Европейские страны с формирующейся рыночной экономикой, страдающие одновременно от усыхания притока капитала и сжатия экспорта, переживают глубокий кризис. Иллюзия изолированности от глобального кризиса развеялась, и стало ясно, что восстановление экономики будет зависеть не только от правильности политики, проводимой в одной стране, но и от ситуации в остальной Европе.
Больше пострадали страны, где выше темпы инфляции и уровень дефицита по счету текущих операций, а также страны, финансировавшие свой кредитный бум за счет иностранных займов. Это убедительно свидетельствует о том, что трезвая макроэкономическая и финансовая политика вновь востребована. Правительства должны осторожно подходить к бюджетному стимулированию экономики: чтобы восстановить доверие к их политике в целом, многим придется сдерживать рост дефицита бюджета. Это будет способствовать предотвращению избыточных колебаний валютного курса, что особенно важно в регионе, где велики объемы заимствований в евро, швейцарских франках и других инвалютах. Решающее значение имеет повышение доверия к политике, например, посредством укрепления институтов, обеспечивающих устойчивость бюджета.
Важнейшим пунктом повестки дня остаются структурные реформы. Так, например, гибкость рынков труда и благоприятная деловая среда могли бы способствовать необходимому перемещению ресурсов в сектор торгуемых товаров и услуг и поддержать рост производительности в период адаптации к снижению притока капитала. Особенно важна такая политика для стран с фиксированным обменным курсом. Поскольку в сложившихся условиях эти страны не имеют возможности осуществить плавный беспроблемный переход от фиксированного обменного курса, у них практически не остается других возможностей, кроме ужесточения бюджетной политики и ускорения структурных реформ.
Вместе с тем в ходе кризиса стало очевидно: процесс координации макроэкономической и финансовой политики в Европе не успевает за экономической интеграцией. Макропруденциальное регулирование банковского сектора - одна из сфер, где требуются срочные меры по координации политики. Очевидно, что в странах с формирующейся рыночной экономикой банки принимали на себя огромные риски, когда поддерживали беспрецедентный бум кредитования и спроса, не создавая при этом достаточных «подушек безопасности» на случай спада. У многих из этих банков есть материнские банки в развитых странах Европы, поэтому часто органы банковского надзора страны местонахождения дочернего банка не имели инструментов воздействия для обеспечения более осторожной политики со стороны этих банков. Теперь, когда у этих банков возникла потребность в рекапитализации, особое значение приобретает совершенствование координации надзорной политики страны нахождения материнского и страны нахождения дочернего банков. Здоровый баланс банка - необходимое предварительное условие обеспечения достаточного и устойчивого потока кредитов населению и предприятиям, который, в свою очередь, необходим для поддержания спроса и роста в большинстве стран с развивающейся рыночной экономикой.
В том числе и по этой причине МВФ в сотрудничестве с Еврокомиссией поддерживает усилия по разрешению этих проблем. Денежно-кредитная и курсовая политика - еще одна сфера, в которой требуется координация. Так, например, Европейский Центробанк довольно избирательно относится к поддержке валют стран, не входящих в зону евро, а также проявляет избирательный подход при обсуждении путей перехода к евро для стран, проводящих эффективную политику и демонстрирующих хорошие фундаментальные показатели. Учитывая сильную взаимозависимость между странами Европы с формирующейся рыночной экономикой и зоной евро, укрепление координации по всем вышеперечисленным направлениям позволит избежать нежелательной волатильности (неустойчивости) на валютных и финансовых рынках.
Процесс конвергенции в Европе можно считать самым большим успехом со времени падения «железного занавеса», однако оборотной стороной этого успеха стала неизбежность участия в общих рецессиях. Вот почему кризис это не только убедительное напоминание правительствам новых рыночных стран о необходимости возврата к осторожной экономической политике, но и настойчивый призыв к выработке странами Европы скоординированной политики по основным направлениям, включая создание столь необходимой системы финансовой стабильности, охватывающей как развитые, так и развивающиеся экономики, а также совместные усилия по предотвращению разрушительных колебаний обменных курсов.
Если и можно извлечь из нынешнего кризиса какой-то урок на будущее, то этот урок сводится к следующему: в тесно интегрированном регионе отдельные страны при выработке национальной политики должны непременно учитывать региональный аспект. Другими словами, чтобы вычислить курс, который позволит нашей общей лодке преодолеть бурные воды и приплыть в тихую гавань, нам нужно больше Европы, а не меньше.
Марек БЕЛКА, директор Европейского департамента МВФ
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
21.03.2024Домановский производственно-торговый комбинат это богатый производственный опыт, умноженный на современные технологии и квалифицированные кадры
ОАО Домановский производственно-торговый комбинат производит силикат натрия растворимый и продукцию на его основе
21.03.2024Выращивание пряностей. Лекарственные травы оптом. Фасовка чая.
Фиточай и БАДы купить оптом в ООО «Калина»
20.03.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП
20.03.2024Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
19.03.2024Чай зеленый байховый TAKAMORI от производителя Калина ООО
Новая коллекция:Чай зеленый байховый TAKAMORI