Новости

Нефтеполитическим проектом - по России

14 мая украинский президент Виктор Ющенко подписал указ по реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) на базе эксплуатации нефтепровода «Одесса-Броды», запущенного в аверсном режиме. Выходит, не зря верил в проект Александр Лукашенко. «Этот проект будет реализован, Украина, Беларусь к этому готовы», - заявил на днях белорусский президент.

Но о наличии нефти в трубопроводе, якобы уже эксплуатируемом в аверсном режиме, пока не сообщается. Впрочем, не это главное. Куда важнее то, что найден и дан своевременный ответ на последние имперские заявления российского премьера Владимира Путина в интервью японским СМИ: «На протяжении длительного времени - 15 лет - Россия… субсидировала экономики (постсоветских) стран на десятки миллиардов долларов… Нужно переходить на рыночные отношения… Мы понимаем сложности, с которыми сталкиваются (эти) экономики.., но платить ни за кого мы больше не будем».

Впрочем, об этом Путин говорит уже с 2002г. И, надо признать, кое-что делает. Например, активно идет строительство газопровода «Северный поток», разрабатывается технико-экономическое обоснование «Южного потока» и второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Однако никаких ответных мер со стороны Украины и Беларуси, против интересов которых и направлены указанные российские проекты, пока не предпринималось. Ни денег, ни нефти для этого не было. И наконец Ющенко заполнил законодательный вакуум, подписав указ, реализация которого должна обеспечить поставки каспийской нефти в обход России.

И не только. Ющенко успел также раскритиковать проекты Путина: «Проекты газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», реализуемые Россией, Европе не нужны». Это «политические проекты». Они «ничего не добавляют Европе». «Нет проблемы транзита. Нужна совместная идеология по производству, транзиту и потреблению газа».

Украинский президент высказался также в поддержку Энергетической хартии, которая, кстати, обязывает транзитную страну, подписавшую и ратифицировавшую данный документ, при любых обстоятельствах обеспечивать транзит. Но Украина упустила представившуюся возможность на деле доказать свою приверженность принципам хартии.

Проект Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора предполагает продление трубопровода «Одесса-Броды» до Плоцка и далее до Гданьска через Адамову Заставу. Стоимость проекта - в пределах $7 млрд., осуществляется он польско-украинским предприятием «Сарматия». По проекту азербайджанская нефть будет поставляться в порт Супса на Черноморском побережье Грузии, далее на танкерах до Одессы и затем по указанному нефтепроводу. Пока в проекте принимают участие Азербайджан, Грузия, Литва, Польша и Украина.

Беларусь тоже выразила свою заинтересованность в нем. Александр Лукашенко почему-то оценил инвестиции примерно в $1 млрд. евро. Впрочем, не это главное. ЕС пока профинансировал только разработку технико-экономического обоснования, а кто выделит остальные деньги на строительство, пока неизвестно. По словам белорусского президента, наша страна не просто присоединится к проекту, а готова «бороться за зону свободной торговли в Евросоюзе», поскольку сегодня при экспорте нефтепродуктов Беларуси «приходится преодолевать пошлины, барьеры». Как будет стыковаться участие в европейской зоне свободной торговли с единым таможенным пространством, в котором уже находится Беларусь, до присоединения всех участников названных процессов к ВТО, президент не пояснил.

Но загадки тут нет. Ведь этот путь уже прошла Украина, руководство которой до поры до времени тоже пользовалось дешевыми российскими газом и нефтью, одновременно стремясь в Европу и настаивая на строительстве зоны свободной торговли. К чему это привело, хорошо известно: сегодня Украина покупает российский газ и нефть по европейским ценам, парализовавшим работу химической индустрии. «Ни один завод не будет работать при цене газа $350 за 1 тыс. куб. м», - растолковал ситуацию Ющенко. Денег на оплату энергоносителей в бюджете нет, и платежи производятся по мере поступления авансов за транзит или международных кредитов. Кредиторская задолженность «Нафтогаза» - почти $8 млрд. Для закупки и закачки газа в ПХГ Украина сегодня просит у российского правительства  $5 млрд. кредита.

Чтобы Беларусь со временем не попала в аналогичную финансовую ситуацию, от ее руководства потребуются недюжинные дипломатические усилия. Без Беларуси проект ЕАНКТ так и не состоялся. Но и участие Минска в этом проекте без потерь вряд ли возможно, поскольку напрямую затрагивает российские интересы. До сих пор нефтепровод «Одесса-Броды» использовался для ежегодной прокачки 10 млн. т российской нефти в реверсном режиме. После вступления в силу указа Ющенко России придется решать, куда перенаправить освободившуюся массу нефти. Российский вице-премьер Игорь Сечин в ходе переговоров с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом заявил, что Россия готова к этому. Но Россия неизбежно понесет убытки, а в странах Восточной Европы, получавших нефть по указанному маршруту, может возникнуть дефицит нефти на НПЗ. Беларусь же при этом рискует испортить отношения с Россией.

Однако самое интересное состоит в том, как украинское правительство будет обеспечивать выполнение президентского указа. Ющенко призвал правительство «не политизировать», а «быть ответственным» при реализации президентской концепции энергобезопасности Украины. Для этого члены украинского кабинета министров должны прежде всего остановить поток российской нефти по трубопроводу «Одесса-Броды». Но что потом? Правительство не скрывает, что у него нет контрактов на поставку нефти от других поставщиков, так же, как нет и договоров с покупателями. Ни один крупный поставщик нефти, ни потенциальные инвесторы проекта, ни конечные потребители не откликнулись на предложение украинского Минтопэнерго, разосланные еще в 2008г.

Как сообщает РБК, в июле будут приняты меры по техобеспечению последовательной прокачки различных сортов нефти на маршруте Броды-Кралупы (Чехия) с использованием южной части системы «Дружба». В августе планируется подготовить возможность использования нефтепровода «Одесса-Броды» в прямом режиме для транспортировки нефти украинским и иностранным НПЗ, в т.ч. будет заключено операторское соглашение с «Сарматией». В этом же месяце Киев предложит России изменить маршрут перекачки российской нефти, которая сейчас ведется по трубопроводу «Одесса-Броды» в реверсном режиме. В частности, предлагается перенаправить эти потоки на маршруты Самара-Зелекоц-Великоцк-морской терминал «Южный» и Самара-Головашивка-Кременчуг-Южный.

В сентябре 2009г. правительству Украины поручено принять решение по использованию трубопровода «Одесса-Броды» в проектном направлении с учетом ТЭО ЕАНТК и результатов переговоров с заинтересованными партнерами. Но самое примечательное в том, что Украина не теряет надежды, кроме Беларуси, Словакии и Чехии, привлечь к проекту еще Россию и Казахстан. Однако Россия и Казахстан - главные поставщики нефти - не хотят в нем участвовать и тем самым ставят под сомнение экономическую эффективность всего проекта. Это и позволяет оценивать ЕАНКТ, согласно терминологии президента Ющенко, только как «политический проект».

 Фёдор ЖАХОВ

 

http://www.belgazeta.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

13.04.2024Милошевичский лесхоз ГЛХУ осуществляет реализацию пиломатериалов
Милошевичский лесхоз ГЛХУ осуществляет реализацию пиломатериалов

13.04.2024Преимущества резинового покрытия плитки Rubtex
Производство покрытий из резиновой крошки

12.04.2024Предлагаем качественные алюминиевые лестничные конструкции
ООО «АЛЮМЕТ» — лидер по производству алюминиевых конструкций для бытовых нужд и строительства на рынке СНГ

12.04.2024Санаторий «Надзея» - это белорусское лечебное учреждение , которое поможет Вам в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
Санаторий «Надзея» - это белорусское лечебное учреждение , которое поможет Вам в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.

12.04.2024Сигнализатор угарного газа автономный ИП435-25-1Д от производителя Запспецтехсервис ЗАО
НОВИНКА!Сигнализатор угарного газа автономный ИП435-25-1Д


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация