Беларусь может существенно повысить конкурентоспособность своей продукции на внешних рынках за счет сокращения энергозатрат. Такой вывод озвучили эксперты Международной финансовой корпорации в ходе презентации исследования, посвященного энергосбережению на белорусских предприятиях.
Отечественная экономика является одной из наиболее энергозатратных в регионе. Так, на создание 1 доллара ВВП сегодня расходуется 4,4 кВт.ч энергии. Энергоэффективность экономики США выше в 1,8 раза, Польши — 1,9, Германии — 2,6 раза.
Поскольку с
В ходе реализации проекта «Энергоэффективность — новый ресурс для устойчивого развития. Исследование практики энергосбережения на белорусских предприятиях» эксперты МФК изучили, как субъекты хозяйствования оценивают, планируют, финансируют и реализуют меры по энергоэффективности. В исследовании было задействовано 125 крупных, средних и малых предприятий металлообрабатывающей, машиностроительной, пищевой, химической отраслей и промышленности стройматериалов. Эти пять секторов дают более 90% экспорта нашей страны.
Оказалось, что в целом директорат информирован о положении дел с энергопотреблением на возглавляемых предприятиях. Вместе с тем только 48% руководителей крупных и 22% средних производств имеют точные данные о затратах энергии.
Были выяснены и причины такой «консервативной» позиции. Прежде всего это следствие неэффективного взаимодействия высшего руководства и технических специалистов энергослужб. В итоге «привлекательные проекты» зачастую не претворяются в жизнь, что приводит к неиспользованному потенциалу энергосбережения и к более низкой конкурентоспособности продукции.
Как показал анализ, в целом промышленный директорат не имеет истинного представления о потенциале компаний в области энергоэффективности. По расчетам руководителей, экономия находится в пределах 10–13%, тогда как фактически, по мнению международных экспертов, можно добиться сокращения энергопотребления на 20–30%.
Белорусские предприятия не в полной мере используют проведение энергоаудитов — еще один вывод МФК. Такие аудиты, являющиеся важным инструментом для определения возможных мер по повышению энергоэффективности и оценки их результатов, проводились лишь в 49% компаний.
Лишь 28% малых, 56% средних и 71% крупных предприятий реализуют собственные планы по энергоэффективности. За последние несколько лет они «в определенной степени» модернизировали свое производственное оборудование. В то же время этот процесс следует ускорить, поскольку доля компаний, где оно эксплуатируется свыше 15 лет, составляет 41%. Особенно это актуально для химического и нефтехимического сектора.
Менее остро проблема ощущается в пищевой и металлообрабатывающей отраслях, где за последние три года реализовано значительно больше проектов по энергоэффективности, чем в других секторах. Например, «пищевики» направили на эти цели более 16 млн. USD. Поэтому здесь лишь 23% компаний эксплуатируют производственное оборудование старше 15 лет.
Как показал проект, многие отечественные предприятия ссылаются на нехватку средств в качестве основной причины отказа от реализации мер в данном направлении. Но при этом только одна треть из них обращалась за внешним финансированием. Интересно и то, что более 80% компаний, обратившихся за ним, получили деньги на вполне приемлемые сроки (24–30 месяцев).
Исследование выявило и еще одну неблагоприятную в белорусской экономике тенденцию: более трети опрошенных предприятий вообще не участвуют в проектах по энергоэффективности. Они объясняют это нежеланием проходить сложные и длительные процедуры получения различных правительственных разрешений, лицензий и т.д.
«Белорусская промышленность недооценивает значительный потенциал энергосбережения и те средства, которые можно сэкономить, если оптимизировать энергопотребление», — считают эксперты МФК.
Авторы исследования подготовили ряд рекомендаций по улучшению практики энергосбережения в реальном секторе нашей страны. Они указали, что руководителям предприятий следует прежде всего произвести «реальную оценку технически достижимой для предприятия экономии энергии и средств». Для этого необходимо выявить места возникновения энергозатрат посредством мониторинга энергопотребления в конкретных производственных подразделениях, а также отследить наиболее энергоемкое оборудование.
МФК рекомендует также провести финансовый анализ реализации потенциальных мер по энергоэффективности. Такой анализ, по мнению авторов исследования, принесет «двойную выгоду»: в качестве инструмента для принятия инвестиционных решений в рамках предприятия, а также для демонстрации обоснованности проекта для потенциальных кредиторов.
Михал СТЕЛЬМАК
Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
24.03.2024У нас всегда все свежее!
Хлебобулочная продукция. В наличии и на заказ. ООО «Ренисибер-Наш Хлебозавод»
21.03.2024Домановский производственно-торговый комбинат это богатый производственный опыт, умноженный на современные технологии и квалифицированные кадры
ОАО Домановский производственно-торговый комбинат производит силикат натрия растворимый и продукцию на его основе
21.03.2024Выращивание пряностей. Лекарственные травы оптом. Фасовка чая.
Фиточай и БАДы купить оптом в ООО «Калина»
20.03.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП
20.03.2024Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров