Новости

Полный токсикоз

В апреле 2009г. Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал «Доклад о финансовой стабильности в мире. Ответ на финансовый кризис и измерение системных рисков». Фонд в очередной раз ухудшил оценку состояния мировой экономики. Долгов оказалось гораздо больше, чем думали в 2008г. «Токсичные» активы не рассасываются и заражают мировую финансовую систему. Хоть Беларусь в нее мало интегрирована, выводы и рекомендации Фонда к ней относятся в полной степени.

Все только начинается

Дешевые кредиты, бурные потоки иностранных инвестиций и пышный букет квазиденег в виде десятков видов ценных бумаг создали недоступный для понимания и прогнозирования клубок проблем. Распутать его пытаются правительства, финансовые организации и аналитики, а заодно и навести порядок в бардаке, который они создавали как минимум последние 20 лет.

По мере того как раскрываются новые подробности балансов банков, компаний и финорганизаций, объем «токсичных» активов, невозвратных кредитов и плохих долгов растет. В январе 2009г. Фонд обнародовал сумму - $2,2 трлн., а сейчас она превышает $4 трлн., причем две трети ее приходится на банки. Резко обесценились вложения в ценные бумаги пенсионных и страховых компаний, так что вероятность роста объема «токсичных» ценных бумаг и плохих долгов в ближайшие 12-18 месяцев остается высокой. Кредитные рынки не скоро вернутся к нормальному режиму работы, начнут интенсивно списываться долги, а предприятия ждет затяжной период дорогих кредитов.

Тяжелые времена наступают для переходных стран, в т.ч. для Беларуси. По оценке МВФ, для рефинансирования старых обязательств им понадобится $1,8 трлн. Речь идет преимущественно о требованиях корпораций и банков. Нехватка кредитов и дефолт по депозитам – проблемы уже не их собственников и акционеров, а правительства. При таком дефиците свободных ресурсов нашим банкам и предприятиям очень трудно будет привлечь внешние кредиты и найти инвесторов. Конечно, в условиях массовых дефолтов и неплатежей отдельные белорусские банки и предприятия тоже могут объявить дефолт и начать переговоры по реструктуризации долгов. Нет сомнений, что крупный госбизнес надеется на безотказность правительства и Нацбанка, но эти временные меры не локализуют и не изолируют «токсичные» активы отечественной экономики, а лишь углубляют структурный кризис.

Лечение с заражением

На фоне падения объемов прямых иностранных инвестиций МВФ предвидит существенное увеличение бюджетного финансирования «стратегически важных» компаний и отраслей. Фонд поддерживает активную роль правительства в предоставлении денег особо нуждающимся. Три его краткосрочных приоритета выглядят так: «обеспечение доступа банковской системы к ликвидности, обнаружение и работа с плохими активами, рекапитализация слабых, но устойчивых институтов и быстрое решение проблем неустойчивых банков». Реализация приоритетов предполагает активную денежную эмиссию центробанками, национализацию упадочных финорганизаций и корпораций, а также щедрые бюджетные вливания в них. А это нескромное приглашение в эпоху больших дефицитов бюджета и стремительного роста долгов. Больше власти чиновникам и политикам, меньше возможностей для малого бизнеса. МВФ предлагает активнее рыть долговую яму, а старые долги сокращать за счет инфляции. Тем, у кого долги в твердой валюте, явно не повезло.

Стимуляция одних будет происходить за счет резкого ухудшения условий работы других. Пострадает как раз тот бизнес, который вел себя дисциплинированно и ответственно, не создавал долгов и зарабатывал хорошую кредитную историю. На ближайшие годы жилищные и потребительские кредиты останутся дорогими. Менее доступными будут займы на получение образования. Это та дорогая социальная цена, которую мир заплатит за желание распорядителей чужим потреблять больше заработанного.

Цена вопроса

Ни МВФ, ни власти США и еврозоны не знают, как обнаружить и избавиться от плохих кредитов и «токсичных» активов. Такую широкомасштабную операцию очистки может провести только рынок через институт банкротства. В результате одни будут наказаны за безответственное поведение и инвестиционные ошибки, а кризис останется в прошлом, другие получат возможность занять образовавшиеся на рынке ниши, и жизнь вернется в нормальное русло.

Но МВФ и богатые мира сего поступают иначе. Такого массового спасения большого, безответственного бизнеса за счет налогоплательщиков трудно припомнить. По оценке Фонда, для приведения активов и долгов банковской системы Запада к докризисному уровню конца 2007г. нужно по минимальному сценарию $275 млрд. - для американских банков, около $375 млрд. - для банков зоны евро, $125 млрд. - для Британии и $100 млрд. - для банков других стран Западной Европы. По второму сценарию, который предполагает восстановление отношения долги/активы к уровню середины 90-х гг., капиталовложения должны быть еще серьезнее: $500 млрд. - для банков США, $725 млрд. - для зоны евро, $250 млрд. - для Британии и $225 млрд. - для остальной части богатой Европы. Указать источник недостающих для банков $1,7 трлн. не так просто, особенно в условиях жесткого кредитного сжатия.

 

Пример для подражания

Мир вступил в очень опасную фазу развития. Реальна угроза инфляции доллара, банкротства сотен тысяч компаний и затяжной депрессии переходных стран. Очевидно, что Беларусь, Россия или Украина не могут рассчитывать на интеллектуальную поддержку МВФ, руководства G20 или ЕС-27 в выработке действенных антикризисных мер. Но 35% стран мира демонстрируют рост ВВП и борются с кризисом проверенным, действенным и эффективным способом - экономической свободой. Как ни парадоксально, но именно они сегодня являются тем цивилизованным миром, за которым следует идти.

 

Размер рынков капитала, 2007г., $ млрд.

Страна

ВВП

Общие резервы минус золото

Капитализация фондового рынка

Долговые ценные бумаги

Банковские активы

Облигации, акции и банковские активы

Облигации, акции и банковские активы, % ВВП

 

 

 

 

Государств.

Частные

Всего

 

 

 

Мир

54841

6449

65106

28629

51586

80215

95769

241089

439,6

ЕС

15741

279,7

14731

8778

19432

29211

48462

91404

580,7

Зона евро

12221

172,1

10040

7606

15398

23004

35097

68141

557,6

США

13808

59,5

19922

6596

23728

30324

11194

61441

445

Япония

4384

952,8

4664

7148

2066

9214

10087

23964

546,6

Развивающиеся страны

17271

4035

20950

5001

2796

7797

18258

47005

272,2

В том числе из Европы

3290

848,6

2418

770,4

178,9

947,3

2177

5542

168,5

 

Обменные курсы отдельных валют, за $1

Страна

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Изменение 2008г. к 2007г.

Изменение 2008г. к 2003г.

Аргентина

2,93

2,97

3,03

3,06

3,15

3,45

-9,5

-17,7

Бразилия

2,89

2,66

2,34

2,!4

1,78

2,31

-29,8

+20,1

Китай

8,28

8,28

8,07

7,1

7,3

6,83

+6,4

+17,5

Индия

45,63

43,46

45,05

44,26

39,42

48,80

-23,8

-6,9

Чехия

25,71

22,42

24,55

20,83

18,2

19,2

-5,5

+25,3

Польша

3,73



Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация