Новости

О чём молчит миссия МВФ в Беларуси

Изголодавшееся по очередной порции кредитов белорусское правительство готово многое пообещать, чтобы только дали. МВФ настроен благожелательно. После двух недель пребывания в Минске глава миссии Фонда Крис Джарвис продолжит консультации в Вашингтоне. Вероятность предоставления Беларуси второго транша кредита в $400 млн. высока. Белорусские министры постарались зарядить представителей МВФ оптимизмом и заверить их в своей рыночной ориентации. Хотя без нового бюджета и серьезной ревизии Основных направлений денежно-кредитной политики (ОНДКП) говорить о серьезных изменениях экономической политики нельзя.

 

Под чем подписались

 

У МВФ есть основания поддержать Нацбанк в текущей денежно-кредитной политике. Если сделать смелое предположение, что в январе-апреле ВВП все-таки вырос на 1,2%, а не упал на 6-8%, то довольно консервативное увеличение рублевой денежной массы более или менее адекватно такому росту. За апрель 2009г. количество наличных денег в обращении (M0) выросло на 8,1%, но с начала года оно сократилось на 12,9%. Рублевая денежная масса (М2) за первые 4 месяца 2009г. сжалась на 17,7% (за апрель рост на 1,9%). При этом рост рублевого эквивалента валютных депозитов составил 45,5% (в апреле 2009г. прироста практически не было).

Наконец, широкая денежная масса (М3) за январь-апрель 2009г. увеличилась на 3,8%. Для сравнения: в 2008г. этот показатель вырос на 26,3%, агрегат М2 - на 22,5%. Так что пока Нацбанк ведет себя осторожно и сдержанно, ждет, что будет с экономикой во второй половине 2009г.

Самое важное решение для стабильности банковской системы и для экономики в целом в 2009г. Нацбанк пока не принял. Все говорят о необходимости пересмотра бюджета страны на этот год. В тень ушли разговоры о глубокой ревизии основного документа монетарной политики - Основных направлений денежно-кредитной политики на 2009г. (ОНДКП), утвержденных указом президента еще в августе 2008г. и рассчитанных на рост ВВП в 10-12%.

Нацбанк прогнозировал годовую инфляцию в 9-11%, колебания обменного курса +/-5% и ставку рефинансирования в 10-12%. Если даже взять за базовый курс Br/$ на 1 января 2009г. Br2200=$1, то курс по действующим на сегодняшний день ОНДКП должен колебаться в пределах Br2090-2310. Чтобы выполнить этот показатель, нужна серьезная ревальвация рубля. Она может быть только в случае резкого увеличения притока инвалюты и сокращения количества рублей. Ни того, ни другого в 2009г. не предвидится.

Международные резервные активы в 2009г. должны увеличиться до $5,87-7,75 млрд., а процентные ставки по новым кредитам составить 13-15% годовых, по новым срочным депозитам в банках - 10-12% годовых. Исходя из прогноза роста ВВП на 11-12%, на 2009г. Нацбанк оценивал прирост широкой денежной массы на уровне 32-39%, рублевой денежной массы (М2) - 32-40%.

Для выполнения всех этих показателей Нацбанк планировал увеличить рублевую денежную массу (М2) на 32-40%, широкую денежную массу (ШДМ, М3) - на 32-39%. Был также расчет на рост депозитов населения на Br4,2-5,2 трлн. и активов банков на 35-42%. На 1 мая 2009г. общие депозиты населения по сравнению с началом года выросли на Br2,3 трлн. Причем в апреле их рост практически прекратился. Нацбанк взял курс на снижение процентных ставок по валютным депозитам, что едва ли позволит сохранить темпы прироста вкладов во второй половине 2009г.

 

Одно из двух

 

После четырех месяцев только неисправимые оптимисты могут утверждать, что данные параметры реалистичны. Вся загвоздка в том, что ни один министр, ни один орган госуправления не берет на себя смелость ответить на ключевой вопрос: как изменится ВВП Беларуси в 2009г.?. Нацбанк и Совмин в один голос твердят: ВВП вырастет на 10-12%. И тут появляется инвариантность поведения Нацбанка.

Вариант N1. Нацбанк строго следует букве текущего варианта ОНДКП. После сокращения в первые 4 месяца объема разного вида денег в обращении (от М0 до М2)  следует стремительный рост данных показателей в оставшиеся месяцы. Приостановившийся на время денежный печатный станок должен быть запущен в работу на высокие обороты. На 1 января 2009г. ШДМ (М3) составила Br30,96 трлн.; на 1 мая 2009г. - Br32,13 трлн. Плановый показатель на конец года - Br40,87-43 трлн. Чтобы его выполнить, в оставшиеся 8 месяцев Нацбанк должен ежемесячно «добывать» для экономики Br1,1-1,36 трлн. показателя М3, т.е. в каждый из последующих месяцев иметь в обороте больше денег, чем получено за январь-апрель 2009г.

В отношении более активного показателя - рублевой денежной массы (М2) - ситуация еще более щекотливая. На 1 января 2009г. он составил Br20,54 трлн., на 1 мая 2009г. - Br16,9 трлн., т.е. сократился на Br3,64 трлн. при плане роста на Br6,57-8,22 трлн. Если Нацбанк будет выполнять до сих пор не отмененные ОНДКП, то с мая по декабрь 2009г. среднемесячные темпы прироста М2 должны составить Br1,28-1,48 трлн. при среднемесячном сокращении данного показателя в январе-апреле 2009г. на Br0,91 трлн. Если такое произойдет, то инфляция наверняка превысит 35% годовых. При легко прогнозируемом снижении валютной выручки на $12-14 млрд. девальвация до уровня Br4 тыс. за $1 покажется цветочками.

Вариант N2. Нацбанк легализует свои действия в первые 4 месяца года в обновленных ОНДКП. При ожидаемом падении темпов роста ВВП на 9-12% Нацбанк ужесточает денежно-кредитную политику. Может повториться ситуация середины 90-х, когда курс рубля замер на отметке Br11,5 тыс. за $1, а реальный сектор взвыл от тяжести налоговой и регуляторной нагрузки. В этом случае инфляцию можно будет удержать на уровне 15-18% годовых, не допустить девальвации более Br3,5-3,7 тыс. за $1 и сохранить вклады населения в банках на уровне середины 2009г.

Нацбанк ждет политического решения по очевидно макроэкономическому вопросу, по динамике изменения ВВП в 2009г. Пока он действовал из расчета, что в т.г. ВВП сократится на 6-9%, за что и заслужил похвалу МВФ, а также увеличил вероятность получения очередного транша кредита Фонда. Тревогу вызывает упорное нежелание Нацбанка и Совмина признавать это внутри страны. Если ты делаешь нужное, полезное, хоть и болезненное, дело, имей смелость и профессионализм объясниться перед гражданами и национальным бизнесом. Почему экспертам МВФ можно сказать всю правду, а своих граждан нужно держать в неведении, обещая золотые горы в виде 10-12% роста ВВП.

Тот же МВФ в апрельском прогнозе оценивает падение ВВП мировой экономики в 2009г. на 1,3%, стран зоны евро - на 4,2%, Германии - на 5,6%, России - на 6%, Беларуси - на 4,3%. После того как ЕБРР узнал о падении ВВП России в I квартале на 9,5%, годовой прогноз ее развития данной организацией снизился до 7,5%.

Минэкономики продолжает утверждать, что выздоровление отечественной экономики начнется во II полугодии. Ему вторит Нацбанк, не имеющий полномочий обнародовать или даже публично комментировать официальный прогноз темпов роста ВВП. Кто будет покупать складские запасы более чем на Br7 трлн. (на 1 мая 2009г.), Совмин не уточняет. В ситуации, когда Россия, наш основной торговый партнер, донор и инвестор, пребывает в глубокой рецессии, когда по прогнозу МВФ, Украина в 2009г. сократит ВВП на 8%, когда покупатели белорусских товаров в ЕС тоже думают только о смягчении падения, Совмину и Нацбанку надеяться на рост и убеждать в этом население не очень-то и прилично.

Да, МВФ может дать Беларуси очередные $400 млн. кредита. Поведение Нацбанка и Минфина, который тоже пока не разрушил относительный баланс бюджета в январе-апреле 2009г., этому способствует. Однако рано или поздно либо Нацбанк и Совмин признают реальность глубокого падения ВВП и внесут серьезные коррективы в ОНДКП и бюджет, либо не выдержат напряжения первичной фазы адаптации к кризису и начнут еще больше разогревать национальную экономику по пути в депрессию. Именно туда ведет буквальное выполнение основных прогнозных показателей и макроэкономических документов на 2009г. Внешние же кредиты только оттягивают принятие важнейших для экономики и для населения решений. МВФ, конечно, не может писать для страны обновленные ОНДКП и закон о бюджете, но усомниться в искренности намерений Совмина и Нацбанка у него есть все основания.

 

Динамика реального ВВП. Взгляд МВФ, %

Страна

1991-2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009п*

2010п

2014п

Мир

3,1

2,2

2,8

3,6

4,9

4,5

5,1

5,2

3,2

-1,3

1,9

4,8

США

3,3

0,8

1,6

2,5

3,6

2,9

2,8

2,0

1,1

-2,8

0,0

2,4

ЕС

2,2

2,1

1,4

1,5

2,6

2,2

3,4

3,1

1,1

-4,0

-0,3

2,6

Зона евро

-

1,9

0,9

0,8

2,2

1,7

2,9

2,7

0,9

-4,2

-0,4

2,3

Германия

2,1

1,2

0,0

-0,2

1,2

0,8

3,0

2,5

1,3

-5,6

-1,0

2,2

Япония

1,3

0,2

0,3

1,4

2,7

1,9

2,0

2,4

-0,6

-6,2

0,5

2,5

Развивающиеся экономики

3,6

3,8

4,8

6,3

7,5

7,1

8,0

8,3

6,1

1,6

4,0

6,8

Китай

10,4

8,3

9,1

10,0

10,1

10,4

11,6

13,0

9,0

6,5

7,5

10,0



Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом