Новости

Показательные порки, регулярно учиняемые правительством страховщикам, похоже, перестают кого-либо впечатлять. Скандальная история с Белорусской национальной перестраховочной компанией (БНПО) Belarus Re стала поводом для разбирательства со всей ситуацией в

Показательные порки, регулярно учиняемые правительством страховщикам, похоже, перестают кого-либо впечатлять. Скандальная история с Белорусской национальной перестраховочной компанией (БНПО) Belarus Re стала поводом для разбирательства со всей ситуацией в страховой отрасли на президиуме Совмина.

Видимо, столь глобальный подход предполагал тему увольнения руководителя БНПО (на чем категорично настаивал глава Комитета госконтроля) «растворить» в ходе заседания президиума. В худшем случае итогом могло бы стать «последнее китайское предупреждение» нерадивым руководителям страховых организаций. Однако глава КГК Зенон Ломать был готов и к такому развитию ситуации, в итоге досталось и Белгосстраху, и «Белэксимгаранту», и, разумеется, национальной перестраховочной организации. У «Белэксимгаранта» - компании, специально созданной для страхования экспортных рисков, доля собственно экспортных рисков составила 11% от портфеля, что закрывает лишь 15% объема белорусского экспорта. Белгосстрах был обвинен в нерациональном использовании собственных средств, в необоснованно высоких зарплатах руководителей и в строительстве туалета с душевыми и умывальниками за Br625 млн. и теннисного корта за Br395 млн.

«Вы работаете хуже всех на постсоветском пространстве, не говоря уже о развитых странах», - заявил премьер-министр Сергей Сидорский, обращаясь к руководству Минфина. Действительно, сбор страховых премий в Беларуси на душу населения ($44) в 5 раз ниже аналогичного показателя в России, не говоря уже о западно- и восточноевропейских соседях. Замечание резонное, если умолчать о том, что такой плачевный показатель - результат возврата к практике страхования советских времен, указанного президентом еще 7 лет назад.

«Мы в разы отстаем от других стран СНГ», - подчеркнул премьер. Поэтому «необходимо пересмотреть всю систему страхования, выработать подходы, которые позволят в разы увеличить этот рынок в стране». Робкие попытки пересмотра национальной страховой парадигмы правительство уже предпринимало, но были пресечены на корню. Страхование у нас регулируется декретами и указами президента, поэтому от предложений страховщиков, направляемых правительством в президентскую администрацию, в результате мало что остается. Последний пример - абсолютно стерильный указ N205 «об ортезах», изначально разрекламированный как «указ о либерализации  страхового сектора».

Интересно, хватит ли теперь у правительства смелости жестко поставить вопрос о пересмотре подходов к системе страхования. С одной стороны, его могут поддержать и Нацбанк, и КГК. Наверное, не будет возражать и Минфин, для руководителей которого страхование - постоянная головная боль. Формально регулируя всю страховую отрасль, Минфин одновременно отвечает за выполнение плановых показателей непосредственно подведомственными ему структурами - Белгосстрахом, «Белэксимгарантом», БНПО и «Стравитой», что и предполагает специфику регулирования: и  «своих» не обидеть, и общие показатели обеспечить.

Кстати, к плановым показателям относится и доля страхования в ВВП, которая, согласно плану, сегодня должна быть на уровне 1,09%, а реально составляет лишь 0,73%.

Что мешает увеличить эту долю? Может быть, слабая капитализация, которая является естественным ограничителем возможностей страховой организации по сбору страховых взносов? Однако, как сообщил замминистра финансов Владимир Амарин, собственный капитал страховых организаций за последний год возрос в 4,4 раза - до Br1,356,5 трлн., в т.ч. уставный фонд - до Br1,216,1 трлн. (увеличение в 7 раз). При этом в 2008г. 40% от всех средств по добровольному страхованию собрали частники, собственный капитал которых на то время составлял лишь четверть от собственного капитала их коллег, полностью или частично принадлежащих государству. На сегодня собственный капитал частных компаний составляет всего лишь 6% от «государственников», однако доля добровольного страхования, удерживаемая частниками, практически не изменилась.

Можно, конечно, планы госкомпаниям по сбору взносов уравновесить спущенными заданиями для госпредприятий по уплате этих взносов, только такое страхование уже нельзя называть добровольным. Так, может быть, все-таки дело в отсутствии реальной конкурентной среды, без наличия которой страхование никогда не получит нормального развития? Сегодня на одних участках клиентской базы конкурируют между собой госкомпании, на других - частные, а в результате - страховой демпинг, дисбаланс страховых портфелей и регулярно вскрываемые злоупотребления. Но, признав этот факт, придется изменить немало ключевых моментов в страховом законодательстве.

Настораживает то, что правительство склонно ограничить все проблемы отечественного страхования кадровыми вопросами. «Может, руководителей отдельных страховых организаций нужно освободить от занимаемых должностей, а на их место поставить новых?» - вопрошал премьер на заседании президиума Совмина. Кадры, скорее всего, останутся на месте. Правительство «своих» не сдает.

 

Игорь ВЕРШИНИН

 

http://www.belgazeta.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация