Новости

Слабое энергетическое звено нашла МФК в реальном секторе

Беларусь может существенно повысить конкурентоспособность своей продукции на внешних рынках за счет сокращения энергозатрат. Такой вывод озвучили эксперты Международной финансовой корпорации в ходе презентации исследования, посвященного энергосбережению на белорусских предприятиях.

Отечественная экономика является одной из наиболее энергозатратных в регионе. Так, на создание 1 доллара ВВП сегодня расходуется 4,4 кВт.ч энергии. Энергоэффективность экономики США выше в 1,8 раза, Польши — 1,9, Германии — 2,6 раза.

Поскольку с 2011 г. мы будем покупать российский газ по мировым ценам, то, считают в МФК, уже сейчас на энергосбережение следует обратить особое внимание.

В ходе реализации проекта «Энергоэффективность — новый ресурс для устойчивого развития. Исследование практики энергосбережения на белорусских предприятиях» эксперты МФК изучили, как субъекты хозяйствования оценивают, планируют, финансируют и реализуют меры по энергоэффективности. В исследовании было задействовано 125 крупных, средних и малых предприятий металлообрабатывающей, машиностроительной, пищевой, химической отраслей и промышленности стройматериалов. Эти пять секторов дают более 90% экспорта нашей страны.

Оказалось, что в целом директорат информирован о положении дел с энергопотреблением на возглавляемых предприятиях. Вместе с тем только 48% руководителей крупных и 22% средних производств имеют точные данные о затратах энергии.

Были выяснены и причины такой «консервативной» позиции. Прежде всего это следствие неэффективного взаимодействия высшего руководства и технических специалистов энергослужб. В итоге «привлекательные проекты» зачастую не претворяются в жизнь, что приводит к неиспользованному потенциалу энергосбережения и к более низкой конкурентоспособности продукции.

Как показал анализ, в целом промышленный директорат не имеет истинного представления о потенциале компаний в области энергоэффективности. По расчетам руководителей, экономия находится в пределах 10–13%, тогда как фактически, по мнению международных экспертов, можно добиться сокращения энергопотребления на 20–30%.

Белорусские предприятия не в полной мере используют проведение энергоаудитов — еще один вывод МФК. Такие аудиты, являющиеся важным инструментом для определения возможных мер по повышению энергоэффективности и оценки их результатов, проводились лишь в 49% компаний.

Лишь 28% малых, 56% средних и 71% крупных предприятий реализуют собственные планы по энергоэффективности. За последние несколько лет они «в определенной степени» модернизировали свое производственное оборудование. В то же время этот процесс следует ускорить, поскольку доля компаний, где оно эксплуатируется свыше 15 лет, составляет 41%. Особенно это актуально для химического и нефтехимического сектора.

Менее остро проблема ощущается в пищевой и металлообрабатывающей отраслях, где за последние три года реализовано значительно больше проектов по энергоэффективности, чем в других секторах. Например, «пищевики» направили на эти цели более 16 млн. USD. Поэтому здесь лишь 23% компаний эксплуатируют производственное оборудование старше 15 лет.

Как показал проект, многие отечественные предприятия ссылаются на нехватку средств в качестве основной причины отказа от реализации мер в данном направлении. Но при этом только одна треть из них обращалась за внешним финансированием. Интересно и то, что более 80% компаний, обратившихся за ним, получили деньги на вполне приемлемые сроки (24–30 месяцев).

Исследование выявило и еще одну неблагоприятную в белорусской экономике тенденцию: более трети опрошенных предприятий вообще не участвуют в проектах по энергоэффективности. Они объясняют это нежеланием проходить сложные и длительные процедуры получения различных правительственных разрешений, лицензий и т.д.

«Белорусская промышленность недооценивает значительный потенциал энергосбережения и те средства, которые можно сэкономить, если оптимизировать энергопотребление», — считают эксперты МФК.

Авторы исследования подготовили ряд рекомендаций по улучшению практики энергосбережения в реальном секторе нашей страны. Они указали, что руководителям предприятий следует прежде всего произвести «реальную оценку технически достижимой для предприятия экономии энергии и средств». Для этого необходимо выявить места возникновения энергозатрат посредством мониторинга энергопотребления в конкретных производственных подразделениях, а также отследить наиболее энергоемкое оборудование.

МФК рекомендует также провести финансовый анализ реализации потенциальных мер по энергоэффективности. Такой анализ, по мнению авторов исследования, принесет «двойную выгоду»: в качестве инструмента для принятия инвестиционных решений в рамках предприятия, а также для демонстрации обоснованности проекта для потенциальных кредиторов.

 

Михал СТЕЛЬМАК

 

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)

 

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

22.04.2024Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.

Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО   является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.

21.04.2024ТХК-регион - продажа запчастей к сельхозтехнике
ООО «ТХК-регион» - поставщик запасных частей для сельскохозяйственной техники, хорошо известный на рынке Республики Беларусь. Качество и надежность нашей продукции уже оценили многие отечественные сельскохозяйственные предприятия.

20.04.2024Противоалкогольное кодирование с психотерапевтическим сопровождением-Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ
Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ предлагает оказание наркологической помощи анонимно в стационаре

20.04.2024РУП «БЕЛТЭИ» имеет статус научно-исследовательского и проектного предприятия
РУП «БЕЛТЭИ» за годы своей деятельности стал ведущим разработчиком целого ряда прикладных научных направлений

20.04.2024Пинский мясокомбинат предлагает взаимовыгодные условия сотрудничества.
Пинский мясокомбинат – производитель с многолетней историей и традициями высококачественной мясной продукции.


9 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация