Проект указа «О некоторых вопросах аренды и передачи в безвозмездное пользование имущества», подготовленный Госкомимущества, в настоящий момент разослан различным органам госуправления, а также бизнес-союзам и находится на стадии активного обсуждения.
Так, в тексте документа, которым располагает «ЭГ», предлагается установить базовую ставку арендной платы в размере 0,5 БВ для Минска, 0,3 — для областных центров, 0,25 — для Баранович, Кобрина, Пинска, Полоцка, Новополоцка, Орши, Жлобина, Мозыря, Светлогорска, Волковыска, Лиды, Новогрудка, Слонима, Борисова, Жодино, Заславля, Молодечно, Слуцка, Солигорска, Бобруйска и Осипович. Для остальных районных центров показатель определен в размере 0,2 БВ, других населенных пунктов — 0,1 БВ.
Отметим, в этом случае базовая ставка арендной платы будет несколько ниже ныне сложившейся. К примеру, по Минску ее величина для непроизводственных помещений (при условии, что БВ останется на уровне 35 тыс. Br) составит 17,5 тыс. Br вместо определенных сегодня в соответствии с Указом от 30.09.2002 № 495 10 EUR (около 37 тыс. Br). В областных центрах соотношение сложится 10,5 тыс. Br против теперешних 22,5 тыс.
Правда, это не означает, что с принятием нового указа аренда госсобственности подешевеет. Проект предусматривает, что арендодатель по соглашению с арендатором сможет применять коэффициент от 0,5 до 5. Если учесть, что в столице, а также в ряде крупных городов наблюдается нехватка коммерческой недвижимости, несложно сделать вывод, что желающих применить максимальное значение коэффициента будет немало.
Кроме того, допускается использовать повышающий коэффициент 3 к помещениям, где будут размещаться органы управления и контроля юридических лиц, специалисты по снабжению, сбыту, финансово-технических служб и бухгалтерии. Проще говоря, за размещение офиса придется платить втрое дороже. Дополнительным фактором удорожания может стать и рост базовой величины в будущем.
Так что если разработчики проекта намеревались сохранить арендную плату в размерах, установленных до 1.01.2009 г., то эта цель успешно достигнута.
Между тем ни для кого не секрет, что в последние годы высокий уровень арендной платы стал одним из основных барьеров на пути развития белорусского бизнеса (в особенности малого и среднего), а удорожание аренды в связи с девальвацией рубля в начале
С конца 90-х расходы на аренду выросли в несколько раз, констатируют в Совете по развитию предпринимательства. К примеру, в
Еще большие расходы приходится нести столичным предприятиям. Например, если в
Большинство негосударственных организаций не имеет в собственности коммерческой недвижимости и средств для ее приобретения. А расходы по аренде существенно подрывают их финансовое положение и уменьшает инвестиционные возможности.
Во многом в последние годы рост цен на аренду определялся политикой государства, в собственности которого сосредоточено около 80% всей коммерческой недвижимости в республике. Вот и теперь при разработке очередного проекта указа основным доводом чиновников остается необходимость наполнять бюджет. Зато игнорируется другой аргумент: облегчение «арендного бремени» повысит эффективность работы экономики и увеличит налоговые поступления, прокомментировал ход обсуждения проекта один из участников процесса.
Арендаторам — частному бизнесу — сложнее отстоять свои интересы. Льготы в виде понижающих коэффициентов в проекте указа не претерпели значительных изменений в сравнении с действующими. Возможно, более удачливыми окажутся государственные валообразующие предприятия-арендодатели. Предлагается уменьшить для них размер перечисляемой в бюджет части арендной платы при сдаче в аренду принадлежащей государству недвижимости с нынешних 50% до 20% за вычетом сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также амортизационных отчислений.
Разработчики проекта также намерены упорядочить ценообразование при сдаче в аренду торговых мест на рынках и торговых объектах частной формы собственности. Предполагается, что и здесь основой станут базовые арендные ставки, привязанные к базовой величине (от 0,3 БВ в регионах до 1,1 БВ в Минске). В случае, если уровень платежей не позволит собственникам рынков возместить затраты, связанные с их содержанием и развитием, может быть разрешено применение повышающих коэффициентов, устанавливаемых облисполкомами и Мингорисполкомом. При этом предельная рентабельность не должна превышать 30%.
А вот с субарендой торговых площадей, похоже, решили покончить. Проект указа не предусматривает установления повышающих коэффициентов при сдаче мест в субаренду, которой тогда будет просто невыгодно заниматься.
Впрочем, проект указа не так давно попал в бизнес-союзы. А у них, очевидно, есть своя позиция по поводу аренды. И если она будет принята во внимание, то существует вероятность того, что окончательная редакция нормативного акта может претерпеть значительные изменения.
Александр ГЕРАСИМЕНКО
Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
13.03.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси
12.03.2024Вся мука, которую производит Сморгонский комбинат хлебопродуктов является цельнозерновой
Попробуйте муку от «Сморгонского КХП» и вы оцените её за неповторимый вкус!
12.03.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма
12.03.2024ОАО «Завод «Оптик» предлагает широкий выбор уникальной маркетинговой продукции – сувениров из стекла собственного производства
Производство сувениров из стекла собственного производства с логотипом вашей фирмы
11.03.2024Предпроектная документация-УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ»
УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ» оказывает услуги по разработке отдельных разделов проектной документации на любых стадиях проектирования.