Новости

Участие в Восточном партнерстве выгодно для Беларуси с экономической точки зрения. Такова официальная позиция руководства нашей страны по поводу стартовавшей 7 мая программы Евросоюза, в которую также включены Украина, Азербайджан, Армения, Грузия и Молдо

Участие в Восточном партнерстве выгодно для Беларуси с экономической точки зрения. Такова официальная позиция руководства нашей страны по поводу стартовавшей 7 мая программы Евросоюза, в которую также включены Украина, Азербайджан, Армения, Грузия и Молдова.

 «В целом получилось то, на что мы рассчитывали», — прокомментировал Президент Александр Лукашенко итоги состоявшегося в Праге саммита, где было объявлено о начале реализации Восточного партнерства. По его словам, самая главная задача, которую наша страна надеется решить с помощью этой инициативы, состоит в устранении барьеров в торговле с Евросоюзом: «Ведь сегодня мы половину продукции продаем в ЕС, а по отдельным видам товаров из-за пошлин цена на них взвинчивается чуть ли не вдвое».

В свою очередь первый вице-премьер В.Семашко, возглавлявший в Праге белорусскую делегацию, указал на огромный потенциал для национальной экономики, который таит в себе европейский вектор международного сотрудничества. «Наш товар по совокупности цены, качества, надежности и сервиса абсолютно конкурентоспособный и может быть востребован в Европе», — отметил он. Поэтому, по его словам, усилия Беларуси в рамках Восточного партнерства будут направлены на совершенствование экономических отношений с ЕС вплоть до «создания зоны свободной торговли».

Эти отношения, на первый взгляд, складываются благополучно. В прошлом году, например, товарооборот между нами составил 23 млрд. USD. По сравнению с 2000 г. он увеличился в 12 раз, а белорусский экспорт — в 20 раз (до 14,4 млрд. USD по итогам 2008 г.) при положительном сальдо почти в 6 млрд.USD. Но вот структура нашего экспорта требует изменений. В Евросоюз мы поставляем главным образом сырьевую продукцию — калийные удобрения, нефть, нефтепродукты, лесоматериалы… В 2008 г. их доля достигла 80% всего экспорта, тогда как товаров с высокой добавленной стоимостью — лишь около 3%, а сельскохозяйственной продукции и того меньше — 0,6%.

Что же касается экспорта ЕС в нашу страну, то товары аграрного комплекса составляют порядка 10%. Доля же инвестиционного оборудования и машиностроительной продукции вообще доходит до 50%.

Беларусь осознала, что при нынешнем уровне взаимоотношений сторон добиться качественного прогресса в торговле ей не удастся. Ведь в 2007 г. она была исключена из Генеральной системы торговых преференций ЕС, которыми пользуется подавляющее большинство других стран мира. Из-за этого, по оценкам экспертов, ежегодные потери отечественных товаропроизводителей составляют несколько сотен млн. USD. С 1993 г. Евросоюз квотирует импорт из нашей страны текстильных изделий и одежды. Дискриминационный характер этой меры особенно очевиден на фоне взаимоотношений в ВТО, правилами которой с 2005 г. запрещено устанавливать количественные ограничения на текстиль. Фактически Беларусь осталась единственной страной мира, к которой применяются подобные ограничения. Поэтому бессмысленно надеяться на приход в ее текстильную отрасль иностранных инвесторов, пока в ЕС действуют квоты на этот товар.

Согласно принятой в Праге Декларации о сотрудничестве ЕС и «шестерки» оно предполагается как на многосторонней, так и двусторонней основе. В частности, как сообщил В.Семашко, Беларусь уже подписала Хартию об энергетическом партнерстве. Документ направлен на повышение национальной энергетической безопасности и более активное вовлечение нашей страны в общеевропейские энергетические проекты. С их помощью, по мнению экспертов, появляется надежда на ослабление жесткой зависимости от российских энергоресурсов.

Например, Украина намерена предложить Восточному партнерству проект Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора на базе нефтепровода Одесса — Броды, который бы обеспечил поставку в Европу каспийской нефти. В нем также изъявили желание участвовать Азербайджан, Грузия, Польша и Литва. Как отмечают эксперты, к ним следовало бы присоединиться и Беларуси, чтобы иметь альтернативный канал импорта сырья для своих нефтеперерабатывающих заводов.

Восточное партнерство дает Беларуси шанс серьезно повысить статус транзитного государства за счет средств ЕС. Это понимает и руководство нашей страны. «К примеру, так называемый коридор № 9 «из варяг в греки». Он предполагает 1 млрд. евроинвестиций. Этот проект обязательно будет реализован — к этому готовы и мы, и Украина, и страны Балтии», — заявил А.Лукашенко.

Кстати, члены «шестерки», похоже, довольны предложенной Евросоюзом основной формой экономического сотрудничества — в виде конкретных проектов. В Брюссель уже начал поступать поток практических инициатив из Киева, Еревана, Баку… Да, собственно, как следует из пояснений главы МИД Сергея Мартынова, устраивает это и нас: «Беларусь привлекает не тема прямого финансирования в рамках Восточного партнерства. Главное для нас — проектная деятельность. Работа, связанная с инфраструктурой, логистикой, энергетикой и другими важными проектами».

По словам В.Семашко, Беларусь должна активно предлагать и реализовывать проекты. «Мы должны проявлять инициативу, ехать искать, какая страна, какая фирма может нам помочь. А ЕС не просто не будет препятствовать этому, но и будет помогать путем выдачи субсидиарных кредитов», — таким видится наш путь в Европу первому вице-премьеру.

На первых порах для налаживания более прочных энергетических и экономических отношений и проведения экономических реформ Евросоюз намерен выделить шести бывшим советским республикам 600 млн. EUR.

В целом же финансирование Восточного партнерства, как следует из итоговых документов пражского саммита, будет включать гранты ЕС, средства отдельных государств и иных источников. В этой связи страны ЕС и «шестерки» в совместном обращении «призывают других доноров, международные финансовые институты и частный сектор обеспечить дополнительное финансирование в поддержку реформ, ключевых инициатив и проектов».

 

Михал СТЕЛЬМАК

 

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)

 

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация