Новости

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОКЛЯЛОСЬ

В конце декабря 2009г. Совмин и Нацбанк Беларуси представили, пожалуй, самую серьезную для себя программу рыночных реформ. Для МВФ - с иностранными экспертами, особенно если у них можно попросить денег, наши министры гораздо откровеннее и прагматичнее.

Торжественно клянусь

Правительство и Нацбанк пообещали МВФ в 2009г. использовать обменный курс рубля как номинальный якорь, но потом заменить его привязкой к корзине валют, расширив коридор до 5%. В случае угрозы истощения золотовалютных резервов (ЗВР) предусматривается возможность удешевления рубля, т.е. очередная девальвация вроде как уже согласована с Фондом. Какой ей быть на этот раз - ползучей или порционной, по 10-15%, - это другой вопрос.

Власти пообещали в 2009г. удержать инфляцию в пределах 11,5% и поддерживать положительные реальные процентные ставки. Но темпы роста цен за I квартал грозят годовой инфляцией более 20%. Если, конечно, не вмешаются некие «методологические» силы свыше.

Есть проблемы и с выходом на положительную ставку процента. В I квартале Нацбанк держал ставку рефинансирования на уровне 14%. Банкам разрешили резко поднять ставки по кредитам, но Нацбанк не может поставить себе в заслугу устойчивый выход из зоны отрицательных процентных ставок.

Правительство заверило МВФ, что будет поддерживать стабильность банковской системы и только в экстренных случаях поступать, как в конце 2008г., когда госбанки получили из бюджета Br3 трлн. Планировалось перейти на режим прямого заимствования банкам из бюджета, но о валютном СВОПе между Нацбанком и коммерческими банками в программе не было ни слова. Нацбанк взял на себя обязательство ограничить в 2009г. прямое кредитование нефинансового сектора до Br350 млрд., хотя по итогам 2008г. эта сумма была в 2 раза больше.

На 2009г. правительство анонсировало продажу контрольного пакета акций «Белпромстройбанка» и «Белинвестбанка», а также неконтрольного пакета «Беларусбанка». Этим должна заняться выбранная властями авторитетная международная структура. Совмин и Нацбанк обещали ускорить приватизацию и сделать акцент на приватизации крупных коммерческих организаций. В 2009г. должно быть продано 147 предприятий химического, нефтехимического, телекоммуникационного и строительного секторов. После мартовских высказываний президента о неизменности процедуры приватизации государство вряд ли продаст крупные промзаводы, а себе оставит мелочевку. Тем более что власти ждут инвесторов, готовых купить предприятия по ценам 2007г. - начала 2008г.

Правительство обещало завершить 2009г. со сбалансированным бюджетом, но сделало очень важную оговорку: кроме ресурсов, которые будут потрачены «на рекапитализацию операций банков». Это значит, что бюджет может быть дефицитным, но МВФ не посчитает это нарушением условий получения кредита.

В режиме «заморозки»

К концу июня 2009г. власти страны обещали утвердить новую версию бюджета и очень бережливо относиться к расходам. Но, по оценке МВФ, для выполнения финобязательств в 2009г. Беларуси потребуется привлечение кредитов в размере $10,7 млрд. и около $9,5 млрд. в 2010г. При этом Фонд считает, что в 2009г. наши власти смогут привлечь только $4,2 млрд. Откуда взять остальные $6,5 млрд., чтобы не испортить красивую картину выхода из кризиса к концу 2010г., непонятно.

Если позволят экономические условия, в мае 2009г. ставка I разряда будет увеличена на 5%. К тому же власти обязались «одобрить указ, который установит на 2009г. лимит роста зарплат в полностью государственных компаниях или в организациях с преобладанием госкапитала или возможностью блокировать решения акционеров, до 5% в номинальном выражении. Мы уверены, что данная мера коснется около 80% всех наемных работников Республики Беларусь».

При этом в начале апреля руководители страны заявили о 14-процентном росте реальной зарплаты в Беларуси. Получается, что когда власти просили у МВФ кредит, они говорили о сокращении реальной зарплаты в 2009г. примерно на 10-15%, а после I квартала, когда кризис уже нельзя скрыть никакой пропагандой в госСМИ, Совмин заговорил о прямо противоположной тенденции. Может, кто-то перепутал знаки «плюс» и «минус» в докладной записке?

Еще правительство обещало Фонду в 2009г. «сократить объем инвестиций в основной капитал республиканского бюджета по сравнению с 2008г.». В условиях острого дефицита кредитных ресурсов и инвестиций это выглядит вполне разумно, но в начале апреля то же правительство заявило о неизменности плана роста инвестиций в основной капитал на 23-25%. Очевидно, у него есть цифры для внешнего и внутреннего потребления. И какие из них будут реальными - вопрос открытый. I квартал 2009г. показал, что даже цифры прогноза, согласованные с МВФ, являются чрезмерно оптимистичными.

Не путать общее с частным

«Мы осознаем, что наша система контроля над ценами и зарплатами, обеспечивая краткосрочную стабильность, является неэффективной, источником уязвимости», - прозревает правительство в меморандуме для МВФ. Премьер-министр и глава Нацбанка признают: жесткое регулирование цен подрывает возможность адаптации экономики к шокам. Для Фонда они обещали либерализацию цен, отказ от целевых показателей по зарплате в долларах, прекращение действия норматива роста цен на 0,5% в месяц после I квартала, сокращение списка товаров, на которые распространяются другие меры ценового регулирования. Но навязывание уровня зарплаты для частного сектора будет отменено только в 2010г., когда «экономика адаптируется к шокам».

Совмин и Нацбанк декларируют желание войти в 30-ку лучших стран по качеству делового климата, для чего готовы снизить размер государства, налоговую нагрузку, предоставить больше свободы для частных предприятий и для тех, где государство является миноритарным акционером. «Права правительства в таких компаниях не будут выходить за рамки прав других миноритарных акционеров». В I квартале 2009г. движения в этом направлении не было, зато был подготовлен проект указа о необходимости согласования с президентом дополнительной эмиссии акций любого акционерного общества, созданного в процессе приватизации.

Понимая сверхоптимистичность планов белорусских властей, МВФ пишет о рисках, которые могут разрушить идиллическую картину выхода из кризиса. В условиях падения внешнего спроса на белорусские товары, растущих проблем банковского сектора и бюджета МВФ считает, что одним из основных рисков является девальвация. Второй риск - высокая степень неопределенности внешней экономической и финансовой среды. На фоне падающих в бездну экономик России и Украины, рецессии в Европе белорусским расчетам на выздоровление экономики к середине 2009г. едва ли суждено сбыться. Значит, рано или поздно нужно будет отпустить цены, снизить налоги и начать бороться с бюрократией, т.к. именно она является главным институциональным риском Беларуси. Но об этом МВФ не пишет. Политическая корректность, понимаете ли…

 

Беларусь. Среднесрочный сценарий развития в 2006-13гг. Версия МВФ

Показатель

2006

2007

2008о

2009п

2010п

2011п

2012п

2013п

Реальный ВВП

10,0

8,2

10,5

1,4

2,3

5,2

7,2

7,3

Экспорт

8,2

6,7

6,2

3,2

2,2

5,6

6,0

6,1

Импорт

21,6

7,3

16,2

-3,1

0,5

4,5

8,0

8,7

Дефлятор ВВП

10,7

12,1

20,2

17,1

7,1

8,7

9,1

9,1

Потребительские цены (средние за год)

7,0

8,4

14,9

15,7

6,1

7,7

7,5

7,2

Потребительские цены (на конец периода)

6,6

12,1

13,7

11,5

8,0

7,5

7,5

7,0

Баланс консолидированного бюджета, % ВВП

-1,0

0,4

-0,5

0,3

-0,7

-0,3

-0,3

-0,3

Текущий счет, % ВВП

-3,9

-6,8

-7,6

-5,4

-3,6

-3,0

-3,3

-4,0

Торговый баланс, % ВВП

-6,1

-9,1

-9,6

-8,6

-7,4

-7,1

-7,5

-8,3

Валовой внешний долг, % ВВП

18,5

28,0

25,3

32,4

33,9

31,9

29,7

29,2

Шок условий внешней торговли, % ВВП

1,6

-2,4

3,7

-1,1

-0,5

-0,8

0,2

0,1

Номинальный ВВП, Br трлн.

79

96

128

152

166

190

222

260

Номинальный ВВП, $ млрд.

37

45

60

-

-

-

-

-

Источник: расчеты экспертов МВФ, Страновой доклад МВФ N 09/109, апрель 2009г.

 

Ярослав РОМАНЧУК

 

http://www.belgazeta.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация