Новости

Намерение наладить на ЯМЗ выпуск лицензионных двигателей Renault грозит сделать МАЗ неконкурентоспособным на рынке России

Отсутствие в Беларуси серийного производства дизелей большой мощности негативно сказывается на перспективах развития предприятий отечественного авто-, сельхоз- и дорожно-строительного машиностроения.

Как следует из сообщения пресс-службы ОАО "Автодизель" (так теперь именуется Ярославский моторный завод - крупнейший на постсоветском пространстве производитель дизелей большой мощности), занимавший с февраля 2005 г. пост генерального директора предприятия Николай Александрычев освобожден от должности и назначен советником председателя правления ООО "Управляющая компания  "Группа ГАЗ".

Последняя, как известно, является правопреемником холдинга "РусПромАвто", объединившего весь автомобильный бизнес российского олигарха Олега Дерипаски. ОАО "Автодизель"  вошло в состав "РусПромАвто" в 2001 г.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что за прошедшие с тех пор 6 лет на Ярославском моторном заводе уже в третий раз сменился гендиректор. В декабре 2002 г. вместо занимавшего этот пост Владимира Савельева был назначен Алексей Петров, возглавлявший до этого Ярославский завод топливной аппаратуры (ЯЗТА).

Однако, не проработав и двух с половиной лет, он был заменен упомянутым выше Николаем Александрычевым, которому, впрочем, также не удалось преодолеть этот роковой временной рубеж. Решением совета директоров ОАО "Автодизель" с 28 июня 2007 г. вместо него на эту должность назначен Виктор Кадылкин - ранее управляющий директор ООО "Курганский автобусный завод".

 
Заграница нам поможет.
 

По мнению многих наблюдателей, директорская чехарда на "Автодизеле" напрямую связана с новой стратегией, которая начала реализовываться после включения предприятия в империю Олега Дерипаски. В соответствии с ней, дальнейшее развитие производства традиционных для ЯМЗ V-образных дизельных двигателей признавалось бесперспективным. В качестве альтернативы предлагалось купить у одного из ведущих западных производителей лицензию на производство хорошо отработанного рядного дизеля и без особых хлопот наладить его серийный выпуск.

Официальным поводом для начала столь кардинальных перемен стало решение правительства РФ о поэтапном введении на территории страны экологических требований к двигателям и автотехнике, соответствующих положениям европейских экологических стандартов. Так, с 1 января 2008 г. на смену действующему с 2004 г. Euro-2 придет Euro-3, а с 2010 г. - Euro-4.

Заметим, что все это напрямую затрагивает интересы белорусских производителей автотехники и в особенности Минского автозавода, для которого Россия - главный рынок, а Ярославский завод - монопольный поставщик дизельных моторов.

Уже в 2002 г. руководство "РусПромАвто" вступило в переговоры с автоконцерном IVECO относительно приобретения лицензии на право организации производства современных моторов большой мощности Cursor и малолитражных двигателей Tector.

Руководство ОАО "Автодизель" в лице сначала гендиректора Владимира Савельева, а затем и сменившего его Алексея Петрова, мягко говоря, было не в восторге от проектов, ставящих под угрозу само существование ярославской школы дизелестроения как таковой (что в конечном счете и стало настоящей причиной их отставки).

На предприятии к моменту прихода нового собственника на базе серийно выпускаемых V-образных четырехтактных дизелей уже были разработаны двигатели семейства ЯМЗ-656/658, соответствующие параметрам Euro-3. Причем, как считают специалисты, заложенные в конструкцию этого дизеля резервы открывают возможность доведения его характеристик до уровня Euro-4.

Важно и то, что в 2003 г. МАЗ изготовил опытный образец грузового автомобиля, оснащенного мотором V8 ЯМЗ-658. К настоящему времени двигатель и грузовик прошли весь комплекс испытаний и получили соответствующие сертификаты.

 
Не хочешь - заставим.
 

Но, как гласит народная мудрость, прав тот, у кого больше прав. Несмотря на наличие дизеля Euro-3 собственной разработки и неудачу в переговорах с IVECO и рядом других компаний, слишком самостоятельные директора были уволены, а поиски зарубежного технологического донора продолжены.

Лишь 19 июня 2006 г. между "Группой ГАЗ" и дочерней компанией концерна AB Volvo - Renault Trucks - было подписано рамочное соглашение, в соответствии с которым россияне получили лицензию на производство и право на доработку дизельных двигателей Euro-3 Renault DCi 11.

Понятно, что ни о каком альтруизме со стороны Renault речи быть не может. Просто ее завод в Лионе переходит на выпуск технически более совершенного дизеля DXi 11, а снимаемый с производства мотор DCi 11 и высвобождаемое при этом оборудование за 57 млн. EUR передаются ОАО "Автодизель".

Насколько можно судить по высказываниям высокопоставленных функционеров "Группы ГАЗ", подготавливая настоящий договор, они заранее рассчитывали на то, что значительную часть лицензионных DCi 11 будет закупать Минский автозавод, традиционно являвшийся главным заказчиком тяжелых двигателей ЯМЗ, - куда он денется!

Однако ведущие специалисты МАЗа не выразили особой радости по поводу "подарка" из Франции. Замена ярославских дизелей на принципиально иной агрегат влечет за собой существенные конструктивные доработки минских грузовиков, требует значительных затрат времени и денег. А посему начать серийный выпуск автомобилей с DCi 11 в январе 2008 г. - дело явно нереальное.

Да и стоимость "француза", которая пока оценивается экспертами примерно в 10.800 USD, будет на 22-25% выше, чем у ЯМЗ-658. Вкупе с дополнительными издержками на доработку самого автомобиля это отрицательно скажется на цене и конкурентоспособности продукции Минского автозавода на российском рынке.

 
За двумя зайцами.
 

Впрочем, невозможность завершения технической подготовки производства DCi 11 к моменту введения в России требований Euro-3 (в связи как с незавершенностью процесса адаптации двигателя, так и с неготовностью мощностей для его выпуска) вскоре стала ясна и высшим менеджерам "Группы ГАЗ", не говоря уже о руководстве ОАО "Автодизель".

Говорить об этом с достаточной степенью уверенности позволяет содержание интервью Николая Александрычева в конце прошлого года, где были озвучены основные пункты программы освоения предприятием производства дизелей Euro-3 и Euro-4.

Во-первых, серийное изготовление двигателей класса Euro-3 должно начаться во втором полугодии 2007 г. с выпуска моторов семейства ЯМЗ-656/658. Во-вторых, параллельно с этим в Тутаеве на основе закупленного во Франции оборудования продолжится создание сборочного производства лицензионных дизельных двигателей ЯМЗ-650.10 (DCi 11, доведенный до уровня Euro-4). К 2010 г. новинка будет поставлена на конвейер. С выходом на проектную мощность годовой выпуск этих моторов должен составить 20 тыс. шт. Одновременно с увеличением объемов сборки будет расти и уровень локализации производства комплектующих в РФ.

Что касается двигателей ЯМЗ-656/658, то их производство некоторое время будет сохраняться, а затем постепенно сойдет на нет.

В качестве подтверждения принятия такой стратегии можно рассматривать содержание протокола, подписанного "Группой ГАЗ" и администрацией Ярославской области 9 июня в рамках XI ежегодного Санкт-Петербургского международного экономического форума. В соответствии с ним, "Группа ГАЗ" выделит в 2007-2009 гг. на реализацию проектов развития ярославских дизелестроительных предприятий 11,51 млрд. RUB, в том числе в 2007 г. - 4,472 млрд. RUB.

Около 24% от этой суммы (1,066 млрд. RUB) будет направлено на разработку модификаций и организацию производства многоцелевых V-образных двигателей семейства ЯМЗ-656/658 с диапазоном мощности 230-420 л. с. и новых 6- и 9-ступенчатых коробок передач. Еще 954 млн. RUB отпущено на организацию производства лицензионных двигателей ЯМЗ-650.10.

 
Когда результат не гарантирован.
 

Здесь уместно отметить, что и коммерческая, и техническая стороны данной стратегии вызывают сомнения у немалого числа экспертов. С их точки зрения, фактические временные и финансовые издержки на ее реализацию окажутся существенно выше запланированных (что ставит под вопрос готовность серийного ЯМЗ-650.10 соответствовать стандарту Euro-4 к 2010 г.), а спрос на "движки" с французской родословной - заметно ниже. В число сомневающихся наблюдатели включили и уже уволенного Н. Александрычева, который, по некоторым данным, предлагал в качестве альтернативы продолжить доработку ЯМЗ-656/658 до уровня Euro-4.

О том, что в Ярославле нет твердой уверенности в успешной реализации "французского" варианта в намеченный срок, свидетельствует и соглашение между "Группой ГАЗ" и фирмой Ricardo UK LTD от 27.06.2007 г., согласно которому зарубежные специалисты берутся за модернизацию дизеля ЯМЗ-650.10 в соответствии с требованиями Euro-4. Завершение работ при участии специалистов завода "Автодизель" запланировано на 2009 г.

Таким образом, в очередной уже раз Минский автомобильный завод, которому сегодня принадлежит около 35% российского рынка тяжелых грузовиков, оказывается заложником внутрикорпоративной борьбы в принадлежащих Олегу Дерипаске структурах.

Коренным решением "двигательной" проблемы могло бы стать создание собственного производства тяжелых дизелей в нашей стране. Но реально это возможно только в сотрудничестве с одним из ведущих мировых производителей двигателей.

Белорусы и рынок



Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом