Новости

Нефтеполитическим проектом - по России

14 мая украинский президент Виктор Ющенко подписал указ по реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) на базе эксплуатации нефтепровода «Одесса-Броды», запущенного в аверсном режиме. Выходит, не зря верил в проект Александр Лукашенко. «Этот проект будет реализован, Украина, Беларусь к этому готовы», - заявил на днях белорусский президент.

Но о наличии нефти в трубопроводе, якобы уже эксплуатируемом в аверсном режиме, пока не сообщается. Впрочем, не это главное. Куда важнее то, что найден и дан своевременный ответ на последние имперские заявления российского премьера Владимира Путина в интервью японским СМИ: «На протяжении длительного времени - 15 лет - Россия… субсидировала экономики (постсоветских) стран на десятки миллиардов долларов… Нужно переходить на рыночные отношения… Мы понимаем сложности, с которыми сталкиваются (эти) экономики.., но платить ни за кого мы больше не будем».

Впрочем, об этом Путин говорит уже с 2002г. И, надо признать, кое-что делает. Например, активно идет строительство газопровода «Северный поток», разрабатывается технико-экономическое обоснование «Южного потока» и второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Однако никаких ответных мер со стороны Украины и Беларуси, против интересов которых и направлены указанные российские проекты, пока не предпринималось. Ни денег, ни нефти для этого не было. И наконец Ющенко заполнил законодательный вакуум, подписав указ, реализация которого должна обеспечить поставки каспийской нефти в обход России.

И не только. Ющенко успел также раскритиковать проекты Путина: «Проекты газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», реализуемые Россией, Европе не нужны». Это «политические проекты». Они «ничего не добавляют Европе». «Нет проблемы транзита. Нужна совместная идеология по производству, транзиту и потреблению газа».

Украинский президент высказался также в поддержку Энергетической хартии, которая, кстати, обязывает транзитную страну, подписавшую и ратифицировавшую данный документ, при любых обстоятельствах обеспечивать транзит. Но Украина упустила представившуюся возможность на деле доказать свою приверженность принципам хартии.

Проект Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора предполагает продление трубопровода «Одесса-Броды» до Плоцка и далее до Гданьска через Адамову Заставу. Стоимость проекта - в пределах $7 млрд., осуществляется он польско-украинским предприятием «Сарматия». По проекту азербайджанская нефть будет поставляться в порт Супса на Черноморском побережье Грузии, далее на танкерах до Одессы и затем по указанному нефтепроводу. Пока в проекте принимают участие Азербайджан, Грузия, Литва, Польша и Украина.

Беларусь тоже выразила свою заинтересованность в нем. Александр Лукашенко почему-то оценил инвестиции примерно в $1 млрд. евро. Впрочем, не это главное. ЕС пока профинансировал только разработку технико-экономического обоснования, а кто выделит остальные деньги на строительство, пока неизвестно. По словам белорусского президента, наша страна не просто присоединится к проекту, а готова «бороться за зону свободной торговли в Евросоюзе», поскольку сегодня при экспорте нефтепродуктов Беларуси «приходится преодолевать пошлины, барьеры». Как будет стыковаться участие в европейской зоне свободной торговли с единым таможенным пространством, в котором уже находится Беларусь, до присоединения всех участников названных процессов к ВТО, президент не пояснил.

Но загадки тут нет. Ведь этот путь уже прошла Украина, руководство которой до поры до времени тоже пользовалось дешевыми российскими газом и нефтью, одновременно стремясь в Европу и настаивая на строительстве зоны свободной торговли. К чему это привело, хорошо известно: сегодня Украина покупает российский газ и нефть по европейским ценам, парализовавшим работу химической индустрии. «Ни один завод не будет работать при цене газа $350 за 1 тыс. куб. м», - растолковал ситуацию Ющенко. Денег на оплату энергоносителей в бюджете нет, и платежи производятся по мере поступления авансов за транзит или международных кредитов. Кредиторская задолженность «Нафтогаза» - почти $8 млрд. Для закупки и закачки газа в ПХГ Украина сегодня просит у российского правительства  $5 млрд. кредита.

Чтобы Беларусь со временем не попала в аналогичную финансовую ситуацию, от ее руководства потребуются недюжинные дипломатические усилия. Без Беларуси проект ЕАНКТ так и не состоялся. Но и участие Минска в этом проекте без потерь вряд ли возможно, поскольку напрямую затрагивает российские интересы. До сих пор нефтепровод «Одесса-Броды» использовался для ежегодной прокачки 10 млн. т российской нефти в реверсном режиме. После вступления в силу указа Ющенко России придется решать, куда перенаправить освободившуюся массу нефти. Российский вице-премьер Игорь Сечин в ходе переговоров с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом заявил, что Россия готова к этому. Но Россия неизбежно понесет убытки, а в странах Восточной Европы, получавших нефть по указанному маршруту, может возникнуть дефицит нефти на НПЗ. Беларусь же при этом рискует испортить отношения с Россией.

Однако самое интересное состоит в том, как украинское правительство будет обеспечивать выполнение президентского указа. Ющенко призвал правительство «не политизировать», а «быть ответственным» при реализации президентской концепции энергобезопасности Украины. Для этого члены украинского кабинета министров должны прежде всего остановить поток российской нефти по трубопроводу «Одесса-Броды». Но что потом? Правительство не скрывает, что у него нет контрактов на поставку нефти от других поставщиков, так же, как нет и договоров с покупателями. Ни один крупный поставщик нефти, ни потенциальные инвесторы проекта, ни конечные потребители не откликнулись на предложение украинского Минтопэнерго, разосланные еще в 2008г.

Как сообщает РБК, в июле будут приняты меры по техобеспечению последовательной прокачки различных сортов нефти на маршруте Броды-Кралупы (Чехия) с использованием южной части системы «Дружба». В августе планируется подготовить возможность использования нефтепровода «Одесса-Броды» в прямом режиме для транспортировки нефти украинским и иностранным НПЗ, в т.ч. будет заключено операторское соглашение с «Сарматией». В этом же месяце Киев предложит России изменить маршрут перекачки российской нефти, которая сейчас ведется по трубопроводу «Одесса-Броды» в реверсном режиме. В частности, предлагается перенаправить эти потоки на маршруты Самара-Зелекоц-Великоцк-морской терминал «Южный» и Самара-Головашивка-Кременчуг-Южный.

В сентябре 2009г. правительству Украины поручено принять решение по использованию трубопровода «Одесса-Броды» в проектном направлении с учетом ТЭО ЕАНТК и результатов переговоров с заинтересованными партнерами. Но самое примечательное в том, что Украина не теряет надежды, кроме Беларуси, Словакии и Чехии, привлечь к проекту еще Россию и Казахстан. Однако Россия и Казахстан - главные поставщики нефти - не хотят в нем участвовать и тем самым ставят под сомнение экономическую эффективность всего проекта. Это и позволяет оценивать ЕАНКТ, согласно терминологии президента Ющенко, только как «политический проект».

 Фёдор ЖАХОВ

 

http://www.belgazeta.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

11.03.2024Предпроектная документация-УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ»
УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ» оказывает услуги по разработке отдельных разделов проектной документации на любых стадиях проектирования.

10.03.2024ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером продукции FARMERTEC и HOLZFFORMA на территории ЕАЭС.
ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером Farmertec Power Machinery Co., LTD.

09.03.2024ООО «БелЛугаАбразив» - крупнейший поставщик абразивной продукции российских и зарубежных производителей в Республику Беларусь.
ООО «БелЛугаАбразив» является одним из крупнейших поставщиков абразивных материалов, электроинструмента, алмазного инструмента.

09.03.2024Пройти комплексное обследование сердечно-сосудистой системы в Витебском областном клиническом кардиологическом центре
Витебский областной клинический кардиологический центр предлагает пройти кардиологическое обследование

08.03.2024Реальные решения для реальных проблем .Высокое качество продукта – фундамент репутации нашей компании.«Аэро СДМ»
Компания «Аэро СДМ» — динамично развивающееся производственно-торговое предприятие по выпуску продукции в аэрозольной и полимерной упаковке.


13 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация