаю очень странным захватывать рынок в период его падения именно таким образом.

Набор инструментов для привлечения клиентов, который сейчас используют отдельные страховщики, не отличается оригинальностью. Кто-то откровенно демпингует, кто-то поднимает размеры комиссионного вознаграждения посредникам до 30%, некоторые смягчают условия страхования, не увеличивая его стоимости. Есть компании, которые делают все это одновременно. Что будет с такими страховщиками (а главное с их клиентами!) в ближайшем будущем? Этот вопрос совсем не риторический и ответ на него никоим образом не связан с модной темой глобального кризиса: финансовая несостоятельность белорусских страховых организаций станет следствием исключительно их собственных управленческих и маркетинговых просчетов.

Что касается нашей компании, то мы больших комиссий не платим, а наш тарифный план уже пять лет не менялся. В то же время в I квартале объем поступающих взносов на 22% превысил показатели аналогичного периода прошлого года, достигнув 23,3 млрд. Br. И хотя этого достаточно для правильного ведения бизнеса, мы (и наши коллеги из других компаний) ждем трудных времен. Страховщикам действительно невозможно было просчитать последствия столь резкого увеличения стоимости ремонта застрахованных транспортных средств. Думаю, на восполнение связанных с этим потерь уйдет не менее полугода.

Идея «поиграть» тарифами автокаско сегодня представляется слишком рискованной, считает начальник отдела страхования имущественных рисков ЗАСО «ТАСК» Светлана МИНКЕВИЧ:

— В свое время для привлечения клиентов мы установили достаточно привлекательные условия продаж, но уже два года назад ставки были подняты до среднерыночных: от 350 USD для машин с учетом износа и от 500 USD — без учета износа. Примечательно, что этот шаг не привел к заметному сокращению клиентской базы.

По оперативным итогам I квартала, рост суммы страховых взносов по договорам автокаско по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 173,9%. Но при этом определенную тревогу вызывает рост убыточности данного продукта. Если в минувшем году соотношение между выплатами и сборами не выходило за 56%, что значительно ниже среднерыночных, то сегодня этот показатель составляет примерно 75%. Это ни в коей мере не угрожает интересам наших клиентов — «ТАСК» сохраняет высокую финансовую устойчивость и в полном объеме поддерживает все свои обязательства. Однако возможностей для каких-то ценовых маневров в пределах положительной рентабельности практически не остается. То есть я могу с полной уверенностью заявить, что резервов для снижения тарифов автокаско ни у нас, ни, вероятно, у других компаний уже нет.

Кроме того, есть ряд существенных факторов, которые негативно влияют на рентабельность продукта. К примеру, в некоторых страховых организациях комиссионное вознаграждение агентам (физическим лицам) превышает 20% от суммы договора, что при сложившемся уровне выплат просто недопустимо. Некоторые агенты откровенно спекулируют на ситуации, начинают переводить клиентов из компании в компанию по принципу «где больше заплатят». От этого серьезно страдает имидж всей страховой отрасли.

 

Подготовил Владислав ПЛАТУН

 

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)

 

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

19.03.2024Катализатор автомобильный сдать
Скупка у населения автомобильных нейтрализаторов выхлопных газов.

18.03.2024Магоста-Групп -наша продукция сертифицирована в ЕЭС!
Магоста-Групп - первый поставщик оборудования и компонентов для систем вентиляции, отопления, кондиционирования

17.03.2024Филиал ПУ «Витебскторф» является лидером в республике по производству и продажам торфяных питательных грунтов торговой марки «Двина»
Питательный грунт «Двина» – гарантия высокого урожая!

17.03.2024ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.
ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.

14.03.2024Приобретать наш продукт выгодно, ведь высокое качество мы сочетаем с низкой стоимостью.
Мы производим продукцию, которая позволяет сделать мир чище! ЗАО «Ливсор»


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация