Новости

В Софии в конце апреля состоялся саммит «Природный газ для Европы. Безопасность и партнерство», в котором участвовали представители 28 государств и международных организаций

В Софии в конце апреля состоялся саммит «Природный газ для Европы. Безопасность и партнерство», в котором участвовали представители 28 государств и международных организаций. Темами обсуждений стали актуальные газовые проекты и гарантии европейской энергобезопасности. Решения, принятые в Софии, а 8 мая — в Праге, существенно меняют обстановку на энергетическом рынке Европы и Центральной Азии. Если сторонам удастся урегулировать разногласия, то условия поставок и транзита газа радикально сместят баланс сил и интересов игроков. Эти события затронут и Беларусь как транзитера и потребителя энергоресурсов.

Отделение мух от котлет

Накануне саммита Европарламент одобрил «Третий энергетический пакет» — план либерализации энергорынка Европы. Он предполагает, что компании — продавцы газа и электричества не должны владеть транспортными сетями, чтобы избежать монополизма и спекулятивного взвинчивания цен. Реализация этого плана может проходить тремя путями. Первая схема: энергокомпании должны продать свои транспортные сети независимому оператору без права иметь в нем контрольный пакет акций. Вторая схема позволяет добывающим компаниям оставаться владельцами транспортных сетей при условии, что управлять ими будет независимый оператор, действующий в рамках одной страны. Третий вариант ограничивает деятельность корпораций правилами независимого управления бизнесом и контролем со стороны специально созданного наблюдательного органа.

После одобрения Советом министров Евросоюза под действие новых правил подпадут и энергокомпании из третьих стран, работающие в ЕС. При этом власти стран — членов ЕС смогут отказать компании в праве вхождения на внутренний рынок, если ее деятельность не соответствует принципу разделения добычи и транспортировки энергоресурса или если ее появление на рынке угрожает энергобезопасности членов ЕС.

Кроме того, «Третий пакет» дает право потребителям по своему усмотрению заменять поставщика в течение трех недель. Таким образом, ЕС стремится ввести на своей территории конкурентный газовый рынок со свободными ценами и с поставками в соответствии со спросом, а не с долгосрочными «газпромовскими» договорами.

Эти меры, по сути, перечеркивают планы Газпрома взять под свой контроль европейские газотранспортные системы и способны существенно ослабить позиции российского монополиста в Европе.

Пример Газпрома заразителен

Инициативы ЕС стали неприятным сюрпризом для руководства России и Газпрома. Ведь основу энергетической стратегии РФ составляет усиление позиций производителей энергоресурсов как в поставках, так и в транзите. Соответствующие предложения руководство РФ озвучивало не раз. А накануне софийского саммита (в котором россияне участвовать отказались) на сайте президента России появился документ «Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы)», в котором, в частности, декларируется безусловный государственный суверенитет над национальными энергоресурсами; недискриминационное поощрение и защита инвестиций, включая их осуществление во все звенья энергетической цепочки; поощрение взаимного обмена активами энергетического бизнеса; обеспечение возможности беспрепятственной доставки энергоресурсов на международные рынки, в т.ч. через транзитные системы. То есть отказываться от стремления дойти до газовой плиты европейского потребителя Газпром не собирается.

Между тем энергетические новшества ЕС представляют серьезную угрозу российской газовой монополии. До сих пор Газпром выкупал азербайджанский, казахстанский и туркменский газ и перепродавал его в ЕС. Но теперь эти страны хотят самостоятельно получать прибыль от экспорта газа, а не сбывать его по заниженным ценам посреднику.

Резкое снижение в апреле “Газпромом” экспорта туркменского газа усугубило ситуацию. Неудивительно, что Баку, Астана и Ашгабад активнее требуют от «Газпрома», чтобы тот выступил в качестве не только покупателя, но и транзитера. Тогда европейские потребители смогут напрямую договариваться с азиатскими поставщиками о поставках «голубого топлива». Однако в российском законодательства нет даже понятия энерготранзита, что позволило Москве уклониться от подписания транспортного протокола к Энергетической хартии 1991 г. Иначе России давно уж пришлось бы согласиться с тем, что договоры купли-продажи заключаются только между поставщиком и покупателем, а транзитные страны не должны препятствовать свободному проходу газа через свою территорию, получая за это недискриминационную плату за транзит. Пока же РФ требует этого от своих западных соседей, в т.ч. Беларуси и Украины, не соглашаясь на роль транзитера сама.

Однако российский пример оказался заразительным. Сегодня Турция тоже не соглашается на роль транзитера, а хочет, по примеру России, выкупать и перепродавать газ. Такая позиция стала предметом споров на переговорах по трубопроводу Nabucco, который должен доставлять до 31 млрд. м3 в год каспийского газа в Европу в обход России.

Обещание катастрофы…

В итоговой декларации участники софийского саммита подтвердили верность Энергетической хартии, отвергнув российские предложения. Более того, эмир Катара Хамад бен Халиф аль-Тани объявил о готовности своей страны поставлять в Европу сжиженный природный газ (СПГ), пообещав тем самым открыть «новую эру в мировой энергетике». Польша уже подписала 20-летний контракт с Катаром на поставку СПГ, а Хорватия объявила о строительстве терминала по его приему именно в том месте, куда прежде планировалось привести российский «Южный поток». Если реализация проекта Nabucco еще недавно была под угрозой срыва из-за отсутствия необходимой ресурсной базы, то теперь ее могут обеспечить не только Азербайджан и Туркменистан, а, возможно — Иран и Ирак. И если «Газпром» настаивает на приоритетности «Южного потока» для европейских потребителей, то ЕС намерен поддерживать все конкурирующие инфраструктурные проекты. Причем в итоговом заявлении софийского саммита подчеркивается, что страны-транзитеры должны обеспечить бесперебойную транспортировку газа по своей территории. При этом в документе сделан акцент на транспарентность транзита и отказ от непрозрачных посредников.

Приехавший после сразу после софийского саммита в Москву болгарский премьер Сергей Станишев заявил, что «Южный поток» также рассматривается его страной в качестве важного и возможного проекта доставки газа наряду с Nabucco. Кроме того, Болгария хочет иметь прямые контрактные отношения с “Газпромом”, а не с созданной им компанией-посредником, и твердо намерена сохранить внутреннюю энергопоставляющую инфраструктуру в собственности своей страны.

Если у нас россиянам удалось приобрести значительный пакет акций «Белтрансгаза», то украинское направление осилить так и не удалось. Неудивительно, что Москва остро отреагировала на подписанную в Брюсселе декларацию о создании консорциума для модернизации газотранспортных сетей (ГТС) Украины. Президент Российского газового общества Валерий Язев назвал ее частью системной работы по выталкиванию «Газпрома» из Европы. А вице-премьер Игорь Сечин посулил европейцам катастрофу в энергетике, если ЕС совместно с Россией не профинансирует закачку 19,5 млрд. м3 газа в украинские хранилища для обеспечения его транзита в Европу в отопительный сезон. Впрочем, политики ЕС и Украины уверяют, что для россиян дверь к сотрудничеству всегда открыта. Правда, понимание роли в этом партнерстве стороны понимают по-разному.

… и разрушение монополии

В Праге 8 мая на энергетическом саммите “Южный коридор — новый шелковый путь» страны ЕС, Азербайджан, Грузия, Египет и Турция, подписали декларацию, предусматривающую единую стратегию, индивидуальные обязательства стран-участниц и график строительства газопроводов в обход России. Это уже знакомый Nabucco, и газопровод ITGI мощностью 11 млрд. м3 в год, соединяющий Турцию с Грецией и Италией. Оба проекта имеют в ЕС степень приоритетных, т.е. могут быть на 30% профинансированы из бюджета Евросоюза.

Участники пражского саммита обсудили вопросы как политической поддержки, так и технической и финансовой помощи проектам коридора, с целью обеспечить “диверсификацию источников и маршрутов транспортировки энергоносителей”. Кроме того, предусматривается ряд стратегических инфраструктурных проектов, которые позволят странам Центральной Азии транспортировать и продавать свой газ напрямую в ЕС по трубам или с помощью танкеров. Однако Казахстан, Туркменистан и Узбекистан по данным агентства France Presse итоговую декларацию не подписали.

Если этот план все же удастся реализовать, то Россия лишится монополии на экспорт энергоносителей в Европу. И оставшаяся в стороне от этих событий Беларусь, оказывается едва ли не единственной страной, где экспансия «Газпрома» увенчалась успехом. В следующем году, завершив выкуп половины акций «Белтрансгаза», «Газпром» станет равноправным совладельцем белорусских газотранспортных сетей. Заморожена на неопределенное время и прокладка через белорусскую территорию второй нитки российского трубопровода Ямал-Европа. Хоть этот газовый путь гораздо короче и дешевле, чем по дну Балтийского и Черного морей, но цена у российских энергоресурсов еще и политическая. Впрочем, поскольку южное направление выходит из под контроля Москвы, западное приобретает новое качество. Изменившиеся обстоятельства могут привести к ревизии прежних газовых соглашений А там и о пересмотре транзитного статуса подумать можно.

 

Николай ТОЛСТИК

 

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация