Новости

В республике обсуждается возможность устанавливать ставки арендной платы при аренде государственной недвижимости к базовой величине (БВ) вместо нынешней привязки к евро

Проект указа «О некоторых вопросах аренды и передачи в безвозмездное пользование имущества», подготовленный Госкомимущества, в настоящий момент разослан различным органам госуправления, а также бизнес-союзам и находится на стадии активного обсуждения.

Так, в тексте документа, которым располагает «ЭГ», предлагается установить базовую ставку арендной платы в размере 0,5 БВ для Минска, 0,3 — для областных центров, 0,25 — для Баранович, Кобрина, Пинска, Полоцка, Новополоцка, Орши, Жлобина, Мозыря, Светлогорска, Волковыска, Лиды, Новогрудка, Слонима, Борисова, Жодино, Заславля, Молодечно, Слуцка, Солигорска, Бобруйска и Осипович. Для остальных районных центров показатель определен в размере 0,2 БВ, других населенных пунктов — 0,1 БВ.

Отметим, в этом случае базовая ставка арендной платы будет несколько ниже ныне сложившейся. К примеру, по Минску ее величина для непроизводственных помещений (при условии, что БВ останется на уровне 35 тыс. Br) составит 17,5 тыс. Br вместо определенных сегодня в соответствии с Указом от 30.09.2002 № 495 10 EUR (около 37 тыс. Br). В областных центрах соотношение сложится 10,5 тыс. Br против теперешних 22,5 тыс.

Правда, это не означает, что с принятием нового  указа аренда госсобственности подешевеет. Проект предусматривает, что арендодатель по соглашению с арендатором сможет применять коэффициент от 0,5 до 5. Если учесть, что в столице, а также в ряде крупных городов наблюдается нехватка коммерческой недвижимости, несложно сделать вывод, что желающих применить максимальное значение коэффициента будет немало.

Кроме того, допускается использовать повышающий коэффициент 3 к помещениям, где будут размещаться органы управления и контроля юридических лиц, специалисты по снабжению, сбыту, финансово-технических служб и бухгалтерии. Проще говоря, за размещение офиса придется платить втрое дороже. Дополнительным фактором удорожания может стать и рост базовой величины в будущем.

Так что если разработчики проекта намеревались сохранить арендную плату в размерах, установленных до 1.01.2009 г., то эта цель успешно достигнута.

Между тем ни для кого не секрет, что в последние годы высокий уровень арендной платы стал одним из основных барьеров на пути развития белорусского бизнеса (в особенности малого и среднего), а удорожание аренды в связи с девальвацией рубля в начале 2009 г. и вовсе поставило многих на грань выживания.

С конца 90-х расходы на аренду выросли в несколько раз, констатируют в Совете по развитию предпринимательства. К примеру, в 1997 г. брестское УП «Салон-Стиль», оказывающее парикмахерские услуги, приобрело на аукционе право аренды помещения на пятнадцать лет, заплатив при этом 92 млн. Br. Арендная плата на дату заключения договора составляла 0,8 USD/м2. Сегодня приходится платить уже 2,5 EUR/м2. По результатам 2008 г. отношение суммы арендной платы (без учета коммунальных расходов) к полученной выручке составило 25%.

Еще большие расходы приходится нести столичным предприятиям. Например, если в 2007 г. арендная плата для производственного СЗАО «Фидмаш» составляла 3,5 EUR/м2, то с 1.01.2009 г. —  9,8 EUR/м2. За этот же период вдвое (до 2 EUR/м2) выросла плата за необорудованные открытые площадки.

Большинство негосударственных организаций не имеет в собственности коммерческой недвижимости и средств для ее приобретения. А  расходы по аренде существенно подрывают их финансовое положение и уменьшает инвестиционные возможности.

Во многом в последние годы рост цен на аренду определялся политикой государства, в собственности которого сосредоточено около 80% всей коммерческой недвижимости в республике. Вот и теперь при разработке очередного проекта указа основным доводом чиновников остается необходимость наполнять бюджет. Зато игнорируется другой аргумент: облегчение «арендного бремени» повысит эффективность работы экономики и увеличит налоговые поступления, прокомментировал ход обсуждения проекта один из участников процесса.

Арендаторам — частному бизнесу — сложнее отстоять свои интересы. Льготы в виде понижающих коэффициентов в проекте указа не претерпели значительных изменений в сравнении с действующими. Возможно, более удачливыми окажутся государственные валообразующие предприятия-арендодатели. Предлагается уменьшить для них размер перечисляемой в бюджет части арендной платы при сдаче в аренду принадлежащей государству недвижимости с нынешних  50% до 20% за вычетом сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также амортизационных отчислений.

Разработчики проекта также намерены упорядочить ценообразование при сдаче в аренду торговых мест на рынках и торговых объектах частной формы собственности. Предполагается, что и здесь основой станут базовые арендные ставки, привязанные к базовой величине (от 0,3 БВ в регионах до 1,1 БВ в Минске). В случае, если уровень платежей не позволит собственникам рынков возместить затраты, связанные с их содержанием и развитием, может быть разрешено применение повышающих коэффициентов, устанавливаемых облисполкомами и Мингорисполкомом. При этом предельная рентабельность не должна превышать 30%.

А вот с субарендой торговых площадей, похоже, решили покончить. Проект указа не предусматривает установления повышающих коэффициентов при сдаче мест в субаренду, которой тогда будет просто невыгодно заниматься.

Впрочем, проект указа не так давно попал в бизнес-союзы. А у них, очевидно, есть своя позиция по поводу аренды. И если она будет принята во внимание, то существует вероятность того, что окончательная редакция нормативного акта может претерпеть значительные изменения.

 

Александр ГЕРАСИМЕНКО

 

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)

 

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом